Черты оптимальной личности
Коан предпринял многостороннее исслед. оптимально функционирующих лиц, рез-ты к-рого легли в основу предложенной им теорет. концепции.
В этом эмпирическом исслед. Коан использовал батарею тестов, потребовавшую от студентов ун-та 6-часовой работы на их заполнение. Эта батарея включала меры, касающиеся феноменологической (воспринимаемой) согласованности, когнитивной продуктивности, перцептивной орг-ции, переживания контроля, кругозора, открытости опыту, независимости, переживания времени, контакта с реальностью, понимания себя, логической согласованности системы аттитюдов и представлений, а тж др. разнообразных аспектов аттитюдов, представлений и приспособительных реакций. Итоговый факторный анализ с использованием процедуры косоугольного вращения дал 19 факторов.
Наиболее важным рез-том исслед. стало то, что не удалось обнаружить единственного генерального фактора, представляющего глобальную личностную черту самоактуализации. Вместо этого итоговая картина содержала ряд независимых измерений и неск. взаимоисключающих.
Коан высказал предположение, что общей темой большинства этих полярностей м. б. либо открытость опыту, либо аттитюд, согласно к-рому мы должны поддерживать эффективный контроль над своей жизнью и происходящими вокруг нас событиями. Опираясь на рез-ты проведенного им факторного анализа и литературного анализа восточных и западных теорий О. ф., Коан выделяет пять осн. характеристик, описывающих «идеальное челов. состояние»: а) эффективность (efficiency);б) креативность (creativity);в) внутренняя гармония (inner harmony);г) связанность с внешним миром (relatedness);д) трансценденция (transcendency).
Другие значимые вклады
Тому, кто серьезно интересуется О. ф., следует тж уделить специальное внимание ряду др. важных систем мысли. К ним относятся: а) учение Юнга об индивидуации; б) концепция продуктивного характера Фромма; в) концепция целесообразного функционирования (appropriate functioning)Олпорта; г) концепция зрелости Эриксона; д) концепция формирования соц. интереса Адлера; е) идеи Хорни о реальном Я и самоотчуждении; ж) идеи Райха о генитальном характере с саморегуляцией (Reich's notion of the genital character with self regulation);з) концепция самораскрытия Джурарда; и) предложенная Уайтом концепция интереса и заботы о компетентности.
См. также Развитие эго, Пиковые переживание
Ф. Р. Эптин, Д. Сачман
Опыт близких к смерти состояний (near-death experiences)
О. б. к с. с., некогда относимый к разряду лишенных смысла галлюцинаций, стал предметом серьезного изучения медиков и др. исследователей. Это растущее профессиональное внимание в определенной степени яв-ся рез-том невозможности отмахнуться от О. б. к с. с. Прогрессирующее совершенствование биомедицинских разраб. способствовало увеличению числа возвращенных из состояния клинической смерти пациентов, к-рых в противном случае ожидало бы неминуемое умирание. Описания переживаний, к-рыми мн. из этих пациентов пытаются поделиться с мед. персоналом, оказываются настолько согласующимися и настолько реальными, что мед. сообществу становится все труднее и труднее их игнорировать.
Несмотря на то что различными исследователями выделялись различные аспекты такого опыта, О. б. к с. с. сейчас повсеместно признается глубоко субъективным событием с трансцендентальными или мистическими элементами, к-рое мн. люди переживают на пороге собственной смерти. Когда-то считавшееся редким явлением, по оценкам на сегодняшний день существование О. б. к с. с. признается по меньшей мере у 33% из оказавшихся на краю смерти людей. По данным опроса общественного мнения, проводимого ин-том Гэллапа, примерно 5% населения США, или около 13 млн американцев, в 1992 г. сообщили об О. б. к с. с.
Р. Моуди, психиатр, к-рый придумал термин «О. б. к с. с.», использовал его в отношении некоего не поддающегося описанию опыта на пороге смерти, к-рый может включать слышание субъектом того, как объявляют о его кончине, чувство умиротворенности, необычные звуки, ощущение движения через темный тоннель, чувство нахождения за пределами физ. тела, встречу с др. бесплотными существами, встречу с неким светящимся существом, просмотр своей жизни, ощущение границы или точки, за к-рой нет возврата, возврат в физ. тело, безуспешные попытки выразить др. испытанные переживания, глубокие изменения в аттитюдах и ценностях, исчезновение страха перед смертью и независимое подтверждение знания, приобретенного в ходе пребывания за пределами тела. Моуди указывал, что не существует двух людей, у к-рых бы совпадал О. б. к с. с., и что лишь редкий О. б. к с. с. включает все эти элементы.
Об О. б. к с. с. сообщают люди, у к-рых была зафиксирована клиническая смерть, но к-рые впоследствии были возвращены к жизни; люди, к-рые действительно умирали, но оказывались в состоянии описать свои переживания в заключительные моменты своей жизни, и люди, к-рые вследствие несчастных случаев или болезней пережили страх приближения смерти. Хотя первоначальные исслед. показали, что то, насколько чел. близок к смерти — или насколько близко он фактически подошел к смерти, — не влияет на появление или тип О. б. к с. с., более поздние исслед. говорят о том, что определенную роль здесь могут играть физиолог. особенности близкого контакта со смертью.
Оказывается, напр., что преобладание в О. б. к с. с. когнитивных элементов, такие как утрата чувства времени, ускорение мышления и просмотр жизни, более характерно для случаев быстрого и неожиданного возникновения близкого к смерти состояния, нежели когда его можно было предвидеть. О. б. к с. с., связанный с остановкой сердца, похож на опыт выхода за пределы своего тела, тогда как О. б. к с. с. без остановки сердца более сходен с деперсонализацией; переживания, возникающие в случаях отравления, имеют тенденцию быть причудливыми и приводящими в замешательство, подобно галлюцинациям. Далее, несмотря на то что все элементы О. б. к с. с. могут сообщаться людьми, к-рые лишь воспринимают себя находящимися «около смерти», нек-рые элементы — такие как встреча с ослепительным светом, усиление когнитивных функций и положительные эмоции — значительно чаще упоминаются теми, чья близость к смерти может быть подтверждена, напр., мед. заключениями.
Исследователи пока не обнаружили личностных черт или переменных, к-рые позволяли бы предсказывать, у кого будет возникать О. б. к с. с. или какого рода О. б. к с. с. может иметь тот или иной чел. Ретроспективные исслед. лиц, имевших О. б. к с. с., показали, что они яв-ся психологически благополучными людьми и в целом не отличаются от др. людей по возрасту, полу, расе, религии, религиозности или псих. здоровью.
Для объяснения О. б. к с. с. и присущих ему характерных особенностей было предложено неск. психол. гипотез. В одном из возможных объяснений утверждается, что О. б. к с. с. яв-ся продуктом воображения, конструируемым из наших личных и культурных ожиданий, к-рый защищает нас в ситуации столкновения с угрозой смерти. Однако эмпирические данные не поддерживают эту теорию. Кросс-культурные исслед. не обнаруживают ожидаемых вариаций в содержании О. б. к с. с., и люди часто сообщают о переживаниях, к-рые противоречат их специфическим религиозным и личным ожиданиям в отношении прихода смерти. Кроме того, люди, к-рые никогда ранее не слышали и не читали об О. б. к с. с., описывают те же самые виды переживаний, что и люди, к-рые были хорошо знакомы с этим феноменом, и знание, к-рое они имели об О. б. к с. с. прежде, по-видимому, не оказывает влияния на особенности их собственного О. б. к с. с.
Др. проблема в отношении объяснения О. б. к с. с. на основе модели ожидания состоит в том, что дети, оказывающиеся слишком маленькими, чтобы усвоить важные культурные и религиозные представления о смерти, сообщают о тех же самых видах О. б. к с. с., что и взрослые. Неск. исследователей опубликовали собрания детских случаев О. б. к с. с., в т. ч. и тех, к-рые возникали до того, как ребенок мог приобрести к.-л. языковые умения. Несмотря на то что об О. б. к с. с. рассказывает большая часть детей, переживших опасные заболевания, о них не рассказывают дети (по данным нек-рых исслед.), к-рые страдают серьезными заболеваниями, не являющимися потенциально смертельными. Интересно, что в большинстве случаев дети не сообщают о просмотре жизни, типичном для О. б. к с. с. взрослых, и они реже сообщают о встречах с умершими друзьями и родственниками — два отличия, к-рых можно было бы ожидать на основании их короткого жизненного опыта.
Поскольку отчеты субъекта об О. б. к с. с. связаны с событиями, недоступными наблюдению или переживанию окружающих его людей, нек-рые авторы высказали предположение о том, что О. б. к с. с. относится к категории сложных галлюцинаций, возникающих или в рез-те действия лекарственных препаратов, даваемых умирающим пациентам, или в рез-те метаболических расстройств или нарушений работы мозга по мере приближения чел. к смерти. Однако пациенты, к-рые получали лекарства в ситуации близости смерти, реже сообщали и имели менее сложный О. б. к с. с. в сравнении с пациентами, к-рые не получали лекарств. Такого рода данные могут свидетельствовать о том, что лекарства в действительности не вызывают, а скорее предотвращают появление О. б. к с. с., или же они могут означать, что пациенты, получающие лекарства, просто не помнят своих переживаний.
Для объяснения О. б. к с. с. было предложено неск. нейрохимических моделей, выделяющих в нем роль эндорфинов или др. нейротрансмиттеров, и неск. нейроанатомических моделей, связывающих О. б. к с. с. со специфическими областями головного мозга. Такого рода модели не поддаются проверке, однако они дают надежду на то что ученые когда-нибудь смогут перекинуть мост между мистическим опытом и физиолог. явлениями. Несмотря на то, что обнаружение корреляции О. б. к с. с. с физ. структурами или химическими продуктами в головном мозгу не обязательно бы привело к объяснению причин О. б. к с. с., это открыло бы перед нами возможности использования новых инструментов и процедур для изучения механизмов и последующих эффектов этих переживаний.
Одним из наиболее многообещающих для будущих исслед. аспектов О. б. к с. с. яв-ся его роль в трансформации личности чел., поскольку это оказывается несомненно наиболее легко измеряемым и бесспорно наиболее важным элементом такого опыта. Типичные эффекты О. б. к с. с., описываемые мн. независимыми исследователями, включают повышение духовности, заботы о др. и ценности жизни, с одной стороны, и снижение страха перед смертью, материализма и духа соперничества, с др. Люди, столкнувшиеся с О. б. к с. с., склонны рассматривать себя в качестве неотъемлемых частей благожелательного и полного значения универсума, в к-ром личный выигрыш, в особенности за счет потери др. чел., становится неуместным и ненужным. Эти глубокие изменения в аттитюдах и в поведении нашли свое подтверждение в долгосрочных исслед. лиц, имевших О. б. к с. с., в интервью с их значимыми др. и в исслед., сравнивающих их с теми, кто выжил после своего столкновения со смертью, но не сообщал об О. б. к с. с.
См. также Когнитивная сложность, Страх смерти, Бредовые расстройства, Галлюцинации, Иллюзии, Представления, Парапсихология
Б. Грейсон
Организационная диагностика (organizational diagnosis)
Когда консультант помогает орг-ции измениться, ему необходимо понимать, что орг-ция — это высокоорганизованная система, способная приспосабливаться и меняться, обладающая собственной жизнедеятельностью, более сложной, чем жизнедеятельность людей внутри нее, и наделенная способностью самосохранения. Основываясь на модели открытой системы, можно рассматривать орг-ции как совокупность подсистем.
Все орг-ции стремятся достичь определенной цели. Они мобилизуют энергию своих членов и свои финансовые, производственные и технические ресурсы. Продвигаясь к поставленной цели, они используют возможности своего окружения и прилагают усилия к тому, чтобы обойти конкурентов. Они тж стремятся к устойчивому функционированию. Т. о., деятельность орг-ции обладает характерными и доступными наблюдению особенностями.