Нормальное и анормальное развитие личности
Типологический подход к описанию личности
Основные теоретические подходы к изучению личности:
3. Представление о личности в классическом психоанализе.
4. Представление о личности в аналитической психологии.
5. Личность и общение в трансактном анализе.
6. Личностный рост. Общее представление о самоактуализации в гуманистической психологии.
Нормальное и анормальное развитие личности
1.Понятие личности - это совокупность таких психологических качеств индивида как 1. Отношение к чему - либо . 2.Нормы поведения , взглядов . 3. Ценности . Таким образом, под термином «личность» мы понимаем ту совокупность психологических качеств, которая характеризует каждого отдельного человека.
Черты личности (свойства личности, личностные черты) - черты и характеристики человека, описывающие его внутренние (а еще точнее - глубинные) особенности. То, что нужно знать об особенностях его поведения, общения и реагирования на те или иные ситуации не конкретно сейчас, а при долговременных контактах с человеком.
К личностным чертам относят глубинные особенности, имеющие как биологическую, так и социальную природу, и определяющие более поверхностые, ситуативные проявления.
Добросовестность, как личностная черта, в конкретной ситуации проявит себя как готовность довести дело до конца.
Позитивные черты личности часто называют: качества личности.
2.В качестве предмета изучения при типологическом подходе выступает целостная организация определенных черт или свойств личности, обусловливающая как специфичность, так и устойчивость ее психических феноменов. Согласно К.А. Абульхановой-Славской (1990), суть типологического подхода к личности полностью может быть раскрыта при учете ее функционирования в жизнедеятельности. Таким образом, типологический подход позволяет более глубоко проникнуть в природу изучаемого явления. При этом изучение типов, в первую очередь, связано с прогностичностью поведения людей в медицине и педагогике. С одной стороны, отнесение человеку к типу помогает понять его особенности. С другой стороны, «приклеивание ярлыков» может стереотипизировать, сужать представления о возможном поведенческом репертуаре
3.Фрейд.Психодинамическая теория личности.
Структура личности: Ид (направляется принципом удовольствия), Эго (принцип реальности), Супер-Эго (включает в себя совесть и Эго-идеал) – следствие разрешения эдипова комплекса – идентефикация, интериоризация моральных норм. Основные инстинкты: Эрос и Тонатос. 3 уровня сознания: сознание, предсознательное, бессознательное (Эго и Суперэго – везде, Ид – бессознательное). Сексуальность – от рождения, развивается, охватывая эрогенные зоны. 4 стадии: оральная (0-18 мес), анальная (1,5-3), фаллическая (3-6), генитальная (12-18). Латентный период – сублимация на развитие социальных связей. Неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов хар-ра.
Мотивация – инстинкты (врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки).
3 типа тревоги: реалистическая (извне), невротическая (боязнь за неспособность Эго контролировать Ид), моральная (угроза со стороны суперэго Эго).
Защитные механизмы: вытеснения, проекция, замещение, рационализация, регрессия, реактивное образование (противодействие), сублимация, отрицание.
Эмпирическая валидизация слаба (клинический материал).
Юнг:Аналитическая психология.
Три основные структуры личности: Эго, личное и коллективное бессознательное. Главное расхождение с Фрейдом – понимание природы либидо: у Юнга – творческая жизненная Е (способствует личностному росту), а у Фрейда – сексуальная. Эго – все что осознаваемо; личное бессознательное – подавленное, вытесненное, комплексы; коллективное бессознательное – архетипы: анима (женское бессознательное у мужчины), анимус (наоборот), персона (соц роль человека, мы перед миром), тень (бессознательная противоположность сознанию: экстроверт - интроверт), самость (воплощение целостности и гармонии – мандала, центральный архетип), мудрец (персонификация жизненной мудрости и зрелости), бог (конечная реализация психической реальности, спроецированной на внешний мир). 4 психологические ф-ии: мышление, чувство (рациональные), ощущение и интуиция (иррациональное)