Программное обеспечение и Интернет-ресурсы. Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Кафедра «Теории и истории государства и права»

  Утверждаю Декан юридическогофакультета __________________ А.Ю.Головин “____”_________________ 20___ г.  

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

по дисциплине

КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Направление подготовки (cпециальность): 036401 Таможенное дело

Квалификация (степень) выпускника: специалист

Форма обучения: (очная)

Тула 2013 г.

Методические указания к проведению самостоятельной работы составлены к.ист.н., доцентом кафедры «Теории и истории государства и права» Е.Н. Соломатиным и обсуждены на заседании кафедры «Теории и истории государства и права» юридического факультета

протокол № 1 от «30» августа 2013 г.

Зав. кафедрой _________________Е. Н. Соломатин

Одной из основных форм изучения дисциплины «Культура делового общения» является семинарские занятия, которые представляют собой групповую творческую работу студентов, проводимую под руководством и с участием преподавателя.

Целью семинарских занятий является повышение теоретического уровня знаний студентов, их умение ориентироваться моральных нормах, приобретение навыков сопоставления юридической деятельности с требованиями нравственного поведения в будущей практической деятельности.

Одновременно семинарские занятия дают возможность студентам проверить, а преподавателю проконтролировать уровень усвоения тех или иных вопросов профессиональной этики юриста, выявить пробелы в знаниях и наметить пути их устранения.

Семинарские занятия наилучшим образом способствуют выработке у студентов умений грамотно и четко формировать и излагать свои мысли, вести творческую дискуссию, отстаивать свои мнения и убеждения.

Цель семинарского занятия может быть достигнута лишь при условии должной подготовки к нему.

ΙΙ. ПРИМЕР ДОСТАТОЧНОЙ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ

ПО ТЕМЕ 1. «Теоретические основы профессиональной этики»:

1. За несколько дней до даты семинара внимательно изучить его план и список литературы по теме, просмотреть материалы подготовки предыдущему занятию и конспекты лекций.

2. Обратиться к ознакомительно-библиографическим записям, предварительно сделанным по списку источников и основной литературы, выбрать одно из учебных пособий. Это может быть учебник Чеховских М. И. Психология делового общения (М., 2006). Желательно составить краткие тезисы или план возможного выступления на семинаре, выделить сложные и дискуссионные вопросы.

3. В итоге студент должен освоить научную литературу, уметь разбираться в научных концепциях, формулировать свою точку зрения по проблемам профессиональной этики, освоить основные функции, ценности, принципы и нормы морали, категории этики и морали в юридической деятельности. Студент должен быть готов аргументировано излагать свои взгляды, правильно строить речь, свободно ориентироваться в теоретическом материале, отвечать на вопросы.

Тема 1. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО РАЗГОВОРА.1.1 Деловой разговор как особая разновидность устной речи1.2 Основные требования к деловому разговору1.3 Риторический инструментарий деловой речи1.4 Техника речи1.5 Речевой этикет Цель занятия – изучить основные теоретические положения, касающиеся речевой культуры делового разговора По первому вопросу студент должен знать особенности делового разговора как особой разновидности устной речи

По второму вопросу студент должен знать основные требования к деловому разговору

По третьему вопросу студент должен изучить риторический инструментарий деловой речи

По четвертому вопросу студент должен проанализировать технику речи

По пятому вопросу студент должен изучить речевой этикет

Тема 2. ЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО РАЗГОВОРА.2.1 Основные логические законы и их применение в деловой речи2.2 Умозаключения и их использование в деловой разговорной практике2.3 Логические правила аргументации2.4 Способы опровержения доводов оппонента2.5 Типичные алогизмы деловой речи Цель занятия – изучить основные теоретические положения, касающиеся логической культуры делового разговора

По первому вопросу студент должен знать основные логические законы и уметь их применять в деловой речи

По второму вопросу студент должен изучить умозаключения и их использование в деловой разговорной практике

По третьему вопросу студент должен изучить логические правила аргументации

По четвертому вопросу студент должен проанализировать способы опровержения доводов оппонента

