Внутренняя взаимосвязь» карт каждой масти 2 страница
Мечи
Мечи - острота интеллекта, вражды и горя.
Человек с выраженной стихией воздуха.
Знаки Зодиака: Весы, Водолей, Близнецы.
Стихия: воздух
Английское название: Sword
Игральные карты: пики, вини
Ясный, трезвый ум, умение принимать решения, критический разум, четкая способность суждения, мастер разгадывать загадки; разлука, расставание с чем-то, конфликт, борьба, болезнь, неудача, боль, опасности, смерть.
Меч - символ оружия, несущего раны и смерть.
Меч - символ инструмента, режущего, рассекающего и разделяющего.
Стихия воздуха
Воздух представляется нам подвижным, прозрачным, прохладным, освежающим и бодрящим. Это - олицетворение нашего разума, интеллекта, для которого воздух - родная стихия. Ясность, объективность познания, чистая мысль, свободная от предрассудков (огонь), от соображений выгоды (земля) и от меняющихся настроений (вода), - вот цель, к которой стремится человек с выраженной стихией воздуха.
Это мир абстракций, мир математики, формальной логики, шахмат, где интеллект проявляется во всем блеске. И так же, как и воздух, такой человек обнимает любую задачу или проблему со всех сторон, ища «дырочку», чтобы проникнуть внутрь, и находит ее.
Такая ловкость, часто представляющаяся удивительной, такая способность «чисто теоретически» проанализировать за один раз огромное количество факторов, а также рассмотреть и те, и другие мнения (часто прямо противоположные, как
advocatus diaboli1) нередко делают «человека воздуха» в глазах других софистом, демагогом, изменником, ненадежным партнером. Хотя на самом деле его мир - это мир слов и мыслей, играть которыми просто доставляет ему радость. Его любознательность, многосторонность, способность блестяще вести и научную, и светскую беседу, его склонность к каламбурам делают его приятным собеседником и желанным гостем. В то же время его «натренированность» в этой игре ума, его критический разум и умение делать молниеносные выводы заставляют противников опасаться его как оппонента, выдержать спор с которым непросто, особенно если ты сам не отличаешься быстротой мысли и сообразительностью.
Теневая же сторона этих способностей выражается в неумении и нежелании задерживаться на чем-либо, будь то убеждения или порученная работа, а также в привычке довольствоваться теоретическим разрешением проблемы, не переходя к его практическому осуществлению. Это - газетчик, для которого ценна только сегодняшняя информация, философ-оратор, способный часами строить восхитительные теории, но неспособный хоть часть из них воплотить в жизнь. Но это и тактик, умеющий трезво и хладнокровно найти выход из любой ситуации, не оглядываясь ни на какие моральные соображения; для него жизнь - это всего лишь увлекательная игра в шахматы, в которой он не преминет использовать любое, даже малейшее преимущество, а заодно и высмеять своего противника за его «твердые убеждения», потому что сам к таким убеждениям не способен.
Столь острый ум заставляет его любить прежде всего формальную логику, без полутонов различающую, где истина, а где ложь. Это последователь классической
1 «Адвокат дьявола» (лат.) - человек, нарочно критикующий выдвинутую гипотезу, чтобы выявить ее уязвимые места.
школы, в которой принято перебирать все возможные взаимосвязи, делая выводы строго по правилам индукции и дедукции. Он не упустит ни малейшей детали и разложит их все по полочкам. Для него это и есть величайшее достижение человеческого ума, основа всякого познания. При этом его обычно не интересует, имеют его выводы хоть какое-то отношение к реальному миру или нет. До тех пор, пока его логика безупречна, ему доставляет удовольствие делать их, а заодно и бравировать ими перед своими менее остроумными противниками.
