Тема 1. Предмет и методы психологии
Содержание учебно-методического комплекса
по дисциплине «Психология и педагогика»
- Выписка ГОСТ – ГСЭ.Ф.07.
- Учебная программа
- Тематический план
- Календарный план
- Вопросы к зачету
- Список литературы
- Планы семинарских занятий
- Темы рефератов
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
ГСЭ.Ф.07.
Психология: предмет, объект, методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Психология личности. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания.
Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь.
Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Педагогика: объект, предмет и задачи, функции и методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе.
Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, ситуативные занятия, деловые игры, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультации.
Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Управление образовательными системами.
Министерство образования Российской федерации
Учебная программа
И методические рекомендации по курсу
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Для студентов специальности 080104. 65 - «Менеджмент организации»
Омск - 2008 г.
Составитель: канд.филос.наук Костюк И.А.
Психология и педагогика: Учебная программа и методические рекомендации
Программа и методические рекомендации составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом (2000 г.) по специальности 080104. 65 - «Менеджмент организации» для студентов заочной формы обучения.
Программа и методические рекомендации обсуждены и утверждены на заседании кафедры психологии и общих гуманитарных дисциплин ОФ СФГА 23.10. 2008
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
«ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
Программа соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности 080104. 65 - «Менеджмент организации».
Курс представляет собой дисциплину цикла Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (ГСЭ.Ф.08).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дисциплина «Психология и педагогика» обязательная для подготовки специалистов экономических специальностей.
В результате освоения курса студенты должны получить представление о природе психики человека, знать:
· должен знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики;
· знать в каких формах происходит освоение человеком действительности, осознавать роль сознания и самосознания в поведении, деятельности человека, формировании его личности;
· интерпретировать собственные психические состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции, осознавать закономерности межличностных отношений в быту и организованном коллективе;
· знать формы, средства и методы психологической деятельности;
В результате освоения курса студенты должны уметь:
1. практически использовать теоретические знания о механизмах общения;
2. оценивать и проектировать процесс профессионального психологического общения;
3. понимать значение воли, эмоций, потребностей и мотивов; уметь дать психологическую характеристику личности, ее темперамента, способностей, характера;
4. владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач как в семье, так и в трудовом коллективе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ПСИХОЛОГИЯ
Тема 1. Предмет и методы психологии
Психология: предмет, объект, методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.