Задания, обеспечивающие достижение целей модуля
1. Электронный практикум по теме «Нарративное интервью»
Цель: Освоить технику нарративного интервью
Материалы: Транскрипты биографических нарративных интервью
Содержание: Ознакомьтесь с транскриптом интервью, взятого одним из ваших предшественников. Обратите внимание на формат коммуникации, формулировки вопросов, успешность интеракции, способность интервьюера поддерживать и развивать темы, затронутые информантом. Выделите и опишите удачные и неудачные места интервью. Аргументируйте свои выводы. Сформулируйте не менее трех вопросов, котоыре бы вы задали в этой интервьюерской ситуации.
Оценивание: От 0 до 3 баллов
Критерии оценивания
Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
Электронный практикум | активность выполнение задания освоение терминологического аппарата | активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность освоение |
2. Комплексные задачи по транскрибированию
Цель: Закрепить навыки транскрибирования и рефлексию по поводу этой первичной аналитической операции.
Материалы: Готовые транскрипты и исходные аудиозаписи
Задание: Завершите транскрибирование нарративного интервью, начатое нами в аудитории. Сначала переведите устную речь в письменный формат, не фиксируя экспрессивные характеристики устной речи (экстра- и паралингвистические компоненты). Непонятные места прослушивайте по нескольку раз, прежде чем приступить к их записи. В случае, если у вас останутся сомнения, отмечайте эти фрагменты при помощи значка «неразборчиво». Не забывайте нумеровать строки и маркировать авторство реплик. Когда вы запишите текст интервью, приступайте к фиксации основных экспрессивных характеристик. Используйте для этого систему транскрибирования ТРУД (Макаров).
· Какие фрагменты интервью следует подвергнуть полной процедуре транскрибирования и почему?
· Какие пара- и экстралингвистические стратегии наиболее активно используются рассказчиком?
· Можно ли выделить серию обстоятельств, в которых рассказчик использует сходную речевую стратегию? Если да, то опишите и обстоятельства, и стратегию более подробно.
· Какие исследовательские заметки вы сделали по ходу транскрибирования и где их разместили?
· Критерии оценивания
Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
Комплексное задание | активность выполнение задания освоение терминологического аппарата | активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность освоение |
Учебные задачи по кодированию
Цель: Закрпеить навыки кодирования качественных данных
Материалы: Результаты транскрибирования
Описание задания: После завершения транскрибирования ответьте на следующие вопросы:
· Как сработало «правило первого отклонения» в процессе транскрибирования?
· Подумайте, какое влияние оказала ситуация интервьюирования, форма коммуникации и характер задаваемых вопросов на историю, рассказанную респондентом?
· Какие кодировочные категории вы использовали и почему?
Критерии оценивания:
Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
Учебные задачи | активность решение задачи освоение терминологического аппарата | активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность освоение |
Задание рубежного контроля
Рубежный контроль в рамках этого модуля осуществляется в ходе рейтингового суммирования результатов текущего контроля с результатами выполнения проектного задания
Цель: Практическое освоение различных техник сбора и первичной обработки нарративных эмпирчиеских данных
Задание: Провести нарративное интервью, записав на диктофон историю жизни или историю «я». Перед началом интервью сформулировать нарративную формулу, ознакомиться с техниками поощрения к рассказыванию и сформулировать пробные нарративные вопросы. Проверить записывающую технику. Осуществить первичное транскрибирование текста. Опишите ситуацию интервью в сопроводительной аналитической записке.
Критерии оценивания:
Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
Проектное задание | Описание ситуации интервью, характера коммуникации, удачных и неудачных мест/вопросов Соответствие аудиозаписи, правильное оформление, фиксация экстра-и паралингвистических характеристик |
Система оцкнивания и результаты тестирования: Максимальный балл – 15 баллов. Баллы включаются в общий рейтинг
Модуль 3: Параметры и стратегии нарративного анализа
Комплексная цель модуля:
Дать представление о параметрах анализа рассказа в психологическом исследовании и создать условия для обработки качественных данных методом анализа нарратива.
Содержание модуля:
Тема 8.Синтагма и микронарратив
Занятие 9: Интерактивная лекция по теме курса
Цель: Познакомить с одним из параметров нанализа нарратива.
Содержание: Линейная организация повествования. Фабула. Сюжет. Сюжет как последовательность действий в модели В. Проппа. Соотношение функции и персонажа. Элементарная последовательность действий у Бремона. Понятие нарративной единицы и упорядочивание ролей в нарративе. Эпизод. Маркеры смены темы для вода новых эпизодов. Структура рассказа как структура опыта. Понятие прогрессивного и регрессивного нарратива. Нарративная динамика и её версия в концепции М. Райана (мера неожиданности, ускорения и прояснения в сюжете). Интрига. Нарративное сгущение. Детализация. Функция повтора.
