Современные тенденции немецкой музыки

Самый лучший рок делают в Германии. Попса тоже проклевывается

Немецкая музыкальная индустрия делает поразительные успехи, ее исполнители штурмуют всевозможные хит-парады. Нена, Дитер Болен, группы Rammstein , Die Toten Hosen , Madsen и другие. Кроме явного неуспеха немецкой певицы на прошедшем в Киеве "Евровидение-2005", у тевтонцев, как говорят в Германии, все тип-топ.

Раньше такого не наблюдалось. Как никогда немецкая музыка стала пользоваться все большим спросом и за границей. Это неудивительно — такие музыкальные направления, как рэп, хип-хоп, хаус и техно, получили развитие именно в Германии. Одними из самых успешных продюсеров стали именно немцы: Фрэнк Фариан ( Frank Farian ), долгое время курировавший такие коллективы, как "Бони М" и "Ирапшн", а еще и Дитер Болен ( Dieter Bohlen ) — один и в дуэте с Томасом Андерсом . Еще на слуху "Чингисхан". Особенно попавшая в обойму в аккурат перед Московской Олимпиадой-80 — Moskau .

У немецких композиторов и музыкантов вообще добрая слава. И корни ее в 18-19 веках. В веке 20-м немцев чуть потеснили. Может быть. Потому что такой популярности, какая была у песенки Вилли Шефферса "Лили Марлен" , не доставалось никому. Впервые песня прозвучала в 1938 году. Ее исполнила "немецкая Эдит Пиаф" - Лала Андерсен . Сперва публика назвала ее "дрянной". Полная чушь, говорили критики.

Наивный текст, безыскусная мелодия, милый голос молодой женщины во время Сталинградской битвы очаровали миллионы солдат вермахта. Британские солдаты в Северной Африке, несмотря на протесты командиров, настраивали свои приемники на волну немецкой станции в Белграде и слушали "Лили Марлен".

Песенку пели и красноармейцы. Ветеран войны Александр Захарович Лебединцев вспоминал, что связистка полка, в котором он служил, пела "Лили Марлен" на трех языках: немецком, украинском и русском. ( см. Лебединцев А.З., Мухин Ю.И. "Отцы-командиры". М., 2004. С. 189 ).

Голливудская звезда Марлен Дитрих принесла ее в американскую армию: в 1944 году был снят фильм "Лили Марлен", в котором Дитрих исполнила этот шлягер. Среди "джи-ай" песня имела феноменальный успех и пошла по всему свету.

Уже давно известная группа Rammstein покорилала американский музыкальный рынок. На гребне популярности находится панк-рок-группа из Дюссельдорфа Die Toten Hosen , в которую в 1982 году сбились пятеро ребят из столицы земли Северный Рейн-Вестфалия.

- Из 20 лучших наших концертов по меньшей мере шесть прошли в Аргентине, — утверждает вокалист группы Кампино ( Campino ).

Современные тенденции немецкой музыки - student2.ru " Die Toten Hosen удается с первой же встречи загипнотизировать зрителя — и сразу целиком перетянуть его на свою сторону. В их рефренах есть что-что от психоделического глэм-рока, а их сценический образ просто лишает иных дара речи", — пишет о немецкой группе аргентинская газета "Ла Насьон".

"Вообще-то, "разогреть" зрителей должны были местные команды Enemigos de la Klase и Antitesis . И они, действительно, выложились до конца. Тем не менее, их выступление оказалось несколько смазанным. Причина тому — профессионализм немцев", — считает парагвайская газета "Ултима ора".

Основатель группы Gentleman & The Far East Band Тильманн Отто ( Tillmann Otto ) исполнитель в стиле "регги" внес серьезный вклад в развитие движения регги-дэнсхолл в Германии. Группа из Кельна получила высокое международное признание.

В населенном чернокожими Кингстоне Far East Band даже удостоилась чести выступать перед 30-тысячной аудиторией. Для белых исполнителей это большая редкость. Команде из Кельна удалось во многом благодаря тому, что их музыка впитала в себя народные традиции Ямайки. Представьте себе туземцев наяривающих на балалайках казачью песню "Распрягайте, хлопцы, коней".

Пока в Германии спорят о том, какой должна быть доля исполняемых в эфире песен на немецком языке, за пределами ФРГ язык философов и музыкантов приобретает все большую популярность. По результатам проведенного недавно опроса, интерес к немецкой рок- и поп-музыке возрос на всех континентах планеты. Песни на немецком языке поют все больше зарубежных исполнителей. И все это, как указывают эксперты, — вовсе не мимолетное явление, а стойкая тенденция. Как считает лидер группы Die Toten Hosen Кампино, "не стоит вспоминать об экономическом кризисе, когда речь идет о культурном обмене".

