Анализ рисунков. На что обращать внимание.
Диагностика по рисунку исследует 2 основных группы признаков:
1 – содержательные (что нарисовано)
2 – формальные (как нарисовано)
1 – Для анализа содержания важны такие моменты:
1.1 – тематика рисунка;
1.2 – что изображенное на рисунке означает для автора.
2 - Формальные признаки могут быть следующие:
2.1 - Изобразительные средства. Чем нарисовано?
Если техника не предполагает конкретных материалов, выбор клиента имеет значение. Если человек выбирает твердые материалы (фломастеры, карандаши, мелки), это может говорить о следующем:
- высокий контроль сознания (как правило, твердые материалы выбирают чаще на начальных этапах работы);
- проявления тревоги, агрессии (в сочетании с другими признаками).
Выбор красок может говорить в пользу того, что задействована эмоциональная сфера человека, а также о погруженности в себя.
Терапевт может регулировать процесс коррекции, предоставляя клиенту те или иные материалы для рисования. Например, краски больше подходят для отреагирования эмоций. Однако имеет смысл проявить осторожность в отношении тревожных клиентов. Им лучше предлагать более твердые материалы. Карандаши, мелки также подойдут для выплеска агрессии.
2.2 – Характер линий
Преобладание прямых линий может свидетельствовать о контроле сознания, преобладании логического мышления. Извилистых – о проявлении аффективных состояний, интуитивном процессе. Извилистые линии более природны, женственны. Прямые линии в рисунке более характерны для мужчин, извилистые – для женщин.
В зависимости от темы работы, соответсвующий (или несоответсвующий) характер линий может дать важную информацию. К примеру, если в рисунке на тему постановки целей преобладают извилистые линии, я бы попыталась прояснить у клиента, хорошо ли он представляет себе, к чему стремится. Насколько его выбор продиктован эмоциями и насколько логикой.
2.3 – Общий характер изображения: упорядоченный или хаотический рисунок. Упорядоченный рисунок может быть связан с контролем сознания; характером мышления данного человека; консерватизмом; склонностью к следованию правил и т.д.
Хаотический рисунок связан со снижением сознательного контроля. Что, в свою очередь, может свидетельствовать о «выпеске» эмоций; органических поражениях мозга и т.д. Это также характерно для детей до 3-х лет.
2.4 – Количество и насыщенность цветов
Яркость рисунка, количество цветов может быть признаком эмоционального состояния; разнообразия (однообразия) внутреннего мира; настроения; уровня энергии человека.
К примеру, бедность цветового выбора, бледность рисунка, слабый нажим могут быть признаками депрессии. Рисунок при этом, часто, схематичный, с минимумом деталей, прорисован только контур.
2.5 – Анализ цвета
Существуют разные методики анализа цвета. Например, связь цвета с временами года. Какие цвета соответствуют зиме? Белый, черный, красный. Яркие, проявленные цвета. Без особых полутонов. О чем может говорить «зимнее» состояние человека? Покой, усталость, мысли о смерти, восстановлении сил, чистоте, строгости и т.д.
Другой вариант – связь цвета с природными явлениями. Синий – вода – женственность, плавность, текучесть, эмоциональность. Красный – огонь – яркость, целеустремленность, энергия, мужское начало. Зеленый – листва, трава – цвет жизненности, надежды и т.д.
Система энергоцентров человека – чакр также имеет свои привязки к цветам. 7 цветов радуги разложены в теле человека. Соответственно, в этой системе цвет определенной чакры дает представление о тематике рисунка. К примеру, охристо-красный связан с корневой чакрой, вопросами выживания. Оранжевый – с сексуальным центром. Желтый – с солнечным сплетением – отношения с социумом. Зеленый – цвет сердечного центра. Голубой – горловая чакра, вопросы эмоций. Синий – лоб – сознание. Фиолетовый – верхний центр над макушкой – цвет духовности. Более подробно об этой системе в статье «Радуга твоего тела».
Любое предположение терапевта по цветовому значению рисунка – это лишь гипотеза. Важнее здесь смысл того или иного цвета для автора рисунка. К примеру, в рисунке преобладают оранжевый и синий цвета. Терапевт предлагает синий – признак женского начала. Для автора синий – мужской цвет (холодный, рациональный). Дальнейший анализ рисунка делается исходя из восприятия автора, а не гипотезы терапевта.
2.6 - Размер рисунка, размещение на листе
Размер рисунка может говорить о том, насколько человек занимает собой жизненное пространство, о его силе или слабости, возможных страхах.
Например, большой рисунок на весь лист можно трактовать как жизненную силу, энергичность, возможно самодовольство. Маленький рисунок может говорить о страхе идти до конца; заполнить собой все жизненное пространство; о депрессии. Пустоты на рисунке могут также говорить о некой недосказанности, тайне, осторожности.
Положение листа может быть вертикальным (портрет) и горизонтальным (ландшафт). Это также может быть диагностическим критерием. Вертикальное положение может говорить о духовных поисках; эгоизме; романтизме; некой оторванности от земных реалий. Горизонтальное – о способности «крепко стоять на ногах»; амбициях; материалистичности; уверенности в себе.
Если рисунок занимает часть листа, стоит определить, какую именно. Тем самым есть возможность определить «проблемные» зоны.
Разделение листа на «Верх-Низ», «Лево-Право». Заполненность листа сверху или снизу, слева или справа говорит о преобладании соответствующих сфер в жизни человека, их ресурсности. Соответственно, пустоты – о недостающих вещах, возможных проблемах, нехватке ресурсов в этой зоне.
Возможные гипотезы по диагностике размещения рисунка в разных частях листа:
Таблица 1.
Верх | Низ |
Духовность Сознание Романтизм Божественное Явное Небо | Телесность Бессознательное Практицизм Земное Потаенное Земля |
Таблица 2.
Левая сторона | Правая сторона |
Женская Прошлое Опыт Тайное Пассивность | Мужская Будущее Планы, мечтания Явное Активность |
2.7 – Оценка движения
Рисунок может быть статичным. В нем также может ощущаться некая динамика. Если есть ощущение движения (изображен идущий человек; стрелки; спирали; элементы направлены в определенную сторону и т.д.), направление является диагностическим критерием.
Например, движение по часовой стрелке может быть признаком стремления к развитию, росту, решению проблемы. Против часовой стрелки – уход от проблем, поиск ресурсов в прошлом опыте, уход в себя.
Движение сверху вниз и наоборот, слева направо и наоборот можно оценивать исходя из того, что означает верх, низ рисунка, его левая и правая сторона (см. таблицы 1, 2 выше).
Например, движение слева направо может трактоваться как из прошлого в будущее, от потаенного к проявленному и т.д. Оценка движения, равно как и других диагностических признаков, рассматривается в привязке к общей картине и другим аспектам.
2.8 - Время на создание рисунка
Время, затраченное на создание рисунка, может дать информацию, например:
- о скорости психических процессов, темпераменте человека;
- степени погруженности в работу над рисунком;
- энергичности или, наоборот, упадке сил, депрессивном состоянии.
Для лучшего понимания клиента терапевту важно наблюдать за процессом создания рисунка. В этот момент можно получить ценную информацию. В особенности, когда клиент полностью вовлечен в работу, степень его сознательного контроля уменьшается. И становятся более заметными неконтролируемые невербальные проявления.