По пятому вопросу студент должен уметь применять типичные алогизмы деловой речи

Тема 3.ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО РАЗГОВОРА.3.1 Создание благоприятного психологического климата3.2 Создание хорошего впечатления о себе3.3 Изучение внутреннего состояния собеседника по голосу и манере говорить3.4 Выслушивание собеседника как психологический прием 3.5 Постановка вопросов и техника ответов на них3.6 Поведение с собеседниками различных психологических типов3.7 Тактика и техника нейтрализации замечаний собеседников3.8 Приемы защиты от некорректных собеседников 3.9 Поведение в конфликтных ситуациях3.10 Разрядка отрицательных эмоций и техника самоуспокоения Цель занятия – изучить основные теоретические положения, касающиеся психологической культуры делового разговора По первому вопросу студент должен знать приёмы создания благоприятного психологического климата

По второму вопросу студент должен знать приёмы создания хорошего впечатления о себе

По третьему вопросу студент должен осуществить изучение внутреннего состояния собеседника по голосу и манере говорить

По четвертому вопросу студент должен изучить выслушивание собеседника как психологический прием

По пятому вопросу студент должен уметь осуществлять постановку вопросов и технику ответов на них

По шестому вопросу студент должен знать основы поведения с собеседниками различных психологических типов

По седьмому вопросу студент должен знать положения, касающиеся тактики и техники нейтрализации замечаний собеседников

По восьмому вопросу студент должен изучить приемы защиты от некорректных собеседников

По девятому вопросу студент должен проанализировать поведение в конфликтных ситуациях

По десятому вопросу студент должен уметь применять разрядку отрицательных эмоций и техника самоуспокоения

Тема 4. НЕВЕРБАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО РАЗГОВОРА.4.1 Значение различных типов рукопожатий4.2 Позы собеседников и их психологическая роль4.3 Жесты как показатели внутреннего состояния собеседников4.4 Сигналы, посылаемые глазами и губами4.5 Жесты и мимика, свидетельствующие о лжи 4.6 Невербальные средства повышения делового статуса 4.7 Национальные особенности невербального общения Цель занятия – изучить основные теоретические положения, касающиеся невербальной культуры делового разговора

По первому вопросу студент должен знать значение различных типов рукопожатий

По второму вопросу студент должен знать позы собеседников и их психологическая роль

По третьему вопросу студент должен изучить жесты как показатели внутреннего состояния собеседников

По четвертому вопросу студент должен проанализировать сигналы, посылаемые глазами и губами

По пятому вопросу студент должен уметь распознавать жесты и мимику, свидетельствующие о лжи

По шестому вопросу студент должен знать невербальные средства повышения делового статуса

По седьмому вопросу студент должен знать национальные особенности невербального общения

Тема 5. ВЕДЕНИЕ ДЕЛОВОЙ БЕСЕДЫ.5.1 Подготовительные мероприятия5.2 Начало беседы5.3 Информирование присутствующих5.4 Обоснование выдвигаемых положений5.5 Завершение беседы Цель занятия – изучить основные теоретические положения, касающиеся ведения деловой беседы

По первому вопросу студент должен знать подготовительные мероприятия

По второму вопросу студент должен знать начало беседы

По третьему вопросу студент должен изучить информирование присутствующих

По четвертому вопросу студент должен проанализировать обоснование выдвигаемых положений

По пятому вопросу студент должен уметь осуществлять завершение беседы Тема 6. ВЕДЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ ПЕРЕГОВОРОВ.6.1 Подготовка к переговорам 6.2 Порядок ведения переговорного процесса6.3 Техника ведения переговоров6.4 Тактика ведения переговоров6.5 Ведение переговоров в неблагоприятных ситуациях 6.6 Национальные стили ведения переговоров Цель занятия – изучить основные теоретические положения, касающиеся ведения коммерческих переговоров

По первому вопросу студент должен знать положения, касающиеся подготовки к переговорам

По второму вопросу студент должен знать порядок ведения переговорного процесса

По третьему вопросу студент должен изучить техника ведения переговоров

По четвертому вопросу студент должен проанализировать тактика ведения переговоров

