Краткий словарь психологических понятий 1 страница

Абиотический стимул — свойство предметов окружающего мира, которое прямо и непосредственно не определяет процесс поддержания жизни того или иного организма, однако — при объективной связи с биотическим стимулом — может выступать для индивида сигналом наличия биотического стимула (и поэтому отражается субъектом на психическом уровне).

Автоматизм — устойчивая структура операции как способа осуществления действий без специального контроля сознания. Выделяют два класса А.: первичные (не осознававшиеся с самого начала их возникновения) и вторичные (происходящие из сознательных действий, которые по мере «отработки» данного действия преобразовались в навык, контроль за которым осуществляется уже на бессознательном уровне).

Аналитическая интроспекция — особый тип интроспекции, предложенный Э. Б.Титченером. Заключается в строго контролируемом расчленении образа восприятия на его «атомы» — ощущения. Основное правило — не совершать «ошибки стимула». Подвергался критике в ряде психологических направлений, в частности в целостной психологии.

Антилокализационизм — концепция некоторых психологов и физиологов, согласно которой не существует жесткой локализации тех или иных психических функций в отдельных конкретных участках мозга: за их отправление отвечает весь мозг в целом.

Антропопсихизм — точка зрения на решение проблемы возникновения психики, согласно которой последняя есть только у человека, поскольку критерием психики признается ее осознанность.

Апперцепция — термин, введенный в психологическую науку Г. В.Лейбницем; он понимал под этим словом субъектную активность (выражающуюся, например, в процессе внимания к одним событиям и игнорировании других), без которой невозможно возникновение в сознании сколько-нибудь ясного и отчетливого его содержания. В работах В.Вундта А. означает акт сосредоточения внимания на содержании сознания, которое в результате не просто осознается, а воспринимается при этом ясно и отчетливо. Кроме того, им же это понятие употребляется (наряду с понятием ассоциации) для обозначения связей элементов в сознании. Ассоциация, по В. Вундту, процесс пассивного «сцепления» содержаний сознания друг с другом, А. — процесс их активного объединения.

Ассоциативная психология, ассоцианизм — общее название для ряда концепций и школ в психологии, которые считали ассоциацию главным или единственным механизмом работы сознания. В настоящее время как направление не существует, однако разработанное в нем понятие «ассоциация» так или иначе используется в современной психологии, хотя ему уже и не придается столь широкий объяснительный смысл; при

этом в ряде школ современной психологии ассоциация понимается не как механическая, а как смысловая связь.

Ассоциация — возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т.п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого. Чем чаще возникает в опыте такая связь, тем прочнее становится А. Явление А. было описано еще Платоном и Аристотелем, однако сам термин «ассоциация» предложил Дж.Локк в XVII в. Он обозначил этим термином довольно редкие и необязательные (случайные) связи между разными «идеями», которые возникают по причине неожиданного (случайного) совпадения во времени и пространстве друг с другом соответствующих им (идеям) событий. Дж.Локк считал эти связи неразумными в отличие от других, разумных, которые устанавливаются в результате специальных действий (операций) разума. Однако впоследствии в ассоциативной психологии А. стала считаться единственным механизмом работы сознания (Д. Гартли, Т. Браун, Дж. С. Милль). В ассоциативной психологии были выделены типы А., различающиеся путями их образования: одни авторы (Д. Юм, Дж. С. Милль) выделяли А. по сходству (голубое —синее), контрасту (черное — белое), по смежности в пространстве и во времени (случайный испуг ребенка в темной комнате вызывает затем страх темноты), причинно-следственные (Д.Юм): яркая вспышка света — болевое ощущение; другие (Д. Гартли, Дж. С. Милль) сводили все А. к А. по смежности в пространстве и времени, поскольку отрицали какую-либо активность субъекта в образовании А.

Бессознательное (в психоанализе) — содержания психической жизни субъекта, которые не могут быть осознаны без особых усилий с его стороны или без помощи психоаналитика, поскольку осознанию этих содержаний препятствует «цензура». В других школах психологии термин «бессознательное» употребляется как синоним неосознаваемого вообще.

