Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы
Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной шко
лы может осуществляться на основе принципов дифференциации
и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зави
симости от вида их одаренности, организации индивидуального
учебного плана, обучения по индивидуальным программам по от
дельным учебным предметам и т.д.). К сожалению, современная
практика сводится в основном к обучению по индивидуальным про
граммам в одной предметной области, что не способствует раскры
тию других способностей ребенка, лежащих вне ее. Следует также
следить за тем, чтобы работа по индивидуальным программам,
Д.Б. Богоявленская
Рабочая концепция одаренности
Теоретические
и прикладные исследования
Формы обучения
Обучение
одаренных детей
в условиях
общеобразова0
тельной школы
включающая и обучение через экстернат, не приводила к отрыву ре
бенка от коллектива сверстников.
Работа по индивидуальному плану и составление индивиду
альных программ обучения предполагает использование совре
менных информационных технологий (в том числе дистанционного
обучения), в рамках которых одаренный ребенок может получать
адресную информационную поддержку в зависимости от своих по
требностей.
Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных
детей может сыграть наставник (тьютор). Тьютором может быть вы
сококвалифицированный специалист, готовый взять на себя инди
видуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Основная
задача наставника — на основе диалога и совместного поиска по
мочь своему подопечному выработать наиболее эффективную
стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его спо
собности к самоопределению и самоорганизации. Значение рабо
ты наставника заключается в координации образа жизни одарен
ного ребенка и различных вариантов содержания образования.
Занятия по свободному выбору — факультативные, в особен
ности в малых группах — в большей степени, чем работа в классе,
позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагаю
щую применение разных методов работы. Это помогает учесть
различные потребности и возможности одаренных детей.
Большие возможности содержатся в такой форме работы
с одаренными детьми, как организация исследовательских секций
или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбо
ра не только направления исследовательской работы, но и индиви
дуального темпа и способа продвижения в предмете. Как уже было
отмечено, программы работы с одаренными детьми, построенные
на постоянном усложнении и увеличении объема учебного матери
ала, имеют существенные недостатки. В частности, усложнять про
грамму, не вызывая перегрузок, можно только до определенного
предела. Дальнейшее развитие возможностей ученика должно
проходить в рамках его вовлечения в исследовательскую работу,
поскольку формирование творческих способностей осуществляет
ся только через включение личности в творческий процесс. Иссле
довательская деятельность обеспечивает более высокий уровень
системности знания, что исключает его формальный характер. Пе
рефразируя Монтеня, можно утверждать, что при этом именно те,
«кто знает больше», становятся теми, «кто знает лучше».
Сеть творческих объединений позволяет реализовать совме
стную исследовательскую деятельность педагогов и учащихся.
Д.Б. Богоявленская
Рабочая концепция одаренности
Теоретические
и прикладные исследования
Одаренные учащиеся могут привлекаться к совместной работе
с педагогами и одновременно являться руководителями классных
исследовательских секций по данному предмету. Межклассные
объединениясекции могут возглавлять преподаватели. Создание
межвозрастных групп, объединенных одной проблематикой, сни
мает основную сложность положения одаренных детей, которые
теперь могут двигаться вперед с резким опережением, оставаясь
тем не менее в среде сверстников. Кроме того, совместная иссле
довательская работа со школьным учителем делает ученика на уро
ке его сотрудником. Достижения одаренного ученика оказывают
положительное влияние на весь класс, и это не только помогает
росту остальных детей, но и имеет прямой воспитательный эф
фект: укрепляет авторитет данного ученика и, что особенно важно,
формирует у него ответственность за своих товарищей. Вместе
с тем такая форма работы позволяет избежать ранней специализа
ции и обеспечивает более универсальное образование детей.
Данная система может иметь оптимальный эффект лишь при
условии формирования у учащихся познавательной направленнос
ти и высших духовных ценностей. С этой целью программы учебных
предметов должны включать изучение личностных стратегий
и нравственных поступков, стоящих за научным открытием.
Распространенной формой включения в исследовательскую
деятельность является проектный метод. Проекты могут быть как
индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы
и социальнозначимая гражданская направленность проектов име
ют немалое значение для воспитания детей.
В школах, где не применяются указанные выше формы обуче
ния, для одаренных детей является целесообразным сочетание
школьного и внешкольного обучения. Например, обучение одарен
ного ребенка в обычной школе по индивидуальному плану может
сочетаться с его участием в работе «школы выходного дня», кото
рая обеспечивает общение ребенка с талантливыми специалиста
мипрофессионалами, включает его в серьезную научноисследо
вательскую работу и т.д. Часы занятий в такой школе должны быть
компенсированы за счет уменьшения часов по данному предмету
в общеобразовательной школе.
Большую помощь в осуществлении дифференциации учебного
процесса для одаренных детей в условиях массовых общеобразова
тельных школ может оказать применение различных форм организа
ции обучения, которые основаны на идее группировки учащихся
в определенные моменты образовательного процесса. Выбор той
или иной формы зависит от особенностей школы — ее размера,
Д.Б. Богоявленская
Рабочая концепция одаренности
Теоретические
и прикладные исследования
традиций, наличия квалифицированных кадров, помещений, финан
совых возможностей, количества одаренных детей в школе и т.д.
Наиболее благоприятные возможности для обучения одарен
ных детей предоставляют следующие формы обучения.
Дифференциация параллелей. В школе предусматривается не
сколько классов внутри параллелей для детей с разными видами спо
собностей. Эта форма обучения является перспективной, начиная со
старшего подросткового возраста (с 9го класса), и особенно акту
альна для тех одаренных детей, у которых к концу подросткового воз
раста сформировался устойчивый интерес к определенной области
знания. Данная форма обучения достаточно широко распространена
в школах больших российских городов и имеет разновидность,
при которой параллель старшей школы включает специализирован
ные классы (например, химикобиологический, гуманитарный и фи
зикоматематический) и обычный неспециализированный класс.
Перегруппировка параллелей. Школьники одного возраста рас
пределяются для занятий по каждому учебному предмету в группы,
учитывающие их сходные возможности. Один и тот же ребенок мо
жет заниматься какиминибудь предметами (например, математи
кой и физикой) в «продвинутой группе», а другими (например, гума
нитарными) — в обычной. Это предполагает, что во всех параллелях
занятия по одинаковым предметам идут в одно и то же время и для
каждого предмета ученики группируются поновому. Эта форма
обучения оказывается полезной для учеников всех уровней, в чем
и заключается ее особое достоинство. Так, у одаренных детей воз
растают академические успехи, улучшается отношение к школьным
дисциплинам, повышается самооценка. У остальных детей также
наблюдается рост академических достижений, хотя и менее выра
женный, чем у одаренных. Кроме того, у них возрастает интерес
к учебе. Включенность детей в разные коллективы, как однородные,
так и разнородные, обеспечивает максимально широкий круг обще
ния, что сказывается благоприятным образом на ходе процесса со
циализации одаренных детей и всех других учащихся школы.
Сложность этого вида обучения заключается, в частности, в необ
ходимости достаточного количества учителей и школьных помещений.
Выделение группы одаренных учащихся из параллели. Предпола
гается объединение 5–8 наиболее успевающих в каждой паралле
ли школьников в группу, которая помещается в один из классов, где
кроме них находятся еще около 20 учеников. С этим классом обыч
но работает специально подготовленный учитель, который дает
группе одаренных усложненную и обогащенную программу. Обуче
ние основной части класса и группы одаренных ведется параллель
Д.Б. Богоявленская
Рабочая концепция одаренности
Теоретические
и прикладные исследования
но, что предусматривает различные задания. Эта форма обучения
оказывает положительное влияние в первую очередь на академи
ческие результаты группы одаренных детей.
Попеременное обучение. Эта форма обучения предполагает
группировку детей разных возрастов, однако не на все учебное
время, а только на его часть, что дает одаренным детям возмож
ность для общения со сверстниками и позволяет им находить рав
ных себе в академическом отношении детей и соответствующее
содержание образования. При этой форме способные ученики
имеют возможность участвовать в течение части учебного дня в за
нятиях старшеклассников. Наиболее естественный вариант заклю
чается в том, что одаренные дети имеют возможность заниматься
со старшими школьниками тем предметом, по которому они более
всего успевают, занимаясь всеми остальными предметами со сво
ими сверстниками. В последний год или несколько лет одаренные
дети должны получить возможность доступа к занятиям по избран
ным ими предметам на университетском уровне.
Данная форма учитывает такую особенность развития одаренных
детей, как диссинхрония (неравномерность развития). Соответствен
но, дифференциация обучения осуществляется не глобально, а лишь
в некоторой избранной предметной области. Сложность проблемы
заключается в реализации этой формы обучения в условиях школы.
Эта форма обучения может быть рекомендована для небольших част
ных школ, специализирующихся на работе с одаренными детьми.
Обогащенное обучение для отдельных групп учащихся за счет
сокращения времени на прохождение обязательной программы.
В этом случае для одаренных детей осуществляется замена части
обычных занятий на занятия, соответствующие их познавательным
запросам. Ученика оценивают перед тем, как он начинает осваи
вать очередной раздел. Если он показывает высокий результат, ему
разрешается сократить обучение по обязательной программе
и взамен предоставляются программы обогащения, т.е. деятель
ность, необходимая для развития способностей.
Группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные малые
группы на тех или иных основаниях (по уровню способностей, акаде
мическим достижениям и т.п.). Эта форма организации обучения
имеет ряд преимуществ по сравнению с другими. В первую очередь,
это создание оптимальных условий развития для всех групп учащих
ся (а не только для одаренных), благодаря дифференциации, индиви
дуализации и гибкости учебного процесса; реалистичность осуще
ствления, обусловленная отсутствием необходимости в какихлибо
изменениях на уровне организации учебного процесса в школе,
Д.Б. Богоявленская
Рабочая концепция одаренности
Теоретические
и прикладные исследования
в наличии дополнительных помещений, преподавательских кадров
и т.п.; «массовость» применения, так как одаренные дети есть везде
(в больших и малых городах, селах, населенных пунктах и т.п.).
Важно иметь в виду, что выбор и применение той или иной фор
мы индивидуализации и дифференциации обучения должны быть ос
нованы не только на возможностях конкретной школы, но прежде все
го — на учете индивидуальных особенностей ребенка, которые
и должны определять выбор оптимальной для него стратегии разви
тия. В частности, применение в целях дифференциации обучения для
одаренных учащихся различных форм организации учебного процес
са, основанных на идее группировки одаренных детей в определен
ные моменты образовательного процесса, может быть эффективно
только при условии изменения содержания и методов обучения.
В противном случае обучение одаренных детей будет отличаться от
традиционного только темпом прохождения учебной программы, что
не является достаточным для действительного развития таких детей,
в силу чего выделение одаренных учащихся в отдельную группу мо
жет иметь больше отрицательных последствий, чем положительных.