Переносить ли обед на вечер?
Теперь рассмотрим противоположный случай. В некоторых семьях торжествует мнение, что переваривать пищу в абсолютном спокойствии, собственно говоря, во сне – предпочтительней всего. Это еще одна ошибка.
Даже и без желания переваривать пищу в покое, немалое число людей забывает о трехразовом питании, и вовсе переходят на одноразовое. Причем кормятся, явно переедая, забывая о неизбежных страданий от избыточной, проглоченной «про запас» пищи. И разумеется, этот варварский обряд обжорства происходит вечером. Когда организму, в том числе и органам питания, любая лишняя нагрузка – невмоготу.
Но питающийся однократно люд не стесняется, у желудка не срашивает, и закладывает в себя новые и новые порции пищи, тем более, что каким бы день не удался, а вкусно поесть можно только дома, на родимой кухне, со своими близкими.
Это вечернее поглощении еды есть психологическая компенсания за прожитый день, попытка ощутимо вознаградить себя за труды, знак того, что наконец-то из единичного цикла активность-пассивность на нас нисходит такая значимая, приятная для перетруженных нервов и мускулов пассивная фаза…
Помимо переедания, которое при таком режиме наступает автоматически, и которое ведет к растрате ресурсов всех систем желудочно-кишечного тракта, это опасная возможность расслабиться только с переполненным желудком может стать привычной. По мнению иных психологов, именно этот трюк – спокойствие, когда брюхо сыто – служит главной причиной безумной популярности пива, которое помимо того, что оно создает слабую алкогольную эйфорию, является еще довольно «объемным» продуктом, легко и быстро создающим тяжесть в желудке. Отсюда же и речи о пиве, как о «жидком хлебе», его безумной каллорийности и легкости усвоения, его положительных эффектах, оказываемых даже на ослабленный организм…
Вообще-то, все жидкие или полужидкие схемы питания обеспечивают более эффективное усвение, чем твердые. Но это еще не значит, что именно полужидкая схема предпочтительна, когда мы имеем дело со здоровым, нормальным организмом. Но об этом мы поговорим в следующей главе, а пока следует понять вот что – вечерняя еда не должна существенно отличаться от всех остальных четырех-пяти «перекусов», которыми мы угощаем себя в течение дня.
Если именно под вечер хочется расслабиться и побаловать свое тело, значит, возникла именно псигологическая зависимость от этого предсонного приема пищи. И чтобы не усугублять свое положение, необходимо бороться с ней. Собственно, у нас и нет другого выхода, кроме каждодневной борьбы с собой, пока все сколько-нибудь здоровые привычки не станут совершенно автоматическими. Как у долгожителей.
Не все зависит от зубов.
Сказав пару слов о полужидком питании, я имел в виду, что почти всегда, всюду и по любому поводу, стоит завести речь о праивильном в полном смысле слова питании, чуть не в первую очередь вспоминают о зубах. Слов нет, зубы – серьезный фактор нашего здоровья. Но не абсолютный.
Сколько я не читал, сколько не разыскивал незаинтересованное авторитетное мнение о зубах, я натыкался только на сведенья дантистов, среди которых преобладали эстетические, а не медицинские оценки. Пару раз я находим мнение, что состояние зубов может считаться довольно верным и надежным маркером долгожителя, то есть, долгожители дольше не теряют зубы, а иногда и вовсе ихне теряют. Еще я обранружил, что зубы могут свидетельствовать о правильном образе жизни, и… не более того. В общем, ничего сколько-нибудь конкретного. Значит, от зубов зависит совсем не все. Зубы – инструмент, и ими просто нужно пользоваться. Спаршивается – как именно?
Начиная с шестидесятых годов, когда в некоторых журналах, озабоченных правильным образом жизни, замелькали статьи об индийских йогах, именно практическая йога, понимаемая в большинстве случаев исключительно как хатха-йога, стала образцом для подражания. При этом критерием почему-то выбирались закритические способности протыкать сердце стальным клинком, капать под язык или на кожу расплавленным оловом, вынимать глазное яблоко из глазницы.
