Специфика самооценки младшего школьника
Младшим школьным возрастом принято считать возраст обучающихся приблизительно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам обучения в начальной школе. С началом обучения специалисты по психологии связывают проявление признаков возрастного кризиса 7 лет.
Возраст 7 лет-это возраст потери «непосредственности»[5, с.430]. Поведение перестает быть конкретным, естественным. Первопричина этого-обобщение переживаний - особенный эпизод в развитии, приводящий к удерживанию некоторого переживания «вклиниванию» обобщенного переживания в его поведении. К 7 годам как заявлял Л. С. Выгодский, появляется ряд сложных новообразований-самолюбие, самооценка. Складывается помимо прочего специфичное психическое новообразование-позиция школьника, связанная с формированием привлекательности образа школы, потребности в приобретении новых знаний.
Самооценка считается одним из значительных критерии, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует необходимость соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не столько как познание самого себя, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в виде некоторого устойчивого объекта [6, с.304].
В особенности важно учитывать самооценку обучающегося. Как и все в нем, она еще только складывается и поэтому в основном поддается воздействию, изменению. Скажем все другие отличительные черты личности, его самооценка формируется в ходе воспитания, в котором главная роль принадлежит семье и школе. По мере развития, обучающийся учится понимать себя, свое «Я», оценивать собственные качества. Данный оценочный компонент «Я» и называется самооценкой. Она считается ядром самоосознания, так же, как и связанный с ней уровень притязаний. Самооценка и уровень притязаний обучающегося младшего школьного возраста оказывает большое влияет на эмоциональное благополучие, успешность в разных видах деятельности и развитии в общем [4, с.603].
Младший школьный возраст, по утверждению А. К. Зиньковского –период осознания себя самого. С поступлением в школу меняется весь строи жизни обучающегося, изменяется его режим, отношение к окружающим людям. Они с радостью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями, навыками. Свойственна для младших школьников необходимость во внешних эмоциях, их завлекает наружная сторона предметов или явлений, выполняемой работы. Беря во внимание богатую память обучающегося в сочетании с неразвитыми умениями самоконтроля и самопроверки при заучивании, нужно уделить выработке этих умений, приобщению обучающихся к организации своей учебной деятельности. Характерные для этого возраста определенная податливость, внушаемость, доверчивость, предрасположенность к подражанию дают благоприятную возможность для высоконравственного воспитания младших школьников.
Подведя итог можно сказать, что проблема появления и становления самооценки считается одной из центральных проблем развития личности младшего школьника. Когда говорят о самооценке, то говорят о самооценке того или иного человека, обычно акцентируют внимание на ее итог: высокая или низкая, адекватная или неадекватная, завышенная или заниженная. В научных исследовательских работах установлено, что у младших школьников появляются все виды самооценок. В виде источников формирования самооценки научные работники выделяют: сравнение образа реального «Я» с образом идеального «Я», т.е. с представлением о том, каким человек желал бы быть; человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие; индивид расценивает успешность собственных действий и проявлений через призму собственной идентичности, испытывает удовлетворение не от того собственно, что он делает, что-то хорошо, а от того, что собственно он избрал определённое дело и делает его хорошо, т.е, происходит изменение результатов собственной деятельности. Самооценка считается сложным, личностным образованием, в котором обретает свое выражение познания младшего школьника о себе, его активность, нацеленная на открытие собственного «Я» в общении и деятельности. Проявление и становление высших возможностей человека стимулируются рядом причин. Н. Роджерс выделяет несколько критерий формирования адекватной самооценки и развития творческого потенциала личности. Данная психологическая безопасность, психологическая свобода в понимании Роджерса, эмпатическое осознание и свобода от оценок, принятие, создаваемое атмосферой любви и доверия. Конкретноданные условия лежат в основе здоровой Я-концепции личности, возможности к саморазвитию, реализации творческих способностей. Постоянная критика и недоброжелательное отношение со стороны окружающих людей, сопоставление ученика с наиболее успешными сверстниками подавляет и губит потенциал личности; ведет к возникновению негативизма, отрицания, внутреннего напряжения. Становление способностей индивидума неотделимо от развития его личности в целом.
Библиографический список
1. Амоношвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка // Педагогика и психология.- Москва: «Знание», 2008-157с.
2. Волков Б.С. Психологическая готовность к школе: руководство практического психолога – Москва: Академический проспект, 2005-306с.
3. Захарова А.В. Психология формирования самооценки / Психология: под редакцией А.В. Захарова. – Москва: Прометей, 2006-170с.
4. Крылов А. Н. «Образ-Я» как фактор развития личности// Психология наук: под редакцией А.Н. Крылов. – Москва: Просвещение, 2007-603с.
5. Кулагина И.Ю. Младшие школьники. Особенности развития. – Москва: Эксмо, 2007-430с.
6. Феннел М. Как повысить самооценку. – Москва: АСТ, 2005-304с.