Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Осенний вечер», «Летний вечер» – 2 часа

Слово о писателе. Образы природы в лирическом произведении. Человек и жизнь природы. Поэтический мир стихотворений.

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети» – 2 часа

Слово о писателе. Отображение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения.

И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…» – 1 час

Слово о пистале. Композиция. Образ природы. Поэтический мир стихотворения.

С.А.Есенин. Стихотворение «Береза» – 1 час

Слово о писателе. Образ природы. Поэтический мир стихотворения.

NB объяснить, почему взяли «Березу», ведь ее читали в младшей школе.

Внеклассное чтение: Г.Гейне. «На севере диком…» (пер. М.Ю.Лермонтова). И.-В.Гёте. «Ночная песня странника» (пер. М.Ю.Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С.Заяицкого) – 1 час

Роман, повесть, рассказ

Задача темы «Роман, повесть, рассказ» - подробнее познакомить учащихся с наиболее распространенными эпическими жанрами, выявить их особенности. Выбор произведений обусловлен не только рекомендациями стандарта и Примерной программы, но и внутренней логикой всего раздела авторской программы. Все названные произведения имеют некоторые общие черты, позволяющие говорить о единстве методической задачи. Проблемы, поднятые в этих произведениях, можно разделить на три основные группы:

· человек в необычной ситуации (Д.Дефо «Робинзон Крузо», А.С.Грин «Зеленая лампа», А.П.Платонов «В прекрасном и яростном мире», Ю.П.Казаков «Оленьи рога», Дж.Лондон «Сказание о Кише», В.П.Астафьев «Васюткино озеро», О,Генри «Вождь краснокожих»);

· человек и природа (Д.Дефо «Робинзон Крузо», И.С.Тургенев «Бежин луг», Ю.П.Казаков «Оленьи рога», Дж.Лондон «Сказание о Кише», В.П.Астафьев «Васюткино озеро»);

· комическое в произведении (О,Генри «Вождь краснокожих», М.М.Зощенко Рассказы из цикла «Лелька и Минька»).

Кроме того, главными героями большинства названных произведений являются дети, что повышает непосредственный читательский интерес.

Каждому из изучаемых произведений предшествует небольшая статья, содержащая сведения о личности и творчестве писателя, а также короткий комментарий к произведению. В программе этот материал носит наименование «Слово о писателе».

Знакомство с эпическими жанрами начинается с романа Д.Дефо «Робинзон Крузо». Следует отметить, что школьникам предлагаются лишь некоторые главы из большого произведения. Это облегчает задачу учителя. Понятие романа как «произведения большого объема» дается во вводной статье, а литературный материал дополняет представления об этом жанре. Школьники выясняют, что события романа могут разворачиваться в течение долгого времени, а предметом изображения становится жизнь человека во всех ее проявлениях. Образ Робинзона Крузо доступен и понятен пятиклассникам. Они легко выявляют положительные и отрицательные стороны его характера, с интересом следят за тем, как герой преодолевает трудности, выпавшие на его долю. Анализ глав заканчивается творческой работой, предложенной авторами учебника: сравнить цитату из Библии об изгнании Адама из рая и содержание романа.

Проблема испытаний и преодоления их является ведущей в произведениях А.С.Грина «Зеленая лампа» и А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире». Сила духа, умение противостоять жизненным невзгодам, любовь к жизни – вот черты, которые объединяют героев этих произведений. Задача учителя - показать, как под влиянием чрезвычайных обстоятельств раскрываются их характеры. Следуя за сюжетом, школьники учатся анализировать проблематику произведения, отбирать материал для характеристики образов героев. Одновременно продолжается работа над своеобразием эпических жанров. Учащиеся находят различия между изученными произведениями и делают самостоятельные выводы о своеобразии жанров рассказа и повести.

Надежда Николаевна! Неувязочка: в программе «Зеленая лампа» названа повестью, а в учебнике – рассказом.

Варианты уроков по произведениям И.С.Тургенева, Дж.Лондона и В.П.Астафьева широко представлены в методической литературе. Отметим только, что данная авторская программа рекомендует сделать акцент на взаимоотношениях человека и природы. О роли пейзажа в художественном произведении подробно говорилось при изучении произведений Н.В.Гоголя и М.М.Пришвина, а также в разделе «Лирическое стихотворение».