В любви человек с выраженной стихией воздуха обычно строго следует «правилам игры», то есть некой определенной модели брачного поведения, причем личность партнера для него не играет никакой роли. Многосторонность, разнообразие интересов преследуют его и здесь, отчего у партнера часто возникает повод обвинить его в неверности. Такого отношения к партнеру, как «либо эта женщина, либо никто», он не понимает. Партнер для него - всего лишь очередной актер на амплуа его идеала. Он предпочитает строить свои отношения с ним на чисто спортивной основе «честной игры»: и я, и ты - люди независимые и свободные, подножки и прочие нарушения запрещаются. (Если на это настроены оба партнера, то союз у них, кстати, может получиться весьма неплохим.)
На закате жизни, вспоминая прожитые годы, такой человек задается лишь вопросом: «Чему я успел научиться? Какие новые идеи подарил миру?»
И, поскольку такой холодный и все просчитывающий разум нередко воспринимает мир эмоций как нечто чересчур хаотичное и недостойное мыслителя, то он обычно и становится его жертвой. У нас, на Западе, этот «приоритет головы» преобладает настолько, что подавлять эмоции считается чуть ли не хорошим тоном. Однако в основе способности любить и дружить лежат именно
эмоции, поэтому доминирование интеллекта здесь слишком часто приводит к нарушению гармонии. Вот почему масть Мечей в картах Таро обычно означает горе, разлуку, расставание или конфликт. Что именно происходит при этом, хорошо показано в следующем отрывке (из Шелдона Коппа: «Встретив Будду...»), посвященном «Ультиме» - фантастической игре вроде шахмат, с довольно необычными правилами, которая представляет собой метафорическое описание «игр, в которые играют люди»:
1. Отступающий может побить фигуру, стоящую на соседнем поле, отступив на одно поле дальше от нее.
2. Координатор может побить фигуру противника, дав ему занять поле между своей фигурой и фигурой своего союзника.
3. Блокиратор сам не побивает чужих фигур, но блокирует их (лишает хода), оказавшись на соседнем с ними поле; когда он покидает это поле, они вновь обретают право ходить. Уйти из-под такой блокады блокированная фигура может, лишь объявив о самоликвидации. Самоликвидацию фигуры, в просторечии «самоубийство», объявляют, чтобы получить возможность атаковать фигуру блокиратора.
4. Хамелеон может бить фигуры на всех доступных клетках, но только тем ходом, которым ходит побиваемая фигура. Поэтому выбор хода Хамелеона зависит от того, какая из фигур противника в данный момент угрожает ему. Тем не менее Хамелеон свободен в выборе и может побить не эту, а любую другую фигуру.
КОРОЛЬ МЕЧЕЙ
Холодные тона этой карты соответствуют чистоте, ясности и безэмоциональности стихии воздуха. Это - область чистого интеллекта (воздух), ясных мыслей, не замутненных ни влечениями (вода), ни предрассудками (огонь), ни соображениями материальной выгоды (земля). Воздушный тип иногда сравнивают с мотыльком, подвижность, любознательность и непостоянство которого символизируют динамизм духа. На спинке трона Короля можно разглядеть изображения мотыльков. В небе парят две птицы, издавна служащие символами мудрости и познания (ср. Аркан Звезды, XVII). То, что их две, говорит о неустанном духовном поиске, готовом подвергнуть сомнению только что сделанный вывод, чтобы начать работу над новым. Эта постоянная релятивизация | |||
в троичном ритме тезис- антитезис-синтез позволяет покорять все новые вершины духа. С другой стороны, человек, обладающий подобными способностями, представляется стороннему наблюдателю ненадежным партнером, переменчивой личностью, которая не ищет истины, а подменяет ее ловкими, часто даже блестящими, но от этого не менее пустыми оборотами речи, отчего истина не только не «рождается в споре», а, расчлененная на части, оказывается похоронена окончательно. И сам его дух представляется гладким, скользким и неуловимым. Если в Короле Жезлов нас привлекает в первую очередь возможность договориться о чем-то, важном для будущего, то с Королем Мечей ни до чего договориться нельзя, потому что он способен заговаривать нам зубы (волосы, уши) до тех пор, пока мы окончательно не забудем, о чем шла речь, или не придем к чему-то прямо противоположному. С другой стороны, никто кроме Короля Мечей не сумеет подняться до таких вершин духа, обосноваться | |||
на них и отдаться чистому познанию. Светлая сторона этой стихии как раз и заключается в способности чистого, высшего разума, в способности проникать туда, где находится самое высокое, самое важное знание. Другие имена и образы: Царь Разума, слов, ясного, логичного, острого - или холодного, расчетливого разума. Умный король, тактик, интеллектуал, диалектик, софист, циник, шахматист, математик. Хитроумный Одиссей. | |||