По пятому вопросу студент должен уметь вести переговоры в неблагоприятных ситуациях

По шестому вопросу студент должен знать национальные стили ведения переговоров

Тема 7.ВЕДЕНИЕ ДЕЛОВОГО СОВЕЩАНИЯ.7.1 Подготовка к проведению делового совещания 7.2 Ведение делового совещания 7.3 Организация и ведение дискуссий7.4 Этапы принятия решений Цель занятия – изучить основные теоретические положения, касающиеся ведения делового общения

По первому вопросу студент должен знать положения, касающиеся подготовки к проведению делового совещания

По второму вопросу студент должен изучить ведение делового совещания

По третьему вопросу студент должен изучить организацию и ведение дискуссий

По четвертому вопросу студент должен проанализировать этапы принятия решений

Тема 8.ПРИЕМ ПОСЕТИТЕЛЕЙ И ОБЩЕНИЕ С НИМИ.8.1 Прием посетителей8.2 Общение с посетителями Цель занятия – изучить основные теоретические положения, касающиеся приёма посетителей и общения с ними

По первому вопросу студент должен изучить теоретические положения, касающиеся приема посетителей

По второму вопросу студент должен изучить теоретические положения, касающиеся общение с посетителями

Тема 9. ВЕДЕНИЕ ДЕЛОВОГО ТЕЛЕФОННОГО РАЗГОВОРА.9.1 Правила ведения делового телефонного разговора, когда звонят вам 9.2 Правила ведения делового телефонного разговора, когда звоните вы9.3 Приемы рационализации телефонного общения Цель занятия – изучить основные теоретические положения, касающиеся ведения делового телефонного разговора

По первому вопросу студент должен знать правила ведения делового телефонного разговора, когда звонят ему

По второму вопросу студент должен знать правила ведения делового телефонного разговора, когда звоните он

По третьему вопросу студент должен изучить приемы рационализации телефонного общения

Литература, рекомендуемая для подготовки к темам семинаров:

Основная литература

1. Аминов, И.И. Психология делового общения : учеб.пособие / И.И.Аминов .— 3-е изд.,стер. — М. : Омега-Л, 2006 .— 304с.

2. Бороздина, Г.В. Психология делового общения : учебник для вузов / Г.В.Бороздина .— 2-е изд. — М. : ИНФРА-М, 2006 .— 224с.

3. Деловое общение: учеб. пособие / авт.-сост. И. Н. Кузнецов .— 4-е изд. — М. : Дашков и К⁰, 2011 .— 528 с.

4. Дорошенко, В.Ю. Психология и этика делового общения : учебник для вузов / В.Ю.Дорошенко [и др.];под ред.В.Н.Лавриненко .— 5-е изд.,перераб.и доп. — М. : Юнити, 2008 .— 415с.

5. Макаров, Б. В. Деловой этикет : учеб. пособие / Б. В. Макаров, А. В. Непогода .— Ростов-н/Д : Феникс, 2010 .— 318 с.

6. Сабат, Э.М. Бизнес-этикет / Э.М.Сабат;Пер.с англ.Б.Н.Осетрова .— М. : Фаир-Пресс, 2004 .— 240с.

7. Чеховских, М.И. Психология делового общения : учеб.пособие / М.И.Чеховских .— М. : Новое знание, 2006 .— 253с.

2 Дополнительная литература.

1. Рамендик, Д. М. Психологический практикум : учеб. пособие для вузов / Д. М. Рамендик, О. В. Одинцова .— М. : Академия, 2008 .— 192 с.

2. Булавкина, Ольга Васильевна. Этика управления и культура делового общения : учеб. пособие / О. В. Булавкина, Н. Ю. Сорокина ; ТулГУ .— Тула : Изд-во ТулГУ, 2009 .— 115 с.

Периодические издания

1. Журнал российского права.

2. Журнал «Государство и право»

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. http: // www. gumer.info / Право и Юриспруденция

2. http: // www. alleng.ru / Юриспруденция

Наши рекомендации