Ключевые слова: Сюжет, фабула, синтагма, интрига, нарративное сгущение, эпизод.
Критерии оценивания:
№ | Тип задания | Критерий оценки | Описание критерия |
1. | беседа | участие, наличие не менее одного коммента по теме | соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса |
Занятие 10: Практикум по синтагматическому анализу
Цель: Отработка техник анализа
Материалы: Подборка транскриптов интервью
Задание: Ознакомьтесь с материалом. Выявите и опишите синтагматическую специфику текстов – основные эпизоды, характер развития интриги, нарративную динамику.
· Убедитесь, что вы имеете дело с нарративом.
· Для этого выясните, рассказывается ли в вашей истории о событиях, развивающихся во времени, имеющих начало, середину и конец. Если этот компонент отсутствует, подумайте, какой тип текстов вам достался, а после этого найдите текст, обладающий нарративной структурой.
· Каким образом описанные в рассказе события укладываются в схему «равновесие – нарушение равновесия – восстановление равновесия».
· Какова фабула этой истории?
· Сколько эпизодов есть в этой истории? Как они между собой связаны и в каком порядке размещены?
· Если в истории несколько эпизодов, выберите для детального анализа один из них. Объясните, почему вы остановили свой выбор именно на этом эпизоде?
· Как осуществляется введение в рассказывание истории?
· Если введение отсутствовало, то какой коммуникативный эффект его отсутствие произвело?
· Какова конфигурация «Обстоятельств» (являются ли они пространственными, временными, коммуникативными, событийными etc.)? Как она влияет на восприятие хода событий и установление причинно-следственных связей?
· Если «Обстоятельства» отсутствуют, то как это влияет на форму историй, описание событий и их возможную интерпретацию?
· Какой момент повествования может быть охарактеризован как «Осложнение»? Что на это указывает? Каково качество «Осложнения»? Происходит ли оно в плане действия или в плане сознания?
· Если «Осложнение» отсутствует (появляется в самом начале истории, история строится как цепочка осложнений), то каким образом такая конфигурация влияет на упорядочивание событий и понимание рассказа?
· Есть ли в анализируемой вами истории развязка? Если нет, то какую форму приобретает в результате история и изложенные в ней события? Как такая конфигурация влияет на понимание описанного? Если развязка есть, то на какой момент повествования она приходится? Что доказывает правильность ваших предположений?
· Какова конфигурация развязки?
· Присутствует ли в истории оценка? Какова она и в каких повествовательных структурах ее можно обнаружить? Как оценка выражает позицию рассказчика и какова эта позиция?
· Есть ли в анализируемой вами истории кода? Какой вид она имеет? Где размещается? И какова ее функция?
· Что вы можете сказать о характере синтагматической структуры этой истории? Каким образом она структурирует содержание рассказа и влияет на его восприятие?
· Что в проанализированной истории привлекло ваше внимание, но не уложилось в эту схему анализа?
Критерии оценивания:
Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
Учебные задачи | активность решение задачи освоение терминологического аппарата | активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность освоение |
Тема 9: Время в нарративе. Нарратив как форма переживания времени в культуре. Понятие нарративной схемы. Нарративная схема У. Лабова. Время в нарративе: порядок, длительность, частота как категории анализа. Временные оси в концепции Х. Вайнриха: ситуация говорения, перспектива говорения и акцентирование. Маркеры времени в нарративе.
Занятие 11: Практикум по анализу повествовательного времени
Цель: Отработать технику анализа
Задание: Ознакомьтесь с текстом. Охарактеризуйте специфику времени повествоания. Найдите точки мутации. Соотнесите форму рассказа с содержанием и описшите эффект нарративной деформации памяти и опыта
Критерии оценивания:
Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
Учебные задачи | активность решение задачи освоение терминологического аппарата | активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность освоение |
Тема 10 Психопоэтика
Занятие 12: Интерактивная лекция по теме
Цель: Познакомить с понятием и спецификой психопоэтики
Сожержание: Понятие психопоэтики: художественная форма как структурная детерминанта психологического опыта. Концепция повествовательных модусов Н. Фрая и специфика западноевропейского мышления. Теория жанров и возможности её использования в психологии личности. Жанры как формы понимания. Психологическая функция жанров в концепции К. Мюррея. Нарративная структура жанра. Проектирование персональной и социальной идентичности в романсе и комедии. Концепция хронотопа (М. Бахтин). Теория формульных повествований Дж. Кавельти. Разновидности формульных жанров и их функции в современной массовой культуре.
