Отношение к жизни у ребенка. Как воспитать ребенка счастливым?
01:02:17 Когда мы не получаем возможности достаточно играть в возрасте с 7ми до 14ти лет, мы позже никогда не можем поверить в то, что для нас в жизни есть какой-то вид деятельности, который бы мог быть удовольствием сам по себе. Даже если это определенная физическая или психологическая нагрузка. Дети играют в футбол, и они называют это игрой. Они не требуют больших гонораров у спортивных клубов, хотя физически, может быть прилагают те же усилия, и могут час или два носиться по футбольному полю, теряя энергию, глубоко дыша, вытирая со лбов пот. То есть, затраты усилий те же самые. Это также тяжело, как для любого человека. Тяжело физически – двигаться, бегать в течение часа. Но у них это называется игра. В чем разница? В то, что нет определенной, конкретной привязанности к результату. То есть, она есть как символика и радость за каждый забитый гол присутствует, но при этом удача одного воспринимается как удача всех вместе. То есть, как бы общий результат. Победила дружба, общая радость. И в то же время мои неудачи делятся на всю команду. То есть, это как неудача всей команды. И человек чувствует, таким образом, в общении, в своем как бы социализировании, он чувствует огромную поддержку, вместо того, чтобы чувствовать давление от общества, которое находится и действует, он чувствует поддержку. Он чувствует, что его маленький вклад будет, в конце концов, приведет к общей победе, или к общему результату, к радости, которую я смогу также получить, почерпнуть. С другой стороны, мои ошибки растворяются, как бы в общем количестве усилий всех участников игры, или действа, и таким образом, я свободен от отягощающего чувства вины, типа я все испортил. Даже если на этот этап эта ошибка достаточно грубая.
01:04:24 Поэтому, это этап, когда человек учится, ребенок учится взаимодействию. Он учится тому, что можно действовать ради деятельности самой. Очень важный фактор, потому что позже в жизни ребенок, который не получил этого вида общения, этого вида любви, он может утвердиться в идее, что деятельность сама по себе, никогда не может быть радостна. Радостны могут быть только результаты. Фактически мы получаем несчастливого человека, потому что человек, который ради какого-то результата посвятил все свое время безрадостной деятельности, в конечном счете, получив этот результат, понимает, что результат напоминает ему о месяцах или годах тяжелого, безрадостного труда, и в конечном счете, становится символом этого безрадостного труда и стало быть, вместо радости приносит также только в большей или меньшей степени разочарование, что приводит к тому, что человек начинает прилагать еще большие усилия для того, чтобы получить что-то более значимое, или получить в большем количестве и так далее. И истрачивает еще больше сил, еще с большим риском, нагрузками, психическими и физическими, связанными с достижением желаемого, и снова когда получает, достигнутое становится символом определенного вида страданий, и само по себе уже не несет той радости, которая ожидалась изначально. Поэтому, только если сам процесс человеку доставляет удовольствие, чему ребенок, как я уже говорил, обучается в играх с 7ми до 14ти лет, именно тогда результат, который произошел, как следствие этой радостной деятельности, является совершенным сюрпризом. То есть, это определенная категория счастливых людей, которые, поверьте, не являются мифологическими персонажами, которые живут по принципу «работалось здорово, еще и деньги заплатили». Вот по такому принципу.
Секрет счастья.
01:06:28 Это один из принципов позитивной психологии. Работать так, как будто деньги не имеют значения. То есть, человеку доставляет удовольствие сама деятельность. И он настолько счастлив выполнять ее, что получение результатов является прямым следствием не его усилий, а прямым следствием его счастливости, которую он испытывал, прилагая усилия. И к счастью, примеры в жизни людей, которые следуют этому принципу, таких примеров становится все больше и больше. Если мы сами поверим, что такой стиль жизни, такой стиль деятельности, возможность и мы сами общаемся с людьми, которые, прежде всего, заняты тем, чтобы делать что-то счастливое для других. Которое, пусть вам не покажется странным, которое, люди, которые в определенной степени воспринимают свою деятельность как игру. Это не в силу того, что они несерьезно относятся к тому, что они делают для людей, а в первую очередь в силу того, что они не очень серьезно относятся к себе в этой деятельности. Это настоящее, можно сказать, настоящее проявления счастливого смирения, когда человек, выполняя свою деятельность, и очень серьезно относится ко всем, кто вовлечен в нее, но в то же время, не очень серьезно воспринимает самого себя в этой деятельности.
01:07:42 Поэтому, если ребенок не проходит должным образом этот этап в общении с другими детьми, в играх, с 7ми до 14ти лет, то позже, когда он переходит на следующий этап, или приближается к следующему этапу – это этап, когда действительно наступает ребенку, укрепившемуся в сознании того, что я могу, сама деятельность может достигать целей, сама деятельность может доставлять большую радость. Он учится тому, чтобы выбирать направление для своей деятельности, выбирать определенный вкус счастья, определенные цели в своей жизни. Изучать, наблюдая то, к чему стремятся другие дети вокруг него, или другие взрослые. Оценить, какого рода общение, и какого рода наставничество ему необходимо, чтобы достигнуть этих целей, чтобы обучиться этим навыкам, и он выбирает наставников, исходя из своего понимания целей, из своего вкуса счастья. И это то самое время, когда ребенок действительно становится потихонечку готов к принятию ответственности, к тому, чтобы понять основные, можно сказать, принципы субординации, подчинения значимости и важности в его жизни наставничества человека, который ведет его, и которому необходимо определенное подчинение, которому, для достижения своих целей, я готов вручить себя под его контроль, под его контроль и опеку.