Открытием летнего музыкального сезона в Германии стала еще одна рок-группа Madsen. Рецепт успеха рок музыкантов из города Вендланд — громко, про любовь и без политики.

Практически все рок-фестивали, проводящиеся этим летом в Германии, посчитали за честь пригласить Madsen на свои площадки после того, как стотысячная публика на таких популярных фестивалях, как Rock im Ring и Rock im Park не отпускала музыкантов со сцены в течение нескольких часов. Короткий тур музыкантов по Германии прошел с полным аншлагом. Видеоклипы группы крутят на МТВ и немецком музыкальном канале VIVA . Немецкая консервативная газета Frankfurter Allgemeine , с осмотрительностью воспринимающая все новое, посвятила творчеству группы целый разворот.

30 мая вышел первый альбом. Spiegel Online усмотрел в жестких трехминутных песнях раннюю подвальную "Нирвану". Оценка дана многообещающая, а главное - определено направление. Трем братьям Madsen и двум их друзьям предстоит пройти путь из ранней "Нирваны" в "зрелую сценическую" Madsen .

Критики отмечают в Madsen нордическое спокойствие и отсутствие претенциозности. Лидер группы Себастьян на вопрос о секретах успеха скромно отвечает: "Я нормальный парень, который просто пробует писать нетрадиционные тексты. Ну, почему слушатели всегда ищут голос своего поколения? Мы не хотим этого, мы хотим быть самими собой. Мы не "новая волна". В песнях не должно быть политики".

Однако как удержаться от соблазна, сказать свое "фэ" политикам. Одна из песен группы "Поросенок Меркель" прозвучала перед новыми выборами.

Современные тенденции немецкой музыки

В настоящее время немецкая музыка высоко ценится во всем мире. Германия известна музыкантами, которые родились здесь и перевернули своим творчеством весь мир. Но еще несколько десятилетий назад тех, кто пел на немецком языке, общество не воспринимало в серьез. Сегодня жители Германии с гордостью могут слушать лучшую немецкую музыку абсолютно во всех жанрах на родном для них языке.

В НЕМЕЦКОЙ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКЕ ИМЕЕТСЯ НЕСКОЛЬКО НАПРАВЛЕНИЙ:

Шлягеры: музыка 60-70-х годов – всемирно известные немецкие песни популярных исполнителей. Среди них Вольфганг Петри (Wolfgang Petry) и Марионо Розенберг (Mariono Rosenberg).

Новая немецкая волна или «Нойе Доитше Велле» (NDW, Neue Deutsche Welle) позволила прославиться Нене (Nena); Петеру Шллингу (Peter Schlling); Хуберту Каху (Hubert Kah); группе «Идеал» (Ideal).

Немецкую классическую музыку играют: Рейнхард Мей (Reinhard Mey); Константин Векер (Konstantin Wecker) и Макс Раабе (Max Raabe) – музыкант, несущий наследие первой немецкой поп-группы Die Comedian Harmonists (Ди Комедиан Хармонистс, 1938-1929 гг.), которая распалась в 1935 году.

Представители панк направления: «Тотен Хосен» (Toten Hosen); «Эрзте» (Arzte); «Крафтверке» (Kraftwerke) и Нина Хаген (Nina Hagen) – играя панк музыку, певица внесла много нового в культурную жизнь Германии. Ее пронзительный, возвышенный вокал будоражит воображение.

Хип-хоп рэперы: «Фантастише Фир» (Fantastischen Vier - «Фантастическая четверка»); «Тик-Так Тое» (Tic Tac Toe); «Фюнф Хаус Пати» (Fünf Haus Party - «Пять домашних вечеринок»); «Ди Штерне» (Die Sterne – «Звезды»).

ЛЕГЕНДАРНЫЕ ТЕХНО И ЭЛЕКТРО МУЗЫКАНТЫ:

  • Свен Фэт (Sven Vath) – родившийся во Франкфурте ди-джей и продюсер, ставший популярной звездой. Большое влияние на Фэта оказало немецкое и международное движение техно. И до сих пор на Ибице музыкант играем техномузыку.
  • Клаус Шульце (Klaus Schulze) – его музыкальная карьера началась, будучи барабанщиком. Но вскоре он начал заниматься электронной музыкой, что продолжает делать и до сих пор. Шульце считается пионером электронной музыки. В отличие от своих коллег он прибегал к медитативной музыке и эпическим звуковым коллажам.
  • Д.А.Ф. Партай (D.A.F. Partei) – группа, ориентированная на электронную музыку, считается образцом в электро и техно жанрах. 30 лет назад группа начала свой творческий путь под названием D.A.F., играя в основном панк музыку и минимально электронные треки.
  • «Крафтверк» (Kraftwerk) – музыканты из Дюссельдорфа, первыми добавившие звуки синтезатора в немецкую поп музыку многочисленных музыкальных поколений и тем самым, создавшим новую идею. Они изменили лицо музыки навсегда и до сих пор очень популярны в Германии.
  • Ди-джей «Бобо» (DJ Bobo);
  • «Блюмхен» (Blümchen – «Цветы»).

РОК, ПОП, МЕТАЛЛ И ИХ САМЫЕ ЯРКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ:

l «Токио Хотел» (Tokio Hotel) – известная немецкая группа, которая набрала популярность далеко за пределами родного Магдебурга. Их творчество мотивирует молодежь из разных стран на изучение немецкого языка.

l «Ди Круппс» (Die Krupps) – основанная в начале 1980-х, эта группа вот уже три десятилетия держит свои позиции. Их первый альбом был выпущен в 1981 году под названием «Stahlwerksinfonie» («Сталверксинфони»).

l «Креатор» (Kreator) – группа с некоторыми сатанинскими элементами, необычным вокалом, играющие в стиле металл.

l Франк Фариан (Frank Farian) – певец с глубоким голосом, чьи выступления вот уже на протяжении многих десятилетий становятся хитами. Слава к Фариану пришла в восьмидесятые годы, тогда он выиграл Грэмми. Изначально его музыку высмеивали, но известные хиты все еще заполняют танцполы.

l «Скорпионс» (Scorpions) – яркие представители немецкого рока, входят в число лидеров топ немецких групп. Завоевав популярность в Японии, группа перебралась в Америку и вот уже 50 лет радует весь мир своими синглами.

l «Содом» (Sodom) – одна из самых популярных немецких музыкальных групп, оказавшая огромное влияние на музыкальное направление металл, и до сих остающаяся на пике популярности.

l «Акцепт» (Accept) – группа, основавшая типичный тевтонский металл, популярная на родине, в Северной и Южной Америке и в Японии.

l «Раммштайн» (Rammstein) – группа направления хард-рок, известная своими провоцирующими текстами и впечатляющими огненными выступлениями. Обладатели премии Гремми, участники группы и по сей день радуют своих поклонников.

На этом список немецких групп и исполнителей, конечно же, не заканчивается. Хотя репутация Германии как важной музыкальной страны и основана на именах Бах, Бетховен, Брамс, Гендель и Штраус, исполнители и музыканты Германии все прочнее занимают места на музыкальной арене не только страны, но и мира.

Современные тенденции немецкой музыки способствуют привлечению в Германию все большего числа студентов в музыкальные академии страны, а любители музыки посещают разнообразные фестивали: от фестиваля Вагнера в Байроте до Донауэшингенского фестиваля современной музыки.

Атмосфера культурной жизни Германии и Австрии в начале 20 в. была наполнена трагическими предчувствиями грядущих мировых войн. Здесь осуществлялось сознательное разрушение тонального мышления предшествующих эпох – основы музыкального языка классиков и романтиков.