Ключевые слова: Психопоэтика, жанр, формула, мифои
№ | Тип задания | Критерий оценки | Описание критерия |
1. | беседа | участие, наличие не менее одного коммента по теме | соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса |
Занятие 13: Практикум по психопоэтике
Цель: Отработка практических навыков анализа нарратива
Содержание задания: Ознакомьтесь с материалами. Выявите жанровую специфику текстов, используя таблицу критериев, предложенную кевином Мюрреем. Охарактеризуйте степень применимости тех или иных категорий к анализируемых вами текстам
Студентам предлагается разбиться на три группы. Ознакомиться с предложенным текстом, в котором содержится три версии биографии Флобера. В течение 10-15 минут обсудить внутри своей группы, к какому именно жанру относится одна из биографических версий. Обосновать свой ответ, используя критерии жанровой классификации Мюррея и понятие прогрессивного/регрессивного нарратива Джерджена. По ходу обсуждения им рекомендуется отвечать на вопросы о критериях отбора событий для каждой биографической версии, форме их изложения, оценки и интерпретации. После обсуждения в группах студентам предлагается приступить к общему обсуждению и обмену мнениями. Данные обсуждения фиксировать на доске. Главный вопрос: каково влияние жанровой формы на содержание истории, конструирование идентичности персонажа и понимание.
Критерии оценивания:
Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
Учебные задачи | активность решение задачи освоение терминологического аппарата | активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность освоение |
Тема 13. Когерентность: критерии оценки нарратива. Понятие когерентности. Уровень связности как критерий оценки нарративного упорядочивания опыта. Когерентность и истинность. Контекстуальная обусловленность истинности и категория «правдоподобие». Внутренняя и внешняя когерентность. Правдоподобие, жизнеспособность и эмпирическая адекватность (Полонов). Локальная, глобальная и тематическая когерентность (Агар, Хоббс). Понятие нарративной компетентности.
Занятие 14: Когерентность и нарратив (семинар)
Цель: Отработать аналитическую подель Д. Полонова
Вопросы для обсуждения:
1. Для чего воодится критерий когерентность?
2. Почему работа с когерентностью выдает непозитивистскую ориентацию исследователя?
3. Какие виды когерентности выделяет Д. Полонов?
4. Приведите примеры когерентных и некогерентных историй, опираясь на полученный вами в ходе нарративного интервью материал
Литература:
Полонов Д.
Орлова Г. Анализ нарратива в психологии личности. Ростов-на-Дону, 2008
Тема 14. Коммуникативное пространство нарратива и повествовательные инстанции. Повествовательные инстанции и коммуникативное пространство повествования. Рассказ и рассказывание в теории Э. Бенвиниста. «Точка зрения» и выбор повествовательной дистанции (Б. Успенский, Н. Фридман): «активное всеведение», «нейтральное всеведение», «составное избирательное всеведение», «избирательное всеведение», «я как свидетель», «я как герой». Теория фокализации и проблема вербализации зрительской перспективы (Ж. Женетт): нефокализованное повествование, внутренняя фокализация, внешняя фокализация. Повествовательные инстанции: автор, герой, читатель. Соотношение повсетвовательных инстанций и проблема субъектности. Самоавторизация и её психотерапевтический эффект.
Занятие 15: Практикум по анализу повествовательных инстанций
Цель: Отработать навык анализа нарратива
Задание: Ознакомьтесь с материалом. Опишите специфику повествовательных инстранций.
Прочтите раздел книги Б. Успенского «Семиотика искусства», посвященный теории точек зрения, и повторите материал лекции по этой теме. После предыдущих самостоятельных работ у вас уже должно быть записано не меньше двух небольших историй. Проанализируйте коммуникативное пространство одной из них. Для этого ответьте на следующие вопросы:
· Каким образом в рассказе представлены автор, герой и читатель (слушатель)?
· От чьего имени ведется повествование?
· Чьи мнения и точки зрения высказываются по ходу рассказа, каким образом и когда именно?
· Присутствует ли автор в тексте? Если да, то в каком качестве? Насколько выражена его позиция и оценка происходящего?
· Присутствует ли слушатель/читатель в тексте? Если да, то в каком качестве?
· Каким образом точка зрения определяет перспективу восприятия и оценки описанных событий?
· Насколько сбалансированы повествовательные инстанции?
