Тема 4. Ощущения и восприятие
Тема 1. Психика и мозг. Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга
Задание 1: письменно заполнить таблицу (подробно написать в таблице, какой вклад вносит левое и правое полушария головного мозга в каждую из перечисленных функций) (на зачете уметь рассказать устно):
Левое полушарие | Правое полушарие | |
1. Речь | ||
2. Эмоции | ||
3. Мышление | ||
4. Память | ||
5. Восприятие | ||
6. Способности | ||
7. Склонности (к выбору профессии) |
Задание.Определите у себя доминирующее полушарие головного мозга с помощью теста Н.М. Тимченко и методики И.П. Павлова.
Тест на полушарное доминирование (Н.М. Тимченко)
1. Иногда я люблю помечтать.
2. Я скорее сам стремлюсь разобраться в ситуации, чем доверяюсь мнению другого.
3. Меня очень волнует и вдохновляет пребывание на природе.
4. Я скорее обдумываю свои поступки, чем действую импульсивно.
5. Я больше люблю грустную музыку, чем веселую.
6. Я лучше, чем большинство людей, предвижу последствия собственных решений.
7. У меня выразительная мимика.
8. Я часто и подолгу сомневаюсь в чем-либо.
9. Иногда я чувствую себя артистом.
10. Как правило, я довожу дело до конца.
11. У меня более выражены склонности к конкретным наукам, чем к абстрактным.
12. У меня плавная, спокойная речь.
13. Я предпочитаю яркую оригинальную одежду.
14. Я люблю спокойно поразмышлять о чем-либо.
15. Я очень люблю посидеть у телевизора (больше, чем другие люди).
16. Я очень тщательно выбираю своих знакомых, приятелей, друзей.
17. Я могу довольно долго и эффективно работать в условиях шума.
18. Самокритика — мое правило.
19. Меня считают открытым и непосредственным человеком.
20. Опаздывать — не в моих привычках.
Обработка и интерпретация данных:
Подсчитать количество ответов «Да» и «Нет» на четные и нечетные вопросы. Занести эти данные в таблицу.
Нечетные вопросы (1,3,5 и т.д.) | Четные вопросы (2,4,6 и т.д.) | ||
Количество ответов «ДА» | Количество ответов «НЕТ» | Количество ответов «ДА» | Количество ответов «НЕТ» |
К количеству ответов «ДА» на нечетные вопросы прибавить количество ответов «НЕТ» на четные вопросы.
Сравнить значение с нормативной шкалой:
до 7 баллов — доминирование левого полушария,
8-12 баллов – смешанный тип,
13-20 баллов – доминирование правого полушария головного мозга.
Вывод: ____________________________
Методика И.П. Павлова
Перед Вами 9 слов. Расположите их в три группы по три слова в каждой.
КАРАСЬ БЕГАТЬ ШЕРСТЬ ОРЁЛ ПЛАВАТЬ
ОВЦА ПЕРЬЯ ЛЕТАТЬ ЧЕШУЯ
1 группа: ___________________________________________
2 группа: ___________________________________________
3 группа: ___________________________________________
Анализ результатов:
Возможны два способа группировки:
1 способ | 2 способ |
1 группа: карась, орел, овца 2 группа: бегать, плавать, летать 3 группа: шерсть, перья, чешуя | 1 группа: карась, плавать, чешуя 2 группа: орел, летать, перья 3 группа: овца, бегать, шерсть |
В данном случае группировка осуществляется на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки предметов и обобщение по этим признакам. | В данном случае предметы и явления группируются по их фактически наглядным связям без глубокого анализа. |
Доминирует левое полушарие | Доминирует правое полушарие. |
Если же Вы сгруппировали слова одновременно и 1-м и 2-м способом, то Вас можно отнести к равнополушарному типу.
Вывод: __________________________________.
Вывод:доминирующее полушарие головного мозга:
а) по методике Н.М. Тимченко - ___________________
б) по методике И.П. Павлова - _____________________
Общий вывод: _________________________________________.
Далее написать, какие особенности характерны для левополушарного, правополушарного или равнополушарного (смешанный тип) человека, в зависимости от полученных результатов.
Информацию взять из книги Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения (Часть 2, Глава 1. Индивидуальный латеральный профиль, пункт 1.1, с. 155-159).
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
_____________
Тема 2. Темперамент
Задание 1. В письменном виде подготовить ответы на следующие вопросы (на зачете уметь рассказать устно):
1. Понятие "темперамент" (определение). Сферы проявления темперамента.
2. Типы темперамента (ВНД) по И.П. Павлову. Понятие о свойствах нервной системы.
3. Двухфакторная модель темперамента Г. Айзенка. Понятия «экстраверсия», «интроверсия», «нейротизм» и «эмоциональная стабильность (устойчивость)».
Задание.Провести самодиагностику темперамента по тесту-опроснику Г.Айзенка EPI (в адаптации А.Г. Шмелева) и сделать выводы о типе темперамента.
Тест можно пройти на сайте: http://psyline.retter.ru/auzeng/tools.php
Обработки и интерпретация результатов:
1. Нарисовать график типа темперамента, отметить полученные значения по шкале «экстраверсия-интроверсия» (ось Х) и по шкале «нейротизм–эмоциональная стабильность (устойчивость)» (ось Y).
2. Далее общий балл по шкале «Экстраверсия – интроверсия» отложить на оси Х и провести вертикальную линию, общий балл по шкале «Эмоциональная устойчивость – нейротизм» - на оси Y и провести горизонтальную линию. Обозначить точку пересечения горизонтальной и вертикальной линий.
3. Указать число баллов по шкале «Эстраверсия-интроверсия», сравнить полученное количество баллов с нижеприведенными данными и сделать ВЫВОД о проявлении этого свойства.
20 - 24 – яркий экстраверт,
15 - 19 – экстраверт,
10 – 14 – амбиверт,
5 – 9 - интроверт
0 – 4 – яркий интроверт
Количество баллов = ___ . Это значит, что ________________________________.
4. Указать число баллов по шкале «Нейротизм», сравнить полученное количество баллов с нижеприведенными данными и сделать ВЫВОД о проявлении этого свойства.
20 - 24 – очень высокий уровень нейротизма,
15 - 19 – высокий уровень нейротизма,
10 – 14 – средний уровень нейротизма,
5 – 9 – низкий уровень нейротизма (эмоциональная устойчивость),
0 – 4 – очень низкий уровень нейротизма (эмоциональная устойчивость)
Количество баллов = ___ . Это значит, что ________________________________.
5. Указать тип темперамента, который получился по результатам теста (холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик) и СТЕПЕНЬ ЕГО ВЫРАЖЕННОСТИ.
Чем ближе точка расположена к центру (внутри круга), тем более адаптивно поведение, то есть черты темперамента проявляются не в крайней степени, их легко контролировать. Чем больше значения приближаются к максимальным или минимальным, тем тяжелее человеку корректировать своё поведение, так как черты темперамента проявляются достаточно сильно.
Тип темперамента: ________________________________..
Степень выраженности: ____________________________.
6. Заполнить таблицу, указав плюсы и минусы полученного типа темперамента.
Тип темперамента: ___________________________ | |
Сильные стороны (плюсы) | Слабые стороны (минусы) |
6. Экстраверт или интроверт. Заполнить таблицу, указав особенности (плюсы и минусы), характерные для экстраверта или интроверта (в зависимости от полученного результата).
Экстраверт или интроверт: ___________________________ | |
Сильные стороны (плюсы) | Слабые стороны (минусы) |
Тема 3. Характер
Задание 1. В письменном виде подготовить ответы на следующие вопросы (на зачете уметь рассказать устно):
1. Понятие «характер» (определение).
2. Динамический и клинический подход к пониманию характера.
3. Формирование характера:
- с какого возраста начинается формирование характера,
- сензитивный период для становления характера,
- факторы, влияющие на формирование характера.
4. Взаимосвязь темперамента и характера.
5. Понятие «акцентуации характера». Перечислить типы акцентуаций характера по К. Леонгарду.
Задание . Пройти тест «Характерологический опросник Леонгарда-Шмишека» на выявление типа(ов) акцентуаций характера на сайте:
http://vikrob.narod.ru/leongard.htm или http://www.psyline.ru/tests.htm (выбрать Характерологический опросник К. Леонгарда).
Написать полученное количество баллов по каждой акцентуации. Охарактеризовать типы акцентуаций, где получилось 18 баллов и более с указанием плюсов и минусов (положительных и отрицательных качеств).
Тип акцентуаций характера | Сильные стороны (плюсы) | Слабые стороны (минусы) |
Тема 4. Ощущения и восприятие
Задание 1. В письменном виде подготовить ответы на следующие вопросы (на зачете уметь рассказать устно):
1. Дать определения следующим понятиям:
- ощущения (и перечислить виды ощущений),
- восприятие,
- анализатор,
- гнозис и агнозии – информацию взять с этого сайта: http://bono-esse.ru/blizzard/A/Posobie/AFG/NS/02_12_afg.html ,
- иллюзии восприятия (привести примеры),
- галлюцинации,
- визуал, аудиал, кинестетик.