Биодинамическая ткань — обобщенное выражение различных характеристик предметных действий и движений, без которых невозможно построение образа мира. Считается одной из составляющих сознания.

Биологический смысл — переживание субъектом обнаруживаемого в его деятельности сигнального значения абиотического стимула.

Биопсихизм — точка зрения на решение проблемы возникновения психики, согласно которой психика есть у любого живого существа, в том числе у растений.

Биотический стимул — внешний фактор окружающей среды или свойство предмета, которые прямо и непосредственно участвуют в процессе обмена веществ в организме и тем самым определяют возможность поддержания его жизни.

Бипедия — прямохождение, возникшее на определенной стадии филогенеза у ископаемых приматов и выступившее одной из предпосылок формирования человека.

Бихевиоральная терапия — основанный на идеях бихевиоризма вариант психотерапии, целью которой выступает избавление человека от различных страхов и других невротических симптомов путем формирования новых условных реакций.

Бихевиоризм (от англ. behavio[u\r — поведение) — значительное психологическое направление, возникшее в США в начале 1910-х гг., представители которого пытались обосновать отказ от изучения сознания как предмета научной психологии и провозгласить этим предметом поведение. «Манифестом» Б. считается статья его основателя Дж.Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913), в которой он представил поведение как совокупность всех внешне наблюдаемых реакций организма на внешние воздействия (стимулы). Единицей анализа поведения выступает простейшая схема «стимул — реакция» (S —R). Все психические процессы рассматриваются в Б. исключительно в рамках этой схемы. Б. отказывается от принятого в психологии сознания метода интроспекции во всех его вариантах и предлагает в качестве метода исследования поведения объективное наблюдение и эксперимент. Целью Б. является не только изучение, но и предсказание и изменение поведения.

Валентность — свойство отдельных образований (объектов) психологического поля «притягивать» или «отталкивать» от себя субъекта. В. не является характеристикой объектов самих по себе — это «системное качество» отношений «субъект — объект». Один и тот же объект может в зависимости от потребностей субъекта и других условий приобрести разную В. Понятие «валентность» введено в школе К.Левина.

Ведущая деятельность — та деятельность в системе разных форм деятельности человека, которая на определенном этапе его онтогенеза играет главную роль в психическом и личностном развитии субъекта. Внутри В. д. также возникают новые формы деятельности, которые могут стать ведущими на последующих этапах онтогенеза. Является главным понятием концепции периодизации психического развития ребенка, разработанной Д.Б.Элькониным.

Вербальные значения — обобщенные формы представлений о мире (и соответствующая система операций обобщения), воплощенные в «материи языка».

Влечения — общее название движущих сил поведения, использующееся в основном в психоанализе. В соответствии с первоначальным учением З.Фрейда В. подразделяются на две группы: 1) влечения к сохранению себя как индивида (к самосохранению) и 2) влечения к сохранению рода (сексуальные В.). Вторые оказываются для субъекта даже более значимыми, чем первые, поэтому стремление к сексуальной жизни реализуется у многих людей даже в ущерб их В. к самосохранению. Впоследствии З.Фрейд стал говорить также о В. к смерти (понимая под ними стремление приспособить организм к среде наиболее «экономным путем»: «законсервировать» наличное состояние равновесия со средой или — при возможности — возвратиться на предыдущую ступень развития, что может вызывать деструктивные тенденции в поведении человека) и В. к жизни (стремление «усложнить» себе путь к смерти, идя навстречу жизненным проблемам, а не избегая их). Энергия В. к смерти лежит в основе защитных механизмов личности.

Внимание — процессы избирательного (селективного) сосредоточения субъекта на конкретном предмете деятельности. В. решает главным образом задачи ориентировки субъекта в настоящем, текущем опыте (под

опытом может пониматься опыт как познавательной, так и практической деятельности).

Внутренняя и внешняя деятельности — формы деятельности человека, отличающиеся характером своего осуществления. Под внешней деятельностью обычно имеются в виду различные формы предметно-практической деятельности (например, забивание молотком гвоздя, манипуляция игрушками у маленького ребенка и т.п.), где происходит взаимодействие субъекта с четко представленным для внешнего наблюдения объектом. Внутренняя деятельность — это скрытая от прямого наблюдения деятельность субъекта с образами объектов (например, теоретическая деятельность ученого по решению какой-либо задачи, работа актера над ролью, протекающая в форме внутренних обдумываний и переживаний и т. п.). В соответствии с идеями деятельностного подхода внутренняя деятельность в целом является производной от внешней и имеет аналогичную структуру. Не следует отождествлять внутреннюю деятельность с психической деятельностью.

