Этот серьезный человек дошкольник 10 страница
Часто детей необходимо отвлекать от мыслей о сим- птомах болезни. Например, сократить частоту приступов кашля при коютюше. Ребенок все время должен быть чем- то занят. Увлеченный игрой, он как бы забывает о кашле.При этом заболевании очень полезны игры с водой. Сухой воздух раздражает дыхательные пути и может выз-
вать приступ. А увлажненный воздух, наоборот, благоприятно влияет на дыхательные пути ребенка. Поэтому постарайтесь приготовить для детей ванночку с теплой водой. Пусть малыш пускает кораблики, моет кукол, стирает. Выпиливать и выжигать больным коклюшем по тем же причинам нельзя.
При любом заболевании легких и верхних дыхательных путей не следует разрешать детям играть на полу. При этом малыши сидят скрючившись, на корточках, сжав грудную клетку. При такой позе нарушается кровообращение и вентиляция легких, затрудняется дыхание.
Несколько слов об игре детей, длительно находящихся на постельном режиме. Бывает так, что дети оказываются в постели на долгие месяцы, а иногда и на годы. Дети лишены возможности двигаться, играть со сверстниками. Замедляется формирование игровой деятельности, что приводит иногда к существенным перестройкам психического мира и личности ребенка. И здесь разумно организованные занятия с ребенком могут пригодиться. Хорошим помощником может быть сказка. Но детям нужно не только читать, а главное, с помощью специальных игрушек показывать сказку, драматизировать, побуждая детей принимать возможно более активное участие в такой игре. Слушание сказки в значительной степени является мысленной игрой. Такую игру следует всячески поощрять.
Хочется обратить внимание родителей еще на один существенный момент в занятиях детей, длительно пребывающих в постели. Необходимо в ходе драматизации особое внимание уделять действиям и поступкам героев Рассказа. Надо, чтобы в процессе игры-драматизации у Детей формировались все те же качества личности, которые приобретают здоровые дети в ролевой игре. Игра-дра-Матизация у детей, по тем или иным причинам ограниченных в движении, может стать средством полноценного
психического воспитания ребенка. Внимание к детской игре, таким образом, необходимо не только когда ребенок здоров, но и тогда, когда ребенок заболел...
Нервные дети и игра
Нервность в детском возрасте, бу-дучи незамеченной, закрепляется.
В. Мясищев
Бывает так, что по тем или иным причинам в разви-
тии ребенка наблюдаются некоторые особенности, откло
нения. Они дают себя знать нарушениями сна и аппетита,
повышенной капризностью, излишней эмоциональное
тью и многими другими симптомами. Лечение и воспита
ние таких детей обязательно проводится под контролем и
при содействии психоневролога и клинического психо-
лога. Но и сами родители должны оказать первостепен
ную помощь своим детям, потому что, как это ни обид-
но слышать, причинами детской нервности чаще всего
являются ошибки воспитания.
Здесь хочется напомнить родителям, что воспита"
ние — это прежде всего процесс созидательный,' а нг
исправительный и тем более не карательный. Однако ча-
сто, особенно в воспитании нервных детей, вниманй
взрослых привлекают главным образом уклонения в раз-
витии или неправильные формы поведения.
Родителям, обратившимся за психологической помощью по поводу детской нервности, предлагалось пи- сать небольшие сочинения на тему «Портрет моего ребенка». Оказалось, что многие родители подчеркивали всевозможные недостатки своих детей, подробно опи- сывали негативные черты характера, неблагоприятные привычки и склонности, и, к сожалению, очень редко встречались описания положительных качеств ребенка, того, с чем он успешно справляется, тех ситуаций, когда
ребенок ведет себя хорошо. Складывается впечатление, что все свое внимание родители посвящают непосредственной борьбе с недостатками, пытаются исправлять, выпрямлять, искоренять, переделывать. Однако необходимо признать, что такая непосредственная борьба с недостатками чаще всего оказывается бесплодной. Более того, она скорее вредна, так как, поглощая все внимание и силы родителей, закрывает от них и личность самого ребенка, и сущность воспитательной работы.
Поэтому главное условие преодоления детской нервности —- постоянная работа родителей по созиданию и укреплению всего того, что есть ценного в ребенке, с опорой на положительные стороны его личности. Такая созидательная работа — единственно эффективное средство борьбы с отрицательными сторонами личности ребенка.
Для того чтобы поведение и развитие ребенка совершались гармонично, чтобы он радовал родителей своими успехами, чтобы он сам мог жить радостной, полной, плодотворной жизнью, необходимо постоянно искать и находить все сильные стороны его развивающейся личности, все завоевания его психофизической организации. Эти сильные положительные свойства имеются абсолютно у каждого ребенка, но часто бывают скрыты, не проявляются в поведении и остаются незамеченными ни родителями, ни тем более самим ребенком.
Именно поэтому хочется дать родителям конкретные рекомендации по использованию игры для исправления некоторых нежелательных особенностей поведения детей, в которых главные усилия направляются на созидание новых способностей и умений ребенка, помогающих преодолевать трудности.
В главе о детском воображении уже подчеркивалась Недопустимость развития фантазий ребенка по линии
только словесной, речевой деятельности. Повышенное фантазирование, как правило, связано с отставанием в развитии моторной сферы. Поэтому необходимо привлекать ребенка к подвижным играм с правилами, развивать моторную ловкость в упражнениях на координацию движений и в конструктивных играх. Но ни в коем случае нельзя запрещать детям говорить на тему излюбленных фантазий, попробуйте переключать внимание ребенка. Предложите игровой сюжет, но так, чтобы в нем отчет- ливо выступало правило. С детьми, у которых ускорен темпречевого развития, что, кстати, также может быть при- знаком нервности, не следует много играть в игры с пe- ревоплощениями в игровые персонажи. Вся игра обязан тельно должна быть действенной, а не только речевой. В дошкольном возрасте у детей может возникнуть серьезное нарушение речи. Это заикание, нарушение темпа и мелодии речи. Причин заикания много, возможны элементы подражания, иногда испуга. Но психологами, было установлено, что заикание чаще всего возникает в, семьях, где к детям предъявляют слишком высокие требования. Ускоренный темп речевого развития, требования правильной грамматической формы высказываний когда еще не вполне освоено умение правильно выговаривать звуки, — вот условия, провоцирующие возникновение заикания у дошкольников. Если заикание возникло, надо прежде всего обратиться к специалисту. дома свести к минимуму речевое общение с ребенком, но как можно больше уделять ему внимания и тепла в неречевой форме. В доме должна быть совершенно спокойная обстановка, не надо грозно требовать от ребенка медленной речи, следует дружелюбно и мягко попросить малыша не торопиться, четко формулировать вопросы.Полезно обратить внимание на темп речи и четкость про изнесения звуков и самим родителям. Заикающийся должен слышать спокойную, лаконичную и четкую речь.
187 Очень полезно использовать игры с наручными куклами «бибабо». Обычно, выполняя роли кукол, дети начинают говорить без толчков. Большое значение имеет игра для отвлечения от контроля за правильностью речи, который только усиливает заикание. Родителям следует знать, что лучшие результаты лечения заикания в дошкольном возрасте достигаются в первые месяцы после его возникновения, поэтому необходимо использовать все пути для ликвидации этого речевого недуга, не забывая при этом о лечении игрой.
У некоторых детей нервность проявляется в виде двигательной расторможенности. И здесь правильно организованная игра — хороший помощник родителям. Очень полезны детям игры по правилам, причем такие, где двигательная активность контролируется игровой ролью или сюжетом. Специальными исследованиями было показано, что возможность контроля за движениями значительно облегчается в игре. Кроме того, здесь полезно использовать влияние коллективной игры. Оказалось, что выполнение роли часового в ситуации одиночной игры было более сложным, чем в игре со сверстниками. Присутствие партнеров по игре облегчает контроль за своими движениями.
Бывает и так, что у ребенка со слабой нервной системой укрепляются черты боязливости и робости в игре со сверстниками. Не следует поспешно требовать включения в группу играющих. Надо только почаще предоставлять возможность играть рядом с детьми, наблюдать за игрой детского коллектива и лишь осторожно и постепенно вводить ребенка в игру. Иногда можно пригласить близкого товарища или подругу. Привыкнув к парной игре, дети легче войдут в играющий коллектив.
Очень частым проявлением детской нервности становятся страхи. Под влиянием прочитанных сказок, просмотренных кинофильмов дети начинают бояться тем-
ноты, им представляются устрашающие образы. Дети подолгу не могут заснуть, плачут, требуют постоянного присутствия взрослого. Иногда у детей возникают состо- яния общей повышенной тревожности, что бывает в семьях, где ребенка воспитывают чрезмерно строго или запугивают, желая добиться послушания.
Для борьбы с подобными страхами можно исполь
зовать игру, вводя в нее устрашающий персонаж. Дети, у
которых есть, например, страх бабы-яги или Кощея, могут принять участие в игре по сюжету «поход к Кощею и
бабе-яге». Для этого можно построить замок Кощея, из
бушку на курьих ножках. Потом надо отправиться в путь,
а на пути пройти несколько препятствий. Перейти через
воображаемый темный лес, глубокую речку. Можно ис
пользовать в игре маски или кукол. Обязательно надо
позволить ребенку быть воинственным, угрожать Кощею.
Полезно поменяться ролями, чтобы дети сами побыли
Кощеем или бабой-ягой. После чего надо изменить игро
вой сюжет так, чтобы устрашающий образ перестал быть
угрожающим. Встречаясь лицом к лицу со своим страхом
в присутствии родителей, дети приучаются преодолевать
волнующие их переживания. У детей со страхами полезно
повышать уверенность в своих силах, самооценку. В этом
могут помочь подвижные соревновательные игры. Надо
постоянно отмечать успехи и достижения ребенка. «Смот-
ри, каким ты стал ловким, вот как у тебя стало здорово
получаться!» В игре легче всего преодолеваются и устра-
няются самые разные детские страхи.
Специалистам хорошо известно, что при лечении любых форм детской нервности успех достигается не тог- да, когда удается устранить тот или иной недостаток, симптом, а тогда, когда в какой-то мере удается удов- летворить основные потребности формирующейся лич- ности ребенка, насколько широко открываются перепек-тивы ее развития. Это помогает не только преодолевать!
уже сложившиеся неблагоприятные формы поведения, но, главное, ликвидировать почву для фиксации новых осложнений развития. И как уже не раз подчеркивалось на страницах этой книги, именно игра является движущей силой развития и укрепления всех сторон душевной жизни ребенка.
Хочется еще раз напомнить, что главным условием устранения детской нервности является внушение ребенку чувства уверенности, веры в свои силы, в свою способность преодолевать лежащие на пути препятствия. С самого появления на свет и еще долгие годы ребенок является существом беспомощным, зависимым, скованным в своих действиях и побуждениях. С первых самостоятельных шагов ослабляются цепи постоянной зависимости. Малыш начинает испытывать свои собственные силы, все больше сознавать себя активным существом, способным не только вносить изменения в окружающую его среду, но и влиять на других людей. С этого момента начинается рост его личности, который совершается в тесной связи с возрастанием независимости и свободы, что, к сожалению, встречает обычно наибольшие препятствия в условиях семейной обстановки и семейной педагогики.
Играя с ребенком, родителям необходимо постоянно отмечать любой, даже самый незначительный успех малыша. Не забывайте положительно оценить выбор игрушек, удачный сюжет, ловкое игровое действие, вдохновенно разыгранную роль. Не бойтесь такими похвалами избаловать ребенка, помните, что упрямыми и капризными становятся обычно неуверенные в себе дети. Совершенно неверно думать, будто ребенок всегда идет по линии наименьшего сопротивления. Наоборот, он любит преодолