Структура и задачи психологической службы Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Северо - Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева

Военная кафедра

Методическая разработка

По дисциплине «Методика экспериментальных

исследований воинской деятельности»

ВУС – 801300

Тема №2: «Организация и методика проведения психологического исследования в частях и подразделениях ВС РК практическая психология как отрасль науки»

Рассмотрена на заседании ПМК

Протокол №___от ____________

Петропавловск

Утверждаю:

Начальник военной кафедры

СКГУ им. М. Козыбаева

полковник С.Альжапаров

«____»_____________ 20__ г.

Методическая разработка

По дисциплине «Методика экспериментальных исследований

Воинской деятельности» студентов, обучающихся

по ВУС–801300 «Психология»

Тема 2. Организация и методика проведения психологического исследования в частях и подразделениях ВС РК практическая психология как отрасль науки.

Учебные и воспитательные цели:

1. Помочь студентам овладеть современными научными знаниями о практической психологии как отрасли науки и об основных направлениях деятельности военного психолога в интересах обеспечения эффективного выполнения служебных и боевых задач.

2. На основе этих знаний способствовать формированию и развитию у обучаемых практических навыков и умений, необходимых им как военным психологам в предстоящей профессиональной деятельности.

3. Воспитывать у студентов психолого-педагогическую готовность к практической работе с личным составом подразделения.

Время:2 учебных часа (80 минут)

Место:класс кафедры.

Метод:лекция.

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Структура и задачи психологической службы Вооруженных Сил Республики Казахстан.

2. Понятие о психологическом исследовании, его особенностях в условиях воинской деятельности.

3. Методика, формы и методы реализации полученных результатов психологических исследований.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Военная педагогика и психология. – М., Воениздат, 1986.

2. Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учебных заведений. В 3 кн. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. М., Просвещение, Владос. 1995.

3. Психология и педагогика высшей военной школы. М., Воениздат. 1989.

Учебно-материальное обеспечение:

выставка литературы;

слайды по тексту лекции;

технические средства лектория;

Структура и задачи психологической службы Вооруженных Сил Республики Казахстан.

Основными задачами психологической работы являют­ся:

1.Изучение индивидуально-психологических и личностных качеств военнослужащих и прогнозирование успешности их служебно-боевой деятельности, выработка рекомендаций по индивидуальной воспита­тельной работе со всеми категориями военнослужащих.

Решение данной задачи есть ни что иное, как составление некое­го психологического портрета каждого военнослужащего, который отражал бы в той или иной степени полно совокупность его индивиду­альных качеств, обусловленных типом высшей нервной деятельности, особенностями его характера и выражающихся в привычных для него способах и формах поведения, общения, реагирования на те или иные жизненные ситуации.Изучение индивидуальности позволит прогнози­ровать особенности реагирования и поведения человека в различных условиях служебно-боевой деятельности, его психологическую устой­чивость к влиянию психотравмирующих факторов, которые неизбежно сопровождают воинскую деятельность, определяя ее экстремальность и требуя от военнослужащих определенных качеств, которые позволи­ли бы им справляться с ней достаточно эффективно без существенных негативных изменений психических состояний и душевного равнове­сия. Кроме того, подобное изучение личности позволяет прогнозиро­вать и характер межличностных отношений данного военнослужащего в воинской группе, успешность его вхождения во внутригрупповую структуру подразделения, его социальный статус в подразделении и уровень его психологического комфорта (или же наоборот дискомфор­та) во внутригрупповых отношениях и межличностном общении. Про­гнозирование успешности служебно-боевой деятельности военнослу­жащих на основе изучения их индивидуально-личностных особенно­стей позволяет так же и своевременно выявить тех, кого принято отно­сить к так называемой "группе риска", которую составляют военно­служащие с признаками нервно-психической неустойчивости, затруд­ненной адаптацией, теми или иными личностными качествами, пре­пятствующими успешности их воинской деятельности, вхождению в межличностные отношения в воинской группе, с тенденцией неадек­ватного реагирования в тех или иных сложных жизненных ситуациях. Поскольку возможности профессионально-психологического отбора военнослужащих по призыву существенно ограничены и не представ­ляется возможным "отсев", призванных на военную службу молодых людей, то те из них, кто по своим индивидуально-личностным ка­чествам не соответствует в полной мере требованиям, предъявляемым к ним спецификой воинской деятельности, соответственно нуждаются в специальной психолого-педагогической работе с ними командиров, офицеров по работе с личным составом по коррекции и формирова­нию у них необходимых качеств. Выработка рекомендаций для этой работы также является составляющим звеном в решении первой выше­упомянутой задачи.

2. Психологическое обеспечение адаптации военнослужащих к усло­виям военной службы во внутренних войсках и различным видам слу­жебно-боевой деятельности.

Старая истина о том, что солдатами не рождаются, лежит в основе содержания той работы, которая должна проводится в рамках реализации задачи по психологическому обеспечению адаптации воен­нослужащих к условиям военной службы. Сама по себе воинская дея­тельность есть измененные, непривычные условия существования чело­века. Поэтому обеспечение адаптации человека к ней предполагает не только соответствующее обучение его военной специальности, выра­ботку военно-профессиональных навыков, но и работу с его сознанием и психикой по снятию излишнего нервно-психического напряжения, оказание психологической помощи на первых этапах острого реагиро­вания на стресс-факторы условий военной службы, психологическая поддержка формирования новых психических реакций в соответствии с требованиями новой среды жизнедеятельности. Достаточно обшир­ный опыт изучения негативных проявлений нервно-психической не­устойчивости военнослужащих, зачастую связанный с такими ее про­явлениями, как совершение преступлений и происшествий, показывает, что подавляющее их большинство приходится на долю военнослужа­щих, находящихся на начальном этапе службы и является крайним проявлением затрудненной адаптации или же полной неспособности адаптироваться к условиям военной службы. Необходимо отметить, что данные наблюдения касаются не только военнослужащих по при­зыву, но и других категорий военнослужащих, начинающих свою службу на новом месте, в новой должности ив других изменившихся условиях.

3. Участие в реализации мероприятий формирования психологи­ческой устойчивости военнослужащих в ходе боевой учебы и боевой под­готовки войск.

Само по себе формирование профессиональных навыков и уме­ний владения боевым оружием, техникой, действий при выполнении служебно-боевых задач еще не означает формирования психологи­ческой устойчивости обучаемых, достаточной для успешного их вы­полнения. Характер выполняемых войсками служебно-боевых задач зачастую представляет сверхэкстермальные условия жизнедеятельности человека, которые имеют целый ряд специфических психотравмирующих факторов, способных полностью или же почти полностью изме­нить функциональные способности человека, нарушить его поведенче­ские реакции, вызвать негативные психические изменения и т.п. Моде­лирование этих психотравмирующих факторов (в максимально воз­можной степени на основе тщательного изучения механизма их воздей­ствия на психику военнослужащих) в ходе боевой подготовки войск и овладения военнослужащими соответствующими боевыми навыками и умениями должно способствовать формированию должной психологи­ческой устойчивости личного состава, выработке соответствующих психических реакций и прочных стереотипов поведения, способных

противостоять психотравмирующему воздействию на личность факто­ров боевой обстановки и служебно-боевой деятельности в экстремаль­ных условиях. Участие психолога в решении данной задачи заключает­ся, в первую очередь, в анализе и изучении всех возможных психотравмирующих факторов служебно-боевой деятельности и механизма их влияния на личность, а также в выработке на этой основе рекоменда­ций органам боевой подготовки и командирам подразделений по мо­делированию этих факторов на учебных занятиях, на стрельбище, в ходе занятий по огневой, тактической, специальной подготовке, в ходе проведения учений и тактико-строевых занятий.

4. Участие в реализации мероприятий формирования психологи­ческой устойчивости военнослужащих в ходе боевой учебы и боевой под­готовки войск.

Служебно-боевая деятельность подразделений и воинских частей внутренних войск в силу своих специфических особенностей может иметь зачастую высокую динамичность, характеризоваться частым и резким изменением оперативной обстановки. Кроме того влияние тех или иных заранее прогнозируемых психотравмирующих факторов может иметь совершенно особенный характер: они могут оказывать гораздо более интенсивное стрессовое воздействие и вызы­вать негативные изменения психических состояний военнослужащих вплоть до психогенных расстройств. В этих условиях особое значение приобретает целенаправленная психологическая работа по снижению негативного влияния на личный состав психотравмирующих факторов, своевременное выявление военнослужащих, в большей степени под­верженных их влиянию, оказание им психологической помощи и под­держки, реализация комплекса мероприятий по профилактике наруше­ний психической деятельности. Кроме того, в силу тех или иных при­чин, даже обычная повседневная воинская деятельность зачастую для определенной группы военнослужащих может носить повышенный стрессогенный характер. Одной их таких причин являются индивиду­ально-личностные качества, не способствующие успешности воинской деятельности и вызывающие тяжелые субъективные переживания усло­вий воинской службы. Именно снятие подобных переживаний, психо­логическая поддержка и психологическая помощь становятся необхо­димым условием сохранения психического здоровья данных военно­служащих, профилактики их отклоняющегося поведения как следствия неустойчивой нервно-психической адаптации.

5. Организация мероприятий психологической реабилитации военнослужащих при выполнении служебно-боевых задач в экстремальных условиях.

Данное направление работы является одним из элементов си­стемы восстановления боевой готовности воинских частей и подразделений, боеспособности личного состава после выполнения задач, как правило, связанных с непосредственным риском для жизни, потребо­вавших огромных затрат физических и психических ресурсов, В основе этой работы должны лежать уже реализованные ранее задачи, как то: изучение индивидуально-личностных особенностей военнослужащих, психологическое обеспечение их адаптации к условиям служебно-боевой деятельности, снижение психотравмирующего влияния данных условий, а также обеспечение их реадаптации к обычным, нормальным условиям. Остроту самой проблемы психологической реабилитации как раз и определяет невозможность по тем или иным причинам пол­ностью реализовать те задачи социально -психологической работы, ко­торые были перечислены, а так же тем фактом, что психотравмирующее влияние боевой среды зачастую оказывает воздействие на лич­ность, выходящее за рамки возможностей психологического обеспече­ния деятельности военнослужащих в условиях риска для жизни и пол­ного устранения их психотравмирующего влияния.

6. Психологическое консультирование военнослужащих и членов их
семей, проведение психокоррекционных мероприятий.

Эта задача предполагает индивидуальную работу с военнослу­жащими и членами их семей по оказанию непосредственной психоло­гической помощи с использованием методов психологического кон­сультирования по решению широкого спектра внутриличностных про­блем, восстановлению душевного равновесия и внутреннего психоло­гического комфорта, проблем межличностного общения и отношений с другими людьми, индивидуальную психокоррекционную работу по снятию негативных психических состояний, восстановлению психиче­ского потенциала личности. Большое значение в этой работе, которая проводится кроме всего прочего и в рамках решения тех задач, о кото­рых уже шла речь выше (психологическое обеспечение адаптации, профилактика нервно-психической неустойчивости, сохранение психи­ческого здоровья военнослужащих, психологическая реабилитация) имеет профессиональная подготовка психолога, владение им основами психотерапии, методами и техниками психокоррекции и оказания пси­хологической помощи.

7. Изучение, анализ и прогнозирование развития социально-
психологических процессов в воинских группах и выработка предложений
по поддержанию здоровой морально-нравственной атмосферы, практи­ческая реализация мер социально-психологической профилактики нега­тивных тенденций в межличностных взаимоотношениях военнослужащих.

Особое значение в общем, комплексе задач психо­логической работы имеет обеспечение здорового морально-психо­логического климата в воинских подразделениях, который является одним из важнейших условий успешности воинской деятельности, со­циального самочувствия военнослужащих. Проблема здоровых морально-нравственных отношений между военнослужащими, сплочен­ности подразделений во многом решается путем мониторинга соци­ально-психологических процессов, которые развиваются внутри воин­ских групп стихийно и нуждаются в своевременной коррекции в случае их развития в неблагоприятном направлении. Данная работа позволя­ет выявить микрогруппы и их направленность, неформальных лидеров и качества, позволяющие им определять те или иные процессы в под­разделениях, а так же условия, от которых зависит направленность ли­дерства и стиль межличностных отношений в подразделениях. На этой основе разрабатываются рекомендации и конкретные меры управления происходящими внутри воинских групп процессами и коррекции меж­личностных отношений, направленные на создание здорового соци­ально-психологического и морального климата в подразделениях.

8. Выработка предложений и психологическое консультирование по вопросам управленческой деятельности командиров и органов военного управления, организация их психолого-педагогической подготовки, рас­пространение социально-психологических знаний.

В соответствии с принципом единоначалия решение большого круга вопросов, связанных с психологическим обеспечением и поддер­жанием высокого уровня морально-психологического состояния лич­ного состава реализуется на основе решений командиров (начальников) и в ходе непосредственной деятельности органов воен­ного управления. Эффективность принятых решений и их успешная реализация во многом будут зависеть от наличия и полноты необхо­димой социально-психологической информации о состоянии подраз­делений и воинских частей, о протекающих внутри воинских групп со­циально-психологических процессах, о наличном уровне социального самочувствия военнослужащих, их психических состояниях и психоло­гической готовности к успешной служебно-боевой деятельности. Дан­ная информация должна иметь вид конкретных предложений психоло­га, которые могут быть учтены при принятии управленческого реше­ния в соответствии с реальной морально-психологической обстанов­кой, и иметь направленность в том числе и на решение имеющих место проблем с. уровнем социального самочувствия и психических состоя­ний военнослужащих, способствовать поддержанию должного уровня психологической готовности личности состава к выполнению задач. Наличие определенных данных об индивидуально-личностных особен­ностях военнослужащих позволяет консультировать их непосред­ственных командиров в вопросах управленческой деятельности с целью наиболее эффективного использования их потенциала, психоло­гически правильной организации их деятельность, быта, межличност­ных взаимоотношений. Эта же работа предполагает и передачу опре­деленных психологических знаний командирам и другим офицерам, организацию их психолого-педагогической подготовки.

9. Участие в работе кадровых органов войск по профессионально-психологическому отбору кандидатов на военную службу по контракту и в изучении индивидуальных психологических качеств кандидатов на вышестоящие должности.

Изучение индивидуально-личностных качеств военнослужащих и прогнозирование успешности их служебно-боевой деятельности кроме уже рассмотренного аспекта может иметь и стратегию участия психо­лога в кадровой работе по профессионально-психологическому отбору кандидатов на военную службу по контракту по принципу соответ­ствия их личностных качеств требованиям, предъявляемым к личности условиям военной службы вообще и конкретной воинской специаль­ности в частности. Решение данной задачи позволяет выработать соот­ветствующие рекомендации по назначению каждого конкретного кан­дидата на ту или иную должность (специальность), как в соответствии с его профессиональной подготовкой, так и в соответствии с выражен­ностью необходимых для выполнения обязанностей личностных ка­честв (их наличия или отсутствия). Участие психолога предполагает работу, как по определению профессионально важных качеств, тре­буемых спецификой исполнения обязанностей по той или иной долж­ности (специальности), так и диагностику этих качеств и оценку степе­ни их выраженности у кандидатов на эти должности (специальности). На этой основе вырабатываются соответствующие рекомендации кад­ровым органам, которые могут и должны учитываться при принятии кадрового решения.

Наши рекомендации