Множественное число прилагательных и их склонение
Примерное задание. Показывая ребенку картинку, вы спрашиваете: «Цветок красный, а цветы какие?» (красные). «Каких цветов теперь нет?» — прячете картинку (красных).
Фразовая речь
^ Ребенок должен закончить начатое вами предложение по картинке: «Мальчик едет на велосипеде» (вы называете только первое слово фразы — мальчик).
-/ Ребенок должен дополнить ваше короткое предложение по картинке: «Мальчик едет» (Мальчик едет на велосипеде). Далее пусть распространяет свое предложение насколько это возможно (Мальчик едет на велосипеде по дороге. Мальчик едет на красном велосипеде по дороге. Мальчик едет на своем красном велосипеде по дороге домой). Можно задавать ему наводящие вопросы: «На чем едет?», «На каком велосипеде едет, на чьем?», «Куда
он может ехать?». Для начала предложите ребенку образец подобного развития предложения, чтобы он ясно понял, что от него требуется.
Рисунок или структура слова
При нарушении рисунка слова ребенок переставляет в словах звуки и слоги, недоговаривает их. Одно и то же слово каждый раз может искажаться совершенно по-разному: например, пидора, мидора — помидор; фралъ, вираль, фараль — февраль.
Ребенок должен по нескольку раз повторять за вами слова, состоящие из 3-4 слогов, например: подворотня, электричка, санаторий, институт, сонатина и т. п.
Не спутайте этот речевой дефект с ситуацией, когда ребенок пропускает в слове один или два звука, которые он не выговаривает. Предлагайте ему для повторения слова, все звуки в которых ребенок умеет хоть как-то произносить, хотя бы и неправильно.
Понимание речи
Ребенок должен выполнять сложные инструкции, например: «Пойди в соседнюю комнату, достань из стола карандаш и принеси мне». «Правой рукой возьми себя за левое ухо и одновременно высуни язык». «Достань из-под стола ручку, положи ее в ящик стола под тетрадь».
Результаты и рекомендации
1. Тяжелое недоразвитие речиили алалия (отсутствие речи). Речи у ребен
ка почти нет или есть короткая (из 2-3 слов) грамматически неоформленная
фраза, с пропуском слов, которые могут заменяться жестами. Слова ребенок
произносит крайне неразборчиво, искажая их до неузнаваемости.
В этом случае нужно срочно обратиться к логопеду, имеющему опыт работы с этим нарушением, или определить ребенка в логопедический детский сад, в группу для детей с общим недоразвитием речи.
2. Общее недоразвитие речи средней степени.В этом случае ребенок бу
дет допускать ошибки при выполнении всех заданий по всем или почти по
всем пунктам.
Рекомендации те же, что и в предыдущем случае.
3. Легкое недоразвитие речи.Некоторые задания ребенок выполняет, а с
некоторыми не справляется. Например, он одни грамматические формы упот
ребляет правильно, а другие - нет, избирательно использует предлоги. Сло
варный запас у него достаточный для того, чтобы объясниться в простой си-
туации, но он может не справиться с каким-то видом задания, например, с подбором антонимов. Ребенок может переставлять и пропускать звуки и слоги в трудных для повторения словах. При этом речь ребенок обычно понимает хорошо.
Иногда у детей наблюдается легкое недоразвитие речи с сильно нарушенной структурой слова.Речь ребенка звучит очень непонятно и производит впечатление более тяжелого общего недоразвития. Возникает впечатление, что ребенок говорит совершенно безграмотно (например, неправильно употребляет окончания, приставки, предлоги). На самом же деле он просто не может полностью выговаривать слова из-за многочисленных неправильно произносимых и пропускаемых звуков, а также из-за перестановок звуков и слогов.
При легком недоразвитии речи возможна самостоятельная постановка ребенку звукопроизношения, это подтолкнет развитие его речи, но при наличии возможности нужно обратиться к логопеду.
4. Отсутствие недоразвития речи.Ребенок справляется со всеми заданиями, и ошибки в их выполнении встречаются только тогда, когда он просто не понял инструкции. При повторном, наглядном объяснении ребенок выполняет задание правильно. Ошибки могут встречаться и в том случае, когда у него не достает каких-либо знаний (например, никто до сих пор не сказал ему, что детеныша лошади называют жеребенком). В этом случае вы можете самостоятельно ставить ребенку звуки.
Подвижность речевых мышц
Подвижность речевых мышц нарушается из-за того, что некоторые мышцы не получают достаточного нервного импульса. В результате они не могут совершать необходимых речевых движений. Это заболевание называется дизартрией.
При дизартрии ребенок говорит медленнее обычного. Речь может звучать неблагозвучно, неряшливо, про такую речь говорят — «каша во рту». Если вы обнаружили у ребенка сильную назализацию голоса и боковое, а также межзубное произношение звуков — можно предположить, что у него есть нарушение подвижности речевых мышц. Для этого дефекта также характерно смягчение всех согласных звуков, произносящихся с помощью языка.
Каким образом проверить подвижность речевых мышц ребенка описано на с. 21-25. Там же вы найдете и все необходимые рекомендации.
Если у ребенка не восстановлена подвижность речевых мышц, это может быть причиной неэффективности проводимых с ним логопедических занятий.
Строение речевых органов
Чаще всего у детей наблюдаются следующие анатомические недостатки в строении речевых органов, в результате которых нарушается произношение звуков.