Критерии оценивания:
Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
Учебные задачи | активность решение задачи освоение терминологического аппарата | активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность освоение |
Тема 15: Стратегии анализа нарративных данных
Занятие 16: Интерактивная лекция по теме
Цель: Обобщить и систематизировать знания слушателей об основных способах анализа нарративных данных
Содержание лекции: Анализ формы и задачи психологического исследования нарратива (Дж. Брунер). Проблема выбора критериев анализа. Филологическая компетенция психолога. Статус нарративной формы: между культурной технологией и ментальной схемой. Отношение к контекстуальным факторам и теориям среднего уровня в ходе формального анализа нарратива. Стратегический анализ нарратива (К. Рисман, Е. Мишлер). Определение пределов наррации. Молчание как объект нарративного анализа и ограничения метода. «Рассказанный мир» как теоретический и эмпирический конструкт. Критическая рефлексия исследователя. Ситуация интервью как объект анализа. Отбор контекстуальных факторов. Проблема импорта теории: феминистская критика, дискурсивные исследования, критическая теория как доноры. Представление данных и работа с эмпирическими источниками.
Ключевые слова: формальный и стратегический анализ нарратива
№ | Тип задания | Критерий оценки | Описание критерия |
1. | беседа | участие, наличие не менее одного коммента по теме | соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса |
Занятие 17: Практикум по стратегическому анализу нарратива
Цель: Отработка навыков анализа нарратива
Содержание: Ознакомившись с предложенным вам материалом, проведите его стратегический анализ, пользуясь известными вам критериями
Критерии оценивания:
Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
Учебные задачи | активность решение задачи освоение терминологического аппарата | активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность освоение |
Тема 16: Нарративное конструирование памяти: Дискурсивное/нарративное конструирование ментальных артефактов (Джерджен, Поттер, Биллинг). Перформативная гипотеза. Память и нарратив. Социальная память и социальные рамки памяти (М. Хальбвакс). Нарратив как место памяти (П. Нора). История и забвение (М. Пешё).
Занятие 18: Практикум по анализу конструирования памяти в нарративе
Цель: Отработка навыка анализа производства памяти в нарративе
Задание: Используя транскрипт своего интервью, проанализируйте конструирование памяти в нарративе. Обратите внимание на меморативные словари. На степень артикуляции работы памяти.
Критерии оценивания:
Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
Учебные задачи | активность решение задачи освоение терминологического аппарата | активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность освоение |
Тема 17: Нарративное конструирование идентичности/субъектности.
«Рассказы о себе» (self-narrative) и «истории жизни» (life-narrative). Идентичность как я-нарратив (Джерджен). «Романная культура», «культура исповеди» и становление европейского «я» (Э. Гидденс, М. Фуко). «Постэриксоновская» идентичность (relashionable self, pastiche personality, multiple personality etc.) (Ф. Хаммак). Персональный проект высокого модерна и повествовательные технологии (Д. МакАдамс). От метарассказа к локальным историям: контекстуальный анализ процесса идентификации (К. Джерджен). Критика стабильной конструкции личности. «Рассказанное «я»» как «рассказ о себе». Повествовательная идентичность (П. Рикер). Проблема конструирования «я» в нарративе. Нарратив и постмодернистская идентичность (С. Мелс).
Занятие 19: Практикум по конструированию идентичности в нарративе
Цель: Отработка навыков анализа
Содержание задания: Используя сделанный вами транскрипт, выявите и опишите, как ваш информант конструирует идентичность при помощи истории.
Критерии анализа:
Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
Учебные задачи | активность решение задачи освоение терминологического аппарата | активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность освоение |
Тема 18: Нарративное конструирование гендера. Перформативный гендер (Дж. Батлер). Гендерный дисплей. Порядок гендерных репрезентаций и репрезентация гендера в нарративе. Гендерно-специфичные стратегии рассказывания и жанры. Гендерные топосы и микронарративы. Маркеры гендера в истории жизни. Гендерные позиции.
Занятие 20: Практикум по анализу конструирования гендера в нарративе
Цель: Отработка навыка анализа
Задание: Используя сделанный вами транскрипт, выявите и опишите, как ваш информант конструирует гендер при помощи истории.
Критерии анализа:
Форма текущего контроля | Критерий оценки | Описание критерия |
Учебные задачи | активность решение задачи освоение терминологического аппарата | активность, вопросы, комментарии к высказываниям преподавателя и коллег эффективность, соответствие теме, вклад в поддержание дискуссии, ясность и развернутость тезиса, корректность освоение |
Тема 19: Нарративное конструирование травмы. История травмы и история о травме (Д. ЛаКапра). Концепция культурной травмы П. Штомпки. Травма и рассказ в психоанализе (Ж. Лакан).
Занятие 21: Практикум по анализу конструирования травмы в нарративе
Цель: Отработка навыка анализа
Задание: Выясните, включен ли болезненный/травматический опыт в записанную вами историю жизни? Как в истории утстанавливается соотношение сказанного и несказанного? Если включен, то выявите повествовательные и тезаурусные индикаторы травмы.
Критерии анализа: