Движущие силы развития личности.
Процесс становления человеческой личности осуществляется как «самодвижения», которому, по мнению Г.С.Костюка, свойственно единство внешних и внутренних условий. Внешние условия определяются природными и общественными условиями, необходимыми для существования индивида, его жизнедеятельности, учения, труда, развития. Однако, подчеркивает С.Л.Рубинштейн, внешние условия влияют на процесс развития через внутренние условия, которые находяться в самом индивиде.
Внутренние и внешние условия развития являются противостоящими, связанные между собой. Внешнее, объективное, социальное устанавливается индивидом и становится внутренним, субъективны, психическим, которое определяет его новые отношения к внешнему миру (интериоризация осуществляет и противоположный процесс – экстериоризацию), при помощи, которой осуществляется объективизация внутреннего, его переход во внешний план деятельности.
Противоречие между внешним и внутренним становится источником «самодвижения», психического развития индивида, становления личности.
Внутренние противоречия, которые возникают в жизни человека вызывают активность, направленную на их преодоление. Однако вместо них появляются новые противоречия, которые снова выступают как внутренние стимулы совершенствования личности, ее деятельности и поведения.
Одним из основных противоречий, которое закономерно проявляется на всех возрастных этапах, является расхождение между новыми потребностями, целями, стремлениями личности, которая развивается, и достигнутым ею уровнем овладения способами, необходимыми для их удовлетворения. Эти противоречия возникают потому, что мотивационная сторона развития личности опережает содержательную и операционную стороны.
Противоречия возникают в процессе появления новых потребностей и мотивов и борьбы со старыми или когда возникает потребность в подчинении ближних, непосредственных, индивидуальных мотивов отдаленных, опосредованных, общественным мотивам деятельности.
Значительные противоречия проявляются в диалектическом по своему характеру процессе становления познавательной сферы личности. Они детерминируют переход от непосредственного перцептивного к опосредованному мысленному познанию ребенком объективной действительности, от низших форм развития мышления к высшим.
В учебной деятельности школьников возникают противоречия, связанные с расхождением между новыми познавательными целями, знаниями и имеющимися способами действий, между новыми ситуациями и предыдущим опытом учеников, между обобщениями, которые уже сложились и новыми фактами. Обучение систематически вызывает внутренние противоречия, их осознание учениками, развертывание активной деятельности, направленной на их устранение. Преодоление каждого противоречия требует решения новых способов действий, формирования более совершенных операций, то есть осуществление следующего шага вперед в развитие познавательной деятельности личности.
В жизни подрастающей личности, которая разрабатывает перспективные цели, планы, проекты, возникают противоречия, расхождения между желаемым будущим и настоящим, между тем, к чему стремиться личность и тем, что у нее имеется. Эти расхождения принуждают человека к действиям в течении продолжительного времени.
Диалектические противоречия возникают также между достигнутым уровнем развития индивида и способом его жизни, местом, которое он занимает в системе общественных отношений. В ходе разрешения этих противоречий возникают новые стимулы к дальнейшему развитию личности.
Диалектические противоречия возникают также между достигнутым уровнем развития индивида и способом его жизни, местом, которое он занимает в системе общественных отношений. В ходе разрешения этих противоречий возникают новые стимулы к дальнейшему развитию личности.
Таким образом, внутренние противоречия на каждом этапе онтогенеза личности приобретают свое содержание, своих форм выявления и способов преодоления. Внутренние противоречия могут не осознаваться на начальных этапах развития личности, однако на последующих этапах часто становятся объектом самосознания, переживается личностью как недовольство собой, как сознательное, активное стремление к самосовершенствованию.