Чувство природы пронизывает рассказы И.С.Тургенева «Бежин луг» и Ю.П.Казакова «Оленьи рога». В них пейзаж выступает как средство раскрытия внутреннего мира человека. Он не только подчеркивает сказочно-поэтическое восприятие мира главными героями, но и становится своего рода декорацией для событий, которые разворачиваются по ходу действия. В контексте изучения этих произведений возможно возвращение к проблеме переплетения реальности и вымысла, которая была центром авторской концепции в первом разделе программы. Кроме того, расширяются представления учащихся о жанровом разнообразии рассказа. Например, «Оленьи рога» характеризуются как рассказ-фантазия. С особенностями этого жанра пятиклассники знакомились в процессе работы над сказкой В.М.Гаршина «То, чего не было». Таким образом, происходит актуализация знаний, что помогает сформировать у учащихся устойчивые навыки самостоятельного анализа художественного текста.

В качестве письменных работ, завершающих изучение этих произведений, можно порекомендовать следующие задания:

· сопоставить рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг» и стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» (задание Г на с. 161);

· написать отзыв на рассказ Ю.П.Казакова «Оленьи рога»;

· дать письменный ответ на вопрос: «Какую роль играет фантазия в жизни человека?»

Выбор заданий может зависеть от уровня подготовки учащихся и их читательских предпочтений.

Следующая группа произведений по-иному раскрывает тему «Человек и природа».

Действия повести Дж.Лондона «Сказание о Кише» и рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро» разворачиваются на фоне суровой северной природы. Непростые жизненные условия формируют такие человеческие качества, как сила воли, решительность, находчивость. Приключения главных героев вызывают неизменный интерес у пятиклассников.

Работу над художественными текстами, несомненно, следует вести с учетом жанровых особенностей. «Сказание о Кише» корнями уходит в традиции устного народного творчества. Образ легендарного героя уже рассматривался в теме «Легенда». Почему Киш стал героем народных преданий? Что сделал он для своих соплеменников? Что общего между ним и другими известными легендарными героями? – вот небольшой перечень вопросов, которые могут использоваться в процессе анализа повести Дж.Лондона. Почему это небольшое по объему произведение относится к жанру повести, объясняется в статье «Роман, повесть, рассказ» (с. 66-67).

Также материал учебника предлагает сравнить жанр «Васюткина озера» В.П.Астафьева с жанром «Кладовой солнца» М.М.Пришвина (задание В-2 с.212). Особенностью рассказа В.П.Астафьева является то, что в основу произведения положены реальные события из жизни писателя. На уроке учащиеся впервые знакомятся с понятием «автобиографичность прозы».

В качестве домашнего задания можно предложить пятиклассникам составить небольшой приключенческий рассказ на основе своих жизненных впечатлений (задание Г с. 212).

Произведения О'Генри и М.М.Зощенко относятся к жанру юмористического рассказа. Поэтому программа рекомендует подробнее остановиться на понятии «комическое». Учащиеся уже имеют представление о двух видах смеха: осуждающий, язвительный – сатирический и мягкий, добродушный – юмористический. Кроме того, знают о том, какую роль играет смех в художественной литературе (см. тему «Басня»).

Расширить имеющиеся знания позволяют рассказы «Вождь краснокожих» О'Генри и несколько рассказов из цикла «Лелька и Минька» М.М.Зощенко. В процессе работы над этими произведениями учащиеся знакомятся со способами создания комического. Перед ребятами можно поставить задачу найти в тексте примеры смешного и постараться аргументировать свой выбор. Таким образом, создается основа для анализа произведений (рассматриваются особенности речи, характеры и поступки героев, комизм ситуаций, смешение веселого и грустного). Завершить работу можно инсценировкой одного из рассказов М.М.Зощенко (задание Г с.246). В помощь учащимся даны авторские рекомендации. Пятиклассники на своем опыте смогут понять, как тяжело создать по-настоящему смешное произведение.

В теме «Роман, повесть, рассказ» учащиеся работают с такими понятиями, как:

· устное народное творчество и литература. Жанры устного народного творчества. (код 1.2),

· художественный вымысел, фантастика (код 1.5),

· литературные роды: эпос. Жанры литературы: роман, повесть, рассказ (код 1.7),

· тема, идея, проблематика, сюжет, пейзаж (код 1.8),

комическое. Сатира, юмор (1.11).

Наши рекомендации