Критерии оценки работы студентов
Технологическая карта учебной дисциплины
«Психология успешного общения и межличностных отношений»
Образовательная программа050705 Педагогическая психология
Бакалаврская программа050702 Начальное образование
Курс 1
Семестр2
Статус дисциплины
Количество зачетных единиц/
Кредитов
Промежуточная аттестация:-
Итоговая аттестация экзамен
Количество часов:
Трудоемкость/аудиторные часы/
самост. работа()
Количество баллов:100
Ф.И.О. преподавателя:Чебучева Е.В.
Утверждено на заседании кафедры ___________2011г. протокол №
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ И РАБОТ СТУДЕНТА
ОБЯЗАТЕЛЬНО
1. Работа в общих дискуссиях на основе прочитанной литературы; психогимнастические упражнения (28 – 48 баллов).
2. Разработка контрольно-измерительного материала, имеющего целью проверку усвоения определенной темы дисциплины (7 –12 баллов).
3. Сообщение по согласованной с преподавателем теме и представление его на практическом занятии (10 – 18 баллов).
Написание контрольной работы (6-12 баллов).
Составление тематической библиографии (4-10 баллов).
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
6. Реферат по согласованной с преподавателем теме (3 –10 баллов).
7. Электронная презентация техник общения, включающая портфолио игр и упражнений(5 –10 баллов).
Основное содержание
Проблема общения в социальной психологии. Историческое развитие проблемы общения в психологии. Подходы к общению в общей и социальной психологии. Специфика понятия «общение» в социальной психологии. Структура общения. Функции, виды и средства общения. Автокоммуникация как особый вид общения.
Общение как коммуникативный процесс. Общение с точки зрения обмена информацией. Специфика человеческой коммуникации. Средства коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация. Практические способы повышения эффективности вербальной коммуникации. Средства и формы невербальной коммуникации: кинесика, паралингвистика, проксемика и визуальное общение. Понятие «коммуникативных барьеров в общении. Виды коммуникативных барьеров и пути их преодоления.
Общение как перцептивный процесс. Специфика исследования перцептивных процессов в социальной психологии. Различие терминов «восприятие» и «понимание» человека человеком. Понятие «социальная перцепция». Генезис социальной перцепции.
Важнейшие механизмы межличностного восприятия. Формирование первого впечатления о человеке. Типовые схемы формирования первого впечатления. Ошибки межличностного восприятия и способы их преодоления. Эффекты «ореола», «первичности» и «новизны». Механизм и явление стереотипизации, экспериментальные данные, анализ практических ситуаций. Идентификация как уподобление себя партнеру. Эмпатия как эмоциональное сопереживание. Рефлексия как осознание каждым того, как он воспринимается партнером по общению. Феномен «каузальной атрибуции» как процесс приписывания партнеру по общению причин поведения и личностных черт.
Общение как интерактивный процесс. Место взаимодействия в структуре общения. Типология межличностного взаимодействия. Позиции и роли в общении. Подход к анализу взаимодействия с точки зрения позиций, занимаемых людьми при общении. Понятие «роли» в общении, соотношение понятий «функция « и «роль». Виды ролей: формальная, внутригрупповая, межличностная и индивидуальная. Понятие «коммуникативной дистанции» при взаимодействии. Факторы, влияющие на величину коммуникативной дистанции. Типы взаимодействия в общении. Основные положения трансакционного анализа и возможности его применения для изучения общения. Механизмы воздействия в процессе общения. Подражание, заражение, внушение и убеждение. Проблема конфликта в социальной психологии и различные подходы к ней. Классификация конфликтов. Функции конфликта. Социально-психологическая и динамическая структуры конфликта. Типы конфликтного поведения. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Влияние личностных особенностей партнеров на поведение в ситуации конфликта.
Трудности и дефекты общения. Распространенность психологических трудностей в разных возрастах. Застенчивость как специфическая трудность межличностного общения. Дефицитное общение, психологические механизмы одиночества, аутистичность и отчужденность. Дефектное общение. Акцентуации характера и дефекты общения. Ригидность и тревожность как факторы дефектного общения. Деструктивное общение.
Стили общения. Понятие «стиль общения» в социальной психологии. Общая характеристика стилей общения. Ритуальный стиль общения, его значение и функции. Характеристика и составляющие манипулятивного общения. Гуманистическое общение – высший уровень взаимопонимания и общения. Конгруэнтость опыта, сознания и коммуникации как важнейшая характеристика гуманистического общения. Синдром «дискоммуникации» и психогигиена общения. Психотерапевтические умения, необходимые в общении с детьми.
Генезис общения. Формирование общения в филогенезе. Роль общения в психическом развитии ребенка.
Каждая тема сопровождается соответствующими психогимнастическими упражнениями, содержащими элементы тренинга компонентов общения.
Критерии оценки работы студентов