Возрастная психология — отрасль психологии, занимающаяся изучением закономерностей психического развития человека на разных возрастных этапах индивидуальной жизни.

Воображение — совокупность процессов, решающих задачи прогнозирования субъектом будущего результата его деятельности, оперирования полученными ранее образами и другими единицами психического мира с целью изменения представлений субъекта о мире и — в конечном счете — изменения мира как такового. В., главным образом, обеспечивает возможность ориентации субъекта в будущем и построение проектов будущей его деятельности.

Высшие психические функции (ВПФ) — центральное понятие в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. ВПФ — специфически человеческие (социальные по происхождению) психические процессы, возникшие на основе натуральных (природных) психических функций благодаря процессам опосредствования психологическими орудиями (знаковыми системами). Высшие формы психической жизни отличаются от низших произвольным характером их регуляции (например, человек ставит перед собой задачу запомнить и запоминает то, что нужно, благодаря использованию специальных средств — «узелков на память» и т.д., в то время как при «натуральном» запоминании человеку может непроизвольно запомниться то, чего он не ставил себе целью запомнить).

Вытеснение — перевод психического содержания из сознательного и предсознательного в бессознательное. Один из распространенных защитных механизмов личности, поскольку вытесненное в бессознательное воспоминание личности, например о неблаговидном поступке, перестает осознаваться субъектом и тем самым этот поступок кажется субъекту не имевшим места в реальности.

Герменевтика — искусство и теория толкования различного рода текстов — литературных, религиозных, исторических, научных и др. с целью обнаружения их смысла.

Гештальт (от нем. Gestalt — структурированное целое, форма) — основное понятие гештальтпсихологии, использовавшееся также другими школами психологии. Термин «гештальт» обозначает целостные об-

разования сознания, а также соответствующие (изоморфные) им физиологические структуры.

Гешталът-качество (от нем. Gestaltqualitaf) — термин, введенный в психологию австрийским психологом Хр.Эренфельсом, обозначающий целостные характеристики структурных (гештальтных) образований сознания. Впоследствии использовался как синоним слова «гештальт», хотя, строго говоря, гештальт — само целостное образование, а Г.-к. — его свойство. По аналогии с Г.-к. Лейпцигской школой было введено понятие «комплекс-качество».

Гешталыппсихология — психологическая школа, существовавшая с начала 10-х гг. до середины 30-х гг. XX в. Основные представители — М.Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка. Г. разработала один из вариантов целостного подхода к изучению сознания, которое понималось как динамическое целое, «поле», все точки которого взаимодействуют друг с другом. Единицами анализа сознания в Г. назывались гештальты. Придерживалась принципа изоморфизма (вариант параллелизма) в решении психофизиологической проблемы.

Гуманистическая психология — направление в психологии, возникшее на рубеже 50-х и 60-х гг. XX в. в США. Основные представители — К. Роджерс, А. Маслоу, Ш. Бюлер, Г. Олпорт. Предметом исследований и практической работы в Г. п. является целостный человек, рассматриваемый как уникальная и неповторимая личность, имеющая собственную программу развития, способная к самоактуализации (осуществлению своих потенций, способностей и талантов и пр.). В практической работе Г.п. придерживается принципов безоценочного принятия другого человека, глубокого эмоционального контакта с ним с целью актуализации его творческих потенций и подведения его к самостоятельному решению жизненных проблем.

Детерминизм — один из важнейших принципов научного познания вообще и психологического познания в частности, который заключается в требовании рассматривать изучаемое явление в системе связей с другими с целью выявить ту или иную форму их обусловленности различными факторами. Не следует отождествлять Д. с одной его разновидно--стью — причинным Д., т.е. с требованием выделять совокупность факторов, которые предшествуют во времени данному событию и обусловливают его. Существуют и другие формы Д. (целевой, функциональный, системный и т.п.).

Деятельностный подход в психологии — обозначение взглядов представителей различных школ главным образом в отечественной психологии, которые считают категорию «деятельность» исходной в изучении и объяснении психических явлений. К созданию Д.п. причастны крупнейшие отечественные психологи С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д. Б.Эльконин и другие. Обычно выделяют Д. п. в варианте школы С. Л. Рубинштейна и в варианте школы А. Н.Леонтьева. С точки зрения последней, психика исходно неотделима от деятельности, поскольку является ее функциональным органом.

Деятельность (в психологии) — в широком смысле слова — система различных форм реализации отношений человека к миру, в результате которых отдельные объекты этого мира выделяются субъектом как пред-

меты его направленной активности, изменяются или преобразовываются им (это задача исполнительной части, или функции, Д.) и отражаются на смысловом уровне (это задача ориентировочной части, или функции, Д.)- Обе функции на ранних генетических этапах развития Д. неотделимы друг от друга, тогда как на более высоких этапах развития Д. они могут обособляться друг от друга и в нормальных условиях ориентировка субъекта в мире «забегает вперед» исполнения. В узком смысле Д. называется отдельная «единица жизни», побуждаемая конкретным мотивом, или предметом потребности субъекта (А.Н.Леонтьев).

Душа (в психологии) — первое научное обобщение в истории психологии, исторически первый предмет научно-психологического познания, гипотетический субъект психической активности индивида иего физиологических процессов. Впервые с научной доказательностью о Д. как носителе психических и физиологических процессов заговорили античные философы, которые, однако, весьма по-разному определяли ее сущность. Со времен Декарта Д. стал называться субъект только психических процессов (некоторые философы сужали эти последние до сознательных), тогда как физиологические процессы стали считаться отправлениями тела, а не Д. В настоящее время понятие «душа» используется в научной психологии чаще как метафора (поскольку, с точки зрения современных психологов, носителем психических процессов является субъект деятельности), хотя многие психологи иногда обращаются к этому понятию с целью подчеркнуть духовные устремления человека (к нравственным ценностям, идеалам и пр.).

Живое движение — термин, введенный в психологию и физиологию активности Н.А. Бернштейном и широко используемый в современной психологии. Этот термин означает, что совершаемое субъектом движение каждый раз строится «здесь и теперь» в зависимости от изменяющихся условий и не повторяет предыдущее.

Задача — цель, данная в определенных условиях; по А. Н.Леонтьеву, является критерием выделения в структуре деятельности операций.

Защитные механизмы личности — термин, введенный в психоанализе для обозначения используемых # способов согласования между собой противоречивых требований всех противостоящих ему сил (Оно, Сверх-Я и реальности) не за счет их действительного удовлетворения, а за счет специфической субъективной работы, приводящей к уходу от этих требований. По современным данным, существует более 20 разных 3. м. л.

Знак (в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского) — средство, выработанное человечеством в процессах общения людей друг с другом, представляющее собой инструмент воздействия, с одной стороны, на другого человека, а с другой — на самого себя. Может иметь внешнюю (исходную) форму своего существования и внутреннюю (возникшую в результате интериоризации внешнего 3. во «внутренний план»). Ребенок усваивает 3. и способы их употребления только в совместной деятельности со взрослым.

Значение — по Л.С.Выготскому, единица сознания, представляющая собой обобщенное отражение наиболее существенных свойств мира. Системы 3. являются системообразующим фактором образа мира человека. По А. Н.Леонтьеву, в 3. представлена преобразованная и свернутая вма-

терии языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой. Таким образом, 3. представляет собой в процессуальном плане совокупность операций обобщения, а в результативном — обобщенное представление о предметах окружающего мира и самом себе. Исходно 3. задается человеку в виде надындивидуальных форм, которые он должен превратить в индивидуальные в процессе обучения. В школе А. Н.Леонтьева выделяют операциональные, предметные, словесные и ролевые 3.

Идеальное — философская категория для обозначения трех разных видов реальности: 1) субъективной реальности, субъективного образа объективного мира, 2) инобытия одного (материального) образования в другом (материальном же) образовании: например, форма внешнего предмета оказывается представленной в схеме предметной деятельности субъекта, 3) объективных пределов совершенства (завершенности) природных и материальных вещей — в данном случае слово «идеальное» выступает прилагательным от существительного «идеал». Определение психики через категорию И., допустимое для решения философских задач, приводит к неразрешимым противоречиям в конкретном познании психики, поэтому использование категории И. в психологии ограничено и может привести к философскому редукционизму.

Идиографический («описывающий особенное») подход — термин, предложенный представителем Фрейбургской (Баденской) школы неокантианства немецким философом В. Виндельбандом в 1894 г. для обозначения методологии исторических наук. В. Виндельбанд считал, что (в отличие от естествознания) исторические науки — это науки о единичных, конкретных и неповторимых событиях, которые имели место лишь однажды, поэтому в них должны преобладать идиографические (описательные) методы.

Измерение — система процедур получения числовых (количественных) характеристик изучаемых в психологии явлений и процессов, позволяющая перейти от простого описания явлений к выявлению количественных связей между ними и тем самым установлению их законов.

Изоморфизм — принцип объяснения в гештальтпсихологии структурированности сознания как «феноменального поля» тождественными им по структуре (т.е. изоморфными) физиологическими процессами.

Импринтинг — особое явление в психике и поведении некоторых животных (например, выводковых птиц). На очень ранних стадиях онтогенетического развития субъекта при его первой встрече с объектом (который узнается по ряду признаков, представленных в генетической программе как «образцовые») происходит его «запечатление» в памяти субъекта. С этих пор данный объект вызывает соответствующую активность субъекта (становясь предметом его деятельности).

Индивид — понятие, обозначающее первую стадию (форму) становления человека в онтогенезе. И. как целостность — прежде всего продукт биологической (органической) эволюции, однако поскольку с самого начала И. попадает в социокультурные условия, постольку развитие человека как И. лишь в абстракции может быть отделено от становления социального индивида и личности.

Инженерная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности деятельности оператора в системах «человек —машина».

Инсайт — внезапное «усмотрение» отношений между элементами проблемной ситуации при решении задач, мгновенное нахождение принципа (общего способа) решения.

Интериоризация — термин, буквально переводимый как «переход внешнего во внутреннее». Был введен в психологию для объяснения возникновения «внутренних» регуляторов поведения и психической деятельности. У различных авторов И. понималась по-разному. Так, по П.Жане, И. подлежат отношения между людьми: например, приказ запомнить что-либо отдается одним человеком другому (один приказывает, другой исполняет), затем приказ — запомнить что-либо — отдает человек сам себе. По Л.С.Выготскому, одновременно с этим в онтогенезе происходит процесс И. (вращивания) знаковых средств как психологических орудий, с помощью которых человек овладевает своими психическими процессами. В школе А.Н.Леонтьева И. рассматривается как процесс превращения внешних форм деятельности во внутренние.

Интроспекция (от лат. introspecto — смотрю внутрь) — особый тип самонаблюдения, который предполагает фиксацию своих внутренних состояний, переживаний либо в процессе их осуществления, либо сразу после этого. Как особый — субъективный — метод изучения явлений сознания использовалась в интроспективной психологии. В истории психологии было представлено несколько вариантов И.: аналитическая И. Э.Б.Титченера, метод внутреннего восприятия Ф.Брентано, метод систематической И. (Вюрцбургская школа), метод феноменологического самонаблюдения (гештальтпсихология).

Исполнение — динамическая составляющая деятельности, функциями которой является не только приспособление субъекта к миру объектов, в котором он живет, но и изменение и преобразование этого мира в соответствии с имеющимися у субъекта потребностями и поставленными им целями.

Историческая психология — отрасль психологии, имеющая своим предметом конкретно-исторические особенности потребностно-мотива-ционных и познавательных процессов людей разных исторических эпох, которые реконструируются на основе текстов различного рода (рукописей, произведений искусства, предметов быта и пр.).

История психологии — фундаментальная отрасль психологической науки, изучающая на конкретно-историческом материале процессы становления и развития психологии как науки, механизмы научного творчества в психологии, причины и закономерности возникновения и распада научных школ; наряду с общей психологией выступает формой научно-психологической рефлексии.