Эти «здоровые» достижения объявлялись результатом голодания и правильного жевания. Разумеется, еще и вегетарианство, но о нем, как и о голодании, разговор особый, поэтому пока остановимся только на жевании.
Итак, рассматривая йогов, наши журналисты, почти всегда довольно далекие от истинных Школ Постижения, любящие «подтвердить» свои йоговское достижения соответствующим дипломчиком – что сразу выводит их из разряда людей, оставивших «прелести» этого мира, и в первую очередь, из разряда йогов, – выдавали рекомендацию самую что ни на есть ясную – чем больше жуешь, тем лучше. Чем существеннее перерабатываешь пищу еще во рту, тем легче желудку и всему прочему, что должно потом с этой пищей «разбираться».
Разумеется, многие этому совету следовали, и убеждались, что начиная с какого-то момента слюнные железы вдруг бастовали, потому что количество слюны оказывалось куда как конечно, и жевание какого-нибудь хрящика до пятидесяти, а то и больше раз не дает никакого эффекта. И что вожделеная легкость в желудке зависит от количества съеденного, а не от жевания… То есть, с жеванием явно что-то не так.
В избыточном жевании я обнаружил только одно положительное качество – труднее переесть. Во-первых, потому что чисто механически устаешь есть. Во-вторых, так как еда длится дольше, то сигнал о насыщении приходит более заметный, и как раз тогда, когда на тарелке осталась еще уйма еды. Это очень хорошо, но это – почти все, что зависит от зубов.
Всегда ли следует жевать?
Но тогда возникает вопром – как жевать? И сколько? Разумеется, взглянув на жевание с точки зрения раздельного питания.
Итак, слюнная среда создает слабый щелочной эффект. Поэтому та пища, которая должна обрабатываться в желудке, то есть, продукты кислотного списка, или кислотного плюс нейтрального, должны пережевываться, что называется «не очень». Конечно, например, куски непережеванной свинины, доставят желудку немало хлопот, но в целом следует помнить, что пропитывать пищу слюной больше, чем «хотелось бы» желудку – не следует. Потому что именно ему эту излишнюю щелочность придется нейтрализовать.
А вот продукты щелочного ряда, или щелочного совместно с нейтральным, жевать следует как следует. Причем почти по йоговской рекомендации, когда пища сама как бы исчезает в гортани, хотя явственных глотательных движение человек не делает.
Очень важно, чтобы щелочная пища прожевывалась как следует еще и с механической точки зрения. Если кислотные продукты могут как слелует «повариться» в желудке, который в общем к механическому воздействию довольно устойчив, то двенадцатиперстная кишка к этому вовсе не приспособлена, и с этим следует считаться.
В этом плане очень актуальном мне кажется самодельная пословица, которую я услышал почти десять лет назад от очень больного и потому умелого в питании человека: мясо – куском, зерно – самотком. Он имел в виду, что мясо можно глотать, а хлеб следует жевать, пока он не «раствориться» во рту.
Рассматривая эту рекомендацию, становится понятна и практика йогов. Они в самом деле жуют, и немало, с иной корочкой «общаются» по четверть часа. Но происходит это по той простой причине, что они куда как часто вегетарианцы, хотя и это не обязательно.
Глава 9.
Жидкости, как они есть.
Вряд ли кто-либо забыл истину школьных времен – человек состоит из воды. Только это утверждение из разряда тех, что скорее затемняют истину, чем ее проявляют. Потому что сразу за этим глубокомысленным изречением хочется спросить – ну и что? Облегчает это нам жизнь или делает ее труднее? Какой воды? С какими добавками? Сколько этой воды желательно потреблять? И полезны ли всякие добавки, которыми мы насыщаем воду, чтобы она была вкусной как чай, и полезной, как арбуз? И как мы должны мы должны запивать пищу, чтобы вода не мешала нам, а помогала, чтобы не расходовать на нее ресурсы организма впустую, и чтобы она вся шла в дело, то есть, компенсировала всякие необходимые расходы веществ, энергии и влаги?
О том и речь. Начнем, как обычно, с главного.