Отказ от ощутимого на определенном участке произведения тонального центра (тоники) и тяготений к нему других тонов и гармоний был порожден процессом хроматизации звукового ряда, раскрепощением всех двенадцати полутонов темперированного строя. Тоника как устойчивая (заключительная) музыкально-психологическая опора избегается, усиливается ощущение постоянного движения неустойчивых звучаний, психологическое напряжение ожидания тоник, которых нет. Усиливается вводнотоновость, которая переводит один неустой в другой – уже из новой тональности. Устанавливается паритет возможных тоник, ни одной из которых не отдается предпочтение. Такая техника, характерная уже для Вагнера и композиторов постромантизма (Р.Штрауса, А.Брукнера), привела к возникновению додекафонии (букв. – «двеннадцатизвучие») – «системы двенадцати соотнесенных только между собой звуков», – по определению ее основателя австрийского композитора Арнольда Шенберга. Ему принадлежит также создание нового стиля «речевого пения» или «пения говорком» («Sprachgesang»), где отсутствует точная высота интонируемых тонов. Последователи додекафонного метода (или «техники ряда, серии») образовали новую венскую школу (Шенберг и его ученики Альбан Берг (1885–1935) и Антон Веберн). Поскольку все двенадцать тонов в гамме объявлялись равными, то метод создания додекафонной музыки опирался на новые «значащие единицы», которыми становился каждый отдельно звучащий тон. Тон и сочетания нескольких разных тонов (серия), но не мелодия, не мелодико-гармонический комплекс стали выполнять функцию «музыкальной темы». Выразительность таких тем достигалась при помощи приемов, ограничивающих повторы тонов и серий. Музыка стала выражать эмоции потерянности, тревоги, хаоса, разорванности сознания – признаки экспрессионизма. Кредо музыкантов-экспрессионистов выражают слова Шенберга: «Искусство – это вопль тех, кто борется с судьбой». Высокохудожественное воплощение серийная техника нашла в послевоенной кантате Шенберга Уцелевший из Варшавы (1947), концерте для скрипки с оркестром (Памяти ангела, 1935) и опере Берга (Воццек, 1925). В творчестве Веберна проявились черты музыкального пуантилизма, когда «событийность» в музыкальном развитии сводится только к изменению самих тонов – меняется их продолжительность, тембровая и динамическая окраска. Произведения отличаются небывалой краткостью (общая продолжительность всех 31опусов Веберна – три часа звучания) и предельной насыщенностью музыкально-тоновой (точечной) «информацией». Принципы серийной техники письма (расширенного в своих возможностях метода додекафонии) будут главенствовать в сочинениях многих композиторов.

В первой половине 20 в. в Европе зарождаются явления, которые создают предпосылки для авангардизма. Композиторы обращаются к необычным тембрам, ритмам, интонациям (фольклору, джазу, экзотическим восточным инструментам, шумам), расширяя сферу самого материала музыки и увеличивая арсенал используемых средств. Особое обновление наблюдается в области ритмики, которая становится жестче, агрессивнее, разнообразнее по характеру и насыщается элементами экзотики и архаики. Интерес к танцевальным, пластическим, сценически-ораториальным жанрам увеличивается. Миф, сказка и аутентичный (или стилизованный) музыкальный фольклор становится материалом для создания новых произведений, основанных на современной технике письма. Ново-фольклорному направлению (неофольклор) отдали предпочтение Игорь Стравинский, Бела Барток, Карл Орф.

Характерной приметой времени становится то, что многие композиторы «пробуют» себя в различных стилях, отдавая предпочтение той или другой технике в различные периоды своего творчества: от «русских фольклоризмов» (ранние балеты Весна священная, Жар-птица, Петрушка, поставленные в 1910–1913 в Париже) – до полистилистики (балет Пульчинелла, 1920) и неоклассицизма (Симфонии псалмов, 1948 и Заупокойные песнопения, 1966) – таков диапазон Игоря Стравинского. Различные стили соединяют порой в одном сочинении в виде особого творческого метода – полистилистики. Ее прародителем стал американский композитор Чарльз Айвз, который в рамках одной композиции сочетал псалмы, рэгтаймы, джаз, патриотические и рабочие песни, военные марши, хоральные гармонии. Начинают использоваться такие виды полистилистики, как цитирование, аллюзия, коллаж.

Мода на лишенную тональности (атональную) музыку преобладала, хотя не все композиторы следовали ей. Некоторые, напротив, отстаивали художественную значимость тональных основ мелодии и проявляли интерес к неклассицизму. Многие опусы немецкого композитора Пауля Хиндемита, в том числе и его учение о композиции, подчеркивали важность если не лада, то хотя бы тонального центра в качестве выразительного средства музыки. Неважно, в мажоре или миноре написано произведение, называется оно по тому главному тону, которым заканчивается (Симфония in B для духовых, 1951; цикл пьес для фортепиано Ludus tonalis, 1942). Опора на мажоро-минорное мышление характеризует также творчество Онеггера, Пуленка, итальянского композитора Альфредо Казеллы (1883–1947) и др.

Творчество французского композитора Оливье Мессиана (1908–1992) выделяется стилистической оригинальностью. Композитор сумел подчинить найденные им ритмические и тембровые новшества, явившиеся результатом изучения индийской культуры (Турангалила, 1948), высоким духовным помыслам теологического и пантеистического характера. Он «разговаривает» со слушателями концертных залов о вечных ценностях в простой музыкальной форме (Три маленькие литургии на божественное присутствие, 1941, Двадцать взглядов младенца Иисуса, 1944).

Наши рекомендации