Квази-потребность — ситуативно возникающая потребность в выполнении действия. Термин ввел К.Левин. Он рассматривал К.-п. как динамическую систему, заряженную энергией, требующей разрядки.

Когнитивная (от англ. cognition — познание) карта — гипотетическая промежуточная переменная, предположение о наличии которой сделал Э.Ч.Толмен, наблюдая поведение крысы в знакомом ей лабиринте при условии изменения пути к пище.

Когнитивная психология —- большое интернациональное психологическое направление, возникшее на рубеже 50 —60-х гг. XX в., в настоя-

т.~>(\

щее время переживающее период своего бурного и динамического развития. В центре внимания К. п. находятся прежде всего познавательные процессы, в свое время «изгнанные» классическим бихевиоризмом из психологических исследований. При этом они понимаются прежде всего как процессы получения, переработки и хранения информации.

Комплекс-качества — термин, предложенный в Лейпцигской школе по аналогии с термином Хр.Эренфельса «гештальт-качества». Представляют собой единицы анализа психики на ранних ступенях ее развития. К.-к. отличаются от гештальт-качеств (или гештальтов) более диффузным и менее структурированным характером, большей эмоциональностью.

Концепция системной динамической локализации психических функций в головном мозге — концепция, предложенная А. Р.Лурия, диалектически снимающая противоречия между «узким локализационизмом» и «ан-тилокализационизмом». Согласно данной концепции, при осуществлении психической деятельности мозг работает как единое целое, но не однородное, а системно организованное: при осуществлении субъектом конкретной задачи каждый раз оказываются задействованными разные участки коры его головного мозга. При этом чем более сложна психическая функция, тем «шире» локализована она в структурах мозга. Отдельные элементы данной системы могут (до известных пределов) заменять друг друга при решении одной и той же задачи. При этом мозговая локализация изменяется в онтогенезе.

Культура — созданная человечеством «вторая природа» (материальные и духовные предметы, совокупность всех видов человеческой деятельности, обычаев, верований и т.п.). К. фиксирует в опредмеченной форме приобретения человечества в процессе его общественного развития и является способом трансляции их от поколения к поколению.

Личностный смысл — в классическом определении А.Н.Леонтьева это отношение мотива к цели. В этом плане Л. с. и разумный смысл — тождественные понятия. Однако, если не отождествлять социального индивида с личностью, следует признать, что наряду с социальными смыслами должны быть и особые Л. с, которые отражают специфические, характерные лишь для личности формы отношения мотива к цели. Как составляющая сознательного образа мира, Л. с. несет в себе отражение мира в его значимости для человека. В этом качестве Л. с. противостоит значениям как более объективному отражению мира, поскольку в них представлен опыт других людей и человечества в целом. В отличие от значений (фиксирующих систему обобщенных способов действий с миром), которые могут быть переданы другому человеку (например, средствами науки), трансляция Л. с. этому Другому затруднена и осуществляется прежде всего с помощью искусства.

Личность — термин, имеющий в современной психологической литературе три основных значения. В широком смысле слова Л. — это человек с момента его рождения (самая распространенная точка зрения в современной психологии). При таком, расширительном толковании Л. особенности телосложения индивида, его темперамент считаются его личностными особенностями. В более узком смысле Л. называется индивид на определенном этапе его развития, когда появляется внутренняя

регуляция его поведения, основанная на интериоризированных социальных нормах. В этом смысле понятие «личность» — синоним понятия «социальный индивид». В самом узком смысле слова Л. называется социальный индивид на той стадии его развития, когда он становится способным на поступок — первое самостоятельное и ответственное действие.

Логотерапия — концепция австрийского психолога В.Франкла, согласно которой главной, конституирующей человека потребностью является потребность в смысле жизни.

Лонгитюдный метод — систематическое изучение одних и тех же испытуемых в течение весьма долгого времени (например, в течение нескольких лет или даже десятилетий).

Метод внутреннего восприятия — предложенный Ф. Брентано вариант интроспективного метода, заключающийся в непредвзятом «непосредственном» восприятии всего того, что совершается в сознании.

Наши рекомендации