Интегральная структура психологической службы
Существование психологической службы в любой большой организации является проблемой необходимости, а не роскоши хотя бы по такой причине: наверное, никто не будет отрицать, что для того, чтобы вам поддавался материал металла, нужно знать его свойства, а для того, чтобы вырастить животных на ферме, надо знать естественный цикл их развития, физиологичные потребности, условия существования, инстинкты, поведение и тому подобное.
А, чтобы руководить людьми, разве не нужно знать психологию человека? А это, конечно, в компетенции специалистов – психологов, которые «вооружены» научными знаниями и должны помогать руководителям в их работе.
Структура психологической службы разрабатывается зависимо вид функций организации, ее построения, конечных продуктов деятельности.
Психологическая служба не только «держит в поле зрения» психологические аспекты деятельности на протяжении производственного цикла, но и экстраполирует их на быт i социальную сферу персонала. Понятие организации в данном случае истолковывается в широком (универсальному) понимании – это предприятие, учреждение, научно-исследовательский институт, заведение образования, фирма, малое предприятие и тому подобное.
Для каждого типа организации нужна своя психологическая служба, которая «сопровождает» цикл деятельности и человеческий фактор, присущий именно этой организации. Поэтому ПС (психологическая служба) завода, учреждения или торгового заведения будут разными по структуре, хотя и будут иметь много общего.
ПС организации через ее руководителя должен подчиняться непосредственно и только первому руководителю организации (генеральному директору, управляющему, президенту фирмы, председателю и тому подобное). Ее задание заключается в определенных способах помощи первому руководителю.
Это могут быть: предупреждение, как между личностных, так и групповых конфликтов, рекомендаций по продвижению одаренных работников, информация о заблуждения в коллективе и дестабилизирующие слухи, рекомендации по оптимальности размеров и структуры организации, советы относительно рынков сбыта и перспективной продукции и тому подобное. Короче говоря, все то, что решается на высшем уровне, не существенно и связано с перспективой производства и персонала.
.В случае действия нескольких векторов управления или наличия «фильтров» психологическая служба не будет эффективно работать, а станет экономически обременительной или марионеточной.
В структуре ПС необходимо звено, которое бы отвечала за профработы, расстановку кадров и повышение их квалификации. В штате этого звена могут быть 1-2 профессиональных психологов, которые бы тесно взаимодействовали с отделом кадров, были «вооружены» определенными методиками, необходимыми для определения оптимального места работы будущего работника.
По повышению квалификации работников, то ПС взаимодействует со службами главных специалистов. Например, при повышении разряда рабочих – со службой главного технолога. При перераспределении кадров и повышении в должности служащих, кроме «измерения» сугубо профессиональных качеств, возникает необходимость определения пригодности к выполнению более ответственной работы по психологическим критериям.
В штате ПС должны быть предусмотрены, в зависимости от характера производства и объема работ, 1-2 психолога, которые тесно взаимодействовали с отделом маркетинга и другими экономическими отделами, а также принимали участие в формировании экономической политики предприятия.
На этой должности может быть профессиональный психолог, который масс дополнительную экономическую подготовку.
Основными функциями психолога, который помогает в формировании экономической политики предприятия или организации, могут быть следующие:
· изучение социально-бытовых запросов и психологических характеристик тех групп возможных потребителей, для которых предназначена продукция организации;
· участие в разработке приоритетных направлений деятельности и производства по социальной необходимости или предпочтений возможных групп потребителей;
· формирование спроса на продукцию организации методами психологического воздействия: реклама, пропаганда, поощрение, мода, искусство и тому подобное.