Товарная политика в системе маркетинга
Относится к оперативному маркетингу. Основная задача – разработка комплекса маркетинга (маркетинг – микс, модель 4P).
Товарная политика – совокупность решений компании, которые касаются товарных предложения, того, с чем компания выходит на рынок. Характеристики товарного предложения:
v обеспечение ценности для потребителя;
v конкурентоспособность на рынке
Инструменты товарной политики:
§ качество товара;
§ «оснащение» товара (дизайн и упаковка);
§ наименование/марка;
§ ассортимент/товарная номенклатура;
§ сервис и дополнительные услуги;
§ конкурентоспособность товара
Планирование товарной политики как процесса.На первом этапе производится определение характеристик товара, формирующих ценность для потребителя. На этой базе формируются решения относительно товарной номенклатуры и стратегии. И уже после формируются дополнительные характеристики предложения (упаковка, сервис и т.д.). Входной информацией являются результаты маркетинговых исследований и маркетинговые цели. Задача маркетолога – выделить те или иные характеристики товара, определяющие необходимость товара для потребителя.
Товар – продукт труда, произведенный для продажи, представляет собой полезную вещь или полезный эффект труда, приобретении или использование которых имеет ценность для приобретателя (т.е. удовлетворяет его потребности).
Виды потребительской ценности (по Мефферту):
Базовая ценность – потребность может быть удовлетворена при помощи физико-функциональных характеристик товара. Например: стул – удобный для сидения и прочный.
Надстраиваемая ценность – удовлетворение за счет эстетических характеристик товара. Например: стул – красивый и вписывается в интерьер.
Социальная ценность – связана с престижностью и общественным признанием. Например: стул – обтянут тканью по выкройкам D&G.
Виды товара по Левиту/Котлеру:
Потенциальный продукт | ||||||||
Расширенный (приращённый)продукт | ||||||||
Ожидаемый продукт | ||||||||
Базовый продукт | ||||||||
Ключевая ценность | ||||||||
Виды товаров:
I. По целевому назначению:
o потребительские;
o производственно-технические
II. По степени готовности к употреблению:
o сырье;
o материалы;
o полуфабрикаты;
o изделия;
o детали
III. По числу потребителей:
o массового пользования;
o индивидуального пользования
Потребительские товары делятся на:
· Товары повседневного спроса (легко заменяется и покупается часто, выбор не представляет особой проблемы);
· Товары предпочтительного выбора (приобретаются достаточно часто, но имеет значение марка или какие либо характеристики);
· Товары предварительного выбора (покупается нечасто, проводится активное сравнение, например: автомобиль);
· Товары особого спроса
Товарная номенклатура (товарный микс, ассортимент) – совокупность всех товаров компании.
Товарная линия – группа товаров с тождественными принципами функционирования или предназначенных для одних типов потребителей, или предлагаемые в рамках определенного диапазона цен.
Характеристики товарной номенклатуры:
Ширина товарной номенклатуры
Товарная линия А | Товарная линия Б | Товарная линия В |
А1 | Б1 | В1 |
А1 | Б2 | В2 |
А3 | Б3 | |
А4 |
Глубина товарной номенклатуры
Стратегии инновации:
a) Диверсификация (ширина ТН):
ü вертикальная
ü горизонтальная
ü латеральная
b) Дифференциация (глубина ТН)
Стратегия вариации:
Ø физических или функциональных свойств продукта
Ø дизайна
Ø имиджа
Ø наименования/марки
Ø введения дополнительных услуг
Стратегия элиминации:
стандартизация (глубина ТН)
специализация (глубина ТН)
Наименование товара/марка
Марка – название, знак, символ или их комбинация, предназначенные для идентификации продукта одного или нескольких производителей
Марочное имя – наименование
Марочный знак – символ
Товарный знак – юридически защищенная марка или ее часть
Функции марки:
1) дифференциация от предложений конкурентов
2) легкое распознавание потребителями
3) создание предпочтений
4) формирования лояльности
Функции упаковки:
1. Первичные
1.1. защита
1.2. обеспечение транспортировки
1.3. обеспечение хранения
2. Вторичные
2.1. стимулирование продаж
2.2. самопрезентация товара
2.3. информация
2.4. упрощение потребления
3. Экологические
3.1. безопасность
3.2. утилизируемость
Виды сервиса:
До покупки | Во время покупки | После покупки | |
Техническое обслуживание | - технические консультации - предложения по решению проблем потребителя | - технические предпосылки для доставки | - установка - ремонт - поставка запасных частей |
Торговое обслуживание | - тестовые поставки - резервирование | - индивидуализированные договоры - определение форм расчетов - финансовые и страховые услуги | - доставка - обучение |
Конкурентоспособность товара
Конкурентоспособность – способность поддерживать конкуренцию, способность преимущества. Борьба, соперничество между товаропроизводителями за потребителя.
Конкурентоспособность продукции – это способность удовлетворять требования конкретного потребителя в условиях определенного рынка и периода времени.
Факторы конкурентоспособности:
Ценовые: цена – не столько цена продажи, сколько все расходы, связанные с приобретением и дальнейшей эксплуатации
Неценовые: качество (степень, которая отражает собственные характеристики), имидж, репутация самой продукции, нормативные параметры
Организационно-коммерческие условия предложения товара: условия платежей, сроки условия поставки товара, упаковка, авансы, гарантии, страхование
Ценовая политика на рынке
Ценовая политика – совокупность всех решений компаний, связанная с установлением цены на продукты и услуги.
Факторы:
ü Компания
ü Потребители
ü Государство
ü Конкуренты (структура рынка, влияет на наши стратегии)
Психологическое восприятие ценообразования (дорого, дешево)
Структура и ценообразование компании, влияние государства, инфляция, структура рынка и т.д.
Структура рынка:
v Совершенная конкуренция (много компаний, средняя ценовая политика, средняя цена)
v Монополия имеет другую структуру, эффективная политика цен, как фактор конкуренции не является ограниченным
v Монополистическая конкуренция
v Монопсония (Ценовой сговор о определенной продукции, ценовое лидерство)
Эластичность спроса – мера чувствительности спроса, которая показывает, на сколько изменится объем сбыта продукции при изменении цены на 1%.
Э = ((х1 – х2)/х1)/((р1 – р2)/р1) = ∆х/∆р * р1/х1
Э < -1 – эластичный спрос: значительное изменение объема продаж при незначительном изменении цены
-1 < Э < 0 – неэластичный спрос: слабая реакция объемов продаж на изменение цены
Э = 0 – абсолютно неэластичный спрос: потребитель не реагирует на изменение цены
Э > 0 – снобистский эффект: повышение объема продаж при росте цены (престижные товары)
Факторы эластичности:
Ø Наличие товаров заменителей
Ø Доля расходов на товар в общих расходах потребителя
Ø Необходимость товара
Ø Наличие уникальных свойств
Ø Известность марки
Ø Срочность приобретения
Перекрестная эластичность – мера, показывающая относительное изменение спроса на один товар при изменении цены на другой товар
Динамические эффекты:
Эффект | Описание |
Изменение цены | Реакция потребителя на изменение цены |
Спекулятивный эффект | Ожидания потребителей относительно изменения цены в будущем (значительное повышение или понижение цены) |
Эффект скидки | Реакция на краткосрочное значительное снижение цены |
Эффект переноса/имитации | Влияние объемов сбыта в данный периодна объемы сбыта в будущем (повторные покупки) |
Устаревание | Развитие потенциала спроса во времени |
Подходы к определению цены:
затратный
себестоимость + надбавка на прибыль
ориентированный на спрос
цена, которую готов заплатить покупатель
конкурентный
цены конкурентов с учетом позиционирования продукта
ассортиментный
цены на взаимосвязанные продукты в товарной номенклатуре
ценностный
ценность для потребителя
Ценовые стратегии:
§ новизна товара
§ условия конкуренции
§ взаимозависимость товаров
§ жизненный цикл продукции
§ психологическое восприятие цены
Ценовые стратегии: новые товары
o «Снятие сливок» («skimming») – установление высокой цены с последующим ее снижением
o «Проникновение на рынок» («penetration») – установление низкой цены
«Снятие сливок» | «Проникновение на рынок» | |
Цели | Ценовая дифференциация с течением времени; снятие потребительской ренты | Быстрое завоевание рыночной доли; создание барьеров для входа на рынок |
Предпосылки | Покупательский потенциал с относительно высокой платежеспособностью; неэластичный спрос | Цена не является индикатором качества; эластичный спрос |
Благоприятные факторы | Незначительный эффект переноса; высокое устаревание; сильный эффект изменения цены | Значительный эффект переноса; низкое устаревание; слабый эффект изменения цены |
Результат | Требуются незначительный мощности; прибыль в краткосрочном периоде | Требуются значительные мощности; прибыль в долгосрочном периоде |
Ценовые стратегии: условия конкуренции
· стратегия ценового лидерства
· стратегия следования за лидером
· ценовая война
· стратегия упреждающих цен