КАЧЕСТВО ТЕНЕВАЯ СТОРОНА | Остроумие, находчивость, понимание, не лезет в карман за словом, способность к абстракции, деловитость, объективность, аналитический подход, критичность. Насмешник, вертопрах, беспринципный человек, вечно все рассчитывающий, неуловимый, циничный, хитрый, разбросанный, непостоянный, неверный. | ||
ТИПИЧНЫЕ ПРОФЕССИИ | Ученый, репортер, юрист, философ, ритор, математик, литератор, критик. Актер кабаре, дипломат, коммивояжер, маклер. | ||
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ | Человек: зрелый, часто адвокат, не боится брать на себя ответственность, за словом в карман не лезет, интеллигентный, остроумный, блестящий, хороший аналитик, деловитый, справедливый. События: конфликт, спор, судебное дело. | ||
В ПЕРЕВЕРНУТОМ ПОЛОЖЕНИИ | Человек: трудный, сложная натура, расчетливый, эгоцентричный, злопамятный, циничный, вредный. Садист. События: жестокость, бесчеловечность, заказной судебный процесс. | ||
КОРОЛЕВА МЕЧЕЙ
Символика этой карты во многом сходна с символикой Короля Мечей. Золотые мотыльки в короне, ровно поставленный меч и одна-единственная птица в небе указывают, что сила ее разума направлена в первую очередь на самопознание, а не на ознакомление со все новыми явлениями. Левая рука (символ подсознания) поднята. С запястья свисает нечто, напоминающее остаток кандалов, от которых она, вероятно, освободилась с помощью своего меча. Поскольку женщин в старину считали неспособными к разумному суждению, традиционное толкование этой карты было по большей части негативным. | ||||||||||
Другие имена и образы: Царица Разума, красноречия, ясности и хладнокровия в суждениях, а также острого, тонкого ума. Независимая королева, способная к трезвому суждению.
|
РЫЦАРЬ МЕЧЕЙ
Здесь буйная стихия воздуха проявляется во всей полноте. Это - острый меч разума, несущийся над землей подобно урагану и сметающий любые препятствия с силой и без всякой жалости. В этой карте темная сторона стихии воздуха проявляется с особой силой. | ||||||||
|
ВАЛЕТ МЕЧЕЙ
Валет, самая младшая из фигурных карт, еще только учится обращаться с мечом. Десять птиц в небе символизируют множество идей, пока не столько стимулирующих его к действию, сколько сбивающих с толку. | ||||||||
|
ДЕСЯТКА МЕЧЕЙ
Человек, пронзенный десятью мечами, лежит на земле. Море (душевных переживаний), которого он так и не достиг, выглядит холодным. Небо черное, и даже золотистый свет на горизонте (надежда) тоже холоден. Эта карта сходна со Смертью (XIII), но не содержит идеи трансформации. Даже наоборот: это - добровольное саморазрушение, насильственный конец, убийственная сила разума. Она часто означает намеренное и резкое прекращение какой-либо невыносимой ситуации. | ||||
|
ДЕВЯТКА МЕЧЕЙ
Женщина, в испуге вскакивающая с постели среди ночи. Девять мечей, висящих у нее над головой, символизируют опасность, которую она ощущает. На одеяле изображены 24 розы, а также знаки Зодиака и символы планет. С одной стороны, их можно истолковать как причину ее опасений - «плохой гороскоп» в любви или вообще в жизни. С другой же - они могут означать и утешение: божественную любовь и мудрость Провидения. Образ ночного кошмара роднит эту карту с Луной (XVIII), хотя здесь страхи человека берут начало главным образом у него в голове (зацикленность). | ||
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ | Отчаяние, безутешность, ощущение кошмары, одиночества, выкидыш, неудачи, чувство вины. | |
В ПЕРЕВЕРНУТОМ ПОЛОЖЕНИИ | Злость, обоснованные опасения, тюрьма. | |
ВОСЬМЕРКА МЕЧЕЙ
Женщина со связанными руками и с завязанными глазами ступает одной ногой в воду, другой стоит на сухой земле. Вокруг нее стоят восемь мечей, три слева и пять справа. Таким образом, сама она занимает четвертое место в ряду, что в какой-то мере напоминает сюжет Четверки Мечей. Связанная, «запертая» среди мечей, она все же способна двигаться, но не видит направления из-за повязки на глазах. Эта карта часто символизирует некую сферу жизни, в которой мы не чувствуем себя свободными, от притязаний на которую мы решили отказаться - или, возможно, нас изгнали оттуда. И мы ощущаем себя «за воротами», как эта пленница - за пределами крепости, видной на заднем плане. В такой ситуации обычно хорошо | ||||
помогает карта Башни (XVI ). Но лучше, конечно, освобождение через возрождение, как на карте Суда (XX).
|
СЕМЕРКА МЕЧЕЙ
Человек в платье кочевника крадется прочь из чужого лагеря, зажав в руках пять мечей. Это и есть основной смысл карты: человек крадется прочь, пытаясь перехитрить или обмануть кого-то. Этим она напоминает «теневую сторону» карты Мага (I), а также «черного мага» - Диавола (XV). Однако при этом может быть не ясно, кто кого обманывает: спрашивающий - других, или другие - его самого? Впрочем, в прямом положении она обычно указывает на активное действие. «Обман» может пониматься в любом смысле, например, как супружеская измена. | ||||||
|
ШЕСТЕРКА МЕЧЕЙ
Лодочник перевозит двух путешествующих на другой берег. У Уэйта это одна из немногих более или менее отрадных карт масти Мечей (наряду с Тузом и Четверкой). Уэйт указывает на опытность лодочника и на то, что вода в реке спокойна. Весь сюжет тем не менее напоминает миф о Хароне, перевозившем души умерших через реку Стикс в Аид. В целом можно сказать, что карта означает: «К новым берегам - с прежними страхами». Этим она сходна с Колесницей (VII), однако тут присутствует еще мрачноватый оттенок Луны (XVIII). | |||
ТРАДИЦИОННОЕ ТОЛКОВАНИЕ | Обида, препятствия, помехи, самокопание. | ||
У УЭЙТА | Путь в неведомое, помощь других, поездка (морское путешествие). | ||
В ПЕРЕВЕРНУТОМ ПОЛОЖЕНИИ | Невозможность вырваться из дурного окружения. Замысел или переезд, откладываемые на потом. Замысел, ставший достоянием публики. | ||
ПЯТЕРКА МЕЧЕН
Здесь рисунок и его толкования расходятся довольно сильно. Фигура в центре рисунка воспринимается как «победитель», в толкованиях же речь идет о поражении, унижении и т.п. Так или иначе, карта символизирует борьбу, тяжелую и чрезвычайно неприятную. Если это и победа, то Пиррова. Настрой карты сходен с образом Рыцаря Мечей. Соответствия со Старшими Арканами весьма приблизительные. В какой-то мере Пятерку "Мечей напоминает теневая сторона Колесницы (VII), да еще, пожалуй, Силы (XI). | ||||
|
ЧЕТВЕРКА МЕЧЕЙ
Рыцарь лежит в склепе, сложив на груди руки. Над ним - витраж, на котором изображена фигура святого с нимбом вокруг головы, благословляющая другую, коленопреклоненную. От карты веет покоем часовни, гробницы. Как и на карте Повешенного (XII), мы имеем здесь дело с вынужденным покоем, который редко кто выбирает для себя добровольно. Это - покой в силу обстоятельств (например, из-за болезни), изоляция от внешнего мира не по своей воле. Сюжет восходит к легенде про короля Артура, жившего в тиши острова Авалон, пока миру не потребовался его меч Экскалибур: лишь тогда он получил возможность (и право) вернуться в мир. | ||||
|
ТРОЙКА МЕЧЕЙ
То, что эти три меча символизируют «разбитое сердце», не требует дополнительных объяснений. Однако смысл карты этим не исчерпывается. Она вообще символизирует решения, принимаемые «от ума» (Мечи), наперекор сердцу, пусть даже под давлением обстоятельств. Или - порывы души, подавляемые интеллектом. |
Таким образом, эта карта как бы противопоставляется Умеренности (XIV), олицетворяющей гармонию ума и души, а также включает часть проблематики Влюбленных (VI), а именно выбор. | ||||
|
ДВОЙКА МЕЧЕЙ
У женщины завязаны глаза, то есть она не может или не хочет видеть чего-то. Своими двумя мечами (Двойка - число сомнения) она загораживает путь к морю и к луне, символизирующий глубинные уровни души. Это - образ невыносимых сомнений, возникающих, когда мы не только перестаем доверять своей интуиции, но пытаемся вообще исключить ее из игры. Карта-антипод Жрицы (II), олицетворяющей могущество лунного знания и открывающей путь к глубокому морю познания. | ||||
|
ТУЗ МЕЧЕЙ
Меч, увенчанный золотой короной, в озаренной сиянием руке Творца. Падающие золотые капли по форме напоминают еврейскую букву «Йод», первую букву имени Божиего. Возможно, они напоминают о Шестерке Мечей, единственной благоприятной карте этой масти. Золотая корона (Кетер) превращает меч интеллекта в символ Высшего Разума. Еще она указывает на благородные (золотые) цели. Панорама гор внизу рисунка символизирует одиночество, высоту и холод, через которые лежит путь к знанию. Отсюда - сходство с Отшельником (IX). И, поскольку Туз Мечей указывает на высокую способность суждения, это роднит его и с картой Справедливости (VIII). В колоде Уэйта эта карта содержит также идею выбора, удаленную Уэйтом из Влюбленных (VI). | ||||
|
Денарии
Денарии - мир физического, мир вещественных ценностей.
Человек с выраженной стихией земли.
Знаки Зодиака: Козерог, Телец, Дева.
Стихия: земля
Английское название: Pentacle, Coin, Denier
Игральные карты: бубны
Материальный мир, успех, тело, чувственность, время отдавать и время брать, наследственность. Деньги как концентрированная, вещественная ценность.
Стихия земли
Со стихией земли связывают и плодородную почву, и прочный фундамент. В человеке это тело. Земля - самая вещественная, самая стабильная стихия. Отсюда ее основные признаки: любовь к природе, к плодородной почве, и практические навыки работы с нею, как у крестьян, садовников и т.п., или с фундаментами, как у строителей. Далее это внутренняя стабильность «человека земли», иногда переходящая в жесткость, и его невероятное чутье и привязанность ко всему, что способно расти, что прочно и долговечно, то есть надежность, обязательность - или неодолимое упрямство. Его любовь ко всему, что он считает «истинными ценностями» (то есть такими, которые можно взять в руки), естественным образом влечет его к самой концентрированной и вещественной из всех ценностей - к деньгам. И, поскольку он сам воспринимает себя как существо прежде всего материальное, физическое, все его чувства и чувственность нередко достигают очень высокого развития.
Ясно, что «перебор», неумеренность в любой из этих областей немедленно дает теневую сторону стихии
земли: погоню за материальными благами в ущерб духовным, похоть вместо любви и так далее. Посвящая материальным благам слишком много времени и сил, он рискует стать их рабом - унылым трудоголиком, бессердечным дельцом или заядлым карьеристом. Поддавшись чувственным искушениям, он может удариться в погоню за наслаждениями, низводя истинные чувства до опытов над ними и превращаясь в мерзкого сластолюбца, пусть даже утонченного, как Чарлз Буковски1, или ленивого и толстокожего, как Обломов. Иногда подобный образ жизни превращает такого человека в фанатика своих убеждений (о чем ниже), в перфекциониста2 или мизантропа.