Понятие личности в современной социальной психологии
Психология детей младшего школьного возраста
1. Предмет социально – педагогической диагностики
Предметом социально-педагогической диагностики являются особенности развития тяжелой жизненной ситуации человека, его поведение и деятельность, резервные возможности личности и семьи
Тяжелая жизненная ситуация - это потеря личностью возможности самостоятельно реализовать свои потребности под влиянием субъективных и объективных факторов и решить проблему
При исследовании трудной жизненной ситуации социальный педагог учитывает:
- объективные факторы - неблагоприятные экономические условия проживания, военные действия и конфликты, смерть одного из близких людей; последствия экстремальных ситуаций (пожар, террористические акты); низкий материальный уровень обеспечения семьи;
- субъективные факторы - возможность клиента сопротивляться проблеме, отсутствие ответственности за свои поступки; антисоциальные нормы и ценности, на основе которых клиент выстраивает отношения с окружающими чел дьмы; конфликтные отношения с семьей тощ.
Типичные проблемы, которые становятся причиной индивидуального дискомфорта - проблемы со здоровьем, - конфликты; - семейное неблагополучие, - насилие; - трудоустройство и др.
Понятие личности в современной социальной психологии
Социальная психология, рассматривая, главным образом, личность в социуме, ставит своей задачей определить, в каких условиях личность усваивает социальные влияния и в каких условиях она реализует свою социальную сущность. Выявляется то, каким образом формируются социально-типические черты, почему в одних случаях они проявляются, а в других появились какие-то новые. При изучении в расчёт берётся система межличностных отношений, поведенческая и эмоциональная регуляция. Кроме этого, поведение и деятельность личности рассматриваются в конкретных социальных группах, изучается вклад отдельного человека в деятельность всей группы и причины, влияющие на величину и ценность этого вклада. Главным ориентиром в исследовании личности для социальной психологии является взаимоотношения личности и группы.
3. Основные типы данных социально – психологического исследования: L,Q,T – данные
Специфика научного исследования в социальной психологии в наибольшей степени отражается в проблеме эмпирических данных. Данными в социальной психологии могут быть либо факты поведения, либо характеристики сознания индивида или группы. Какие именно типы данных можно считать достоверными, «правильными» в первую очередь зависит то теоретической, методологической платформы, на которой находится исследователь. Представители бихевиорального направления видят единственную реальность, которую можно наблюдать и фиксировать - поведение индивида или группы. Представители когнитивного направления в качестве эмпирической реальности рассматривают данные, характеризующие когнитивный мир индивида или группы: установки, ценности и др.
В социальной психологии выделяют несколько типов данных в зависимости от возможностей их получения. Р. Кеттелл предложил различать L, T, Q - данные.
L-данные являются жизненными документами, они были получены в более ранних исследованиях или их предоставляет сам испытуемый (или описывают люди, знающие его) в ходе актуального исследования. Это могут быть дневники, письма, рисунки, рассказы о событиях или состояниях, т. е. исторические документы.
Q-данные имеют общее свойство – они получены в актуально проводимом исследовании и возможно осуществлять какие – либо формы контроля при их фиксации.
T-данные – результаты тестов достижения и предполагают сопоставление достижений испытуемого с достижениями других людей в аналогичных ситуациях.
В социальной психологии принято разделять все методы на две большие группы: методы исследования и методы воздействия.
Методология социально-психологического исследования имеет три уровня :
Первый уровень – общая методология – общий философский подход, в основе которого лежат наиболее общие принципы. В социальной психологии это вопрос о соотношении общества и личности.
Второй уровень – специальная методология, связанная с адаптацией общих принципов для более узкой сферы. Для социальной психологии, в связи с ее двойственным происхождением, необходима адаптация методологических принципов психологии и социологии.
Третий уровень рассматривает методологию как совокупность конкретных приемов исследования, и они подразделяются на метод (стратегия исследования) и методику или технику как способ фиксации эмпирических данных (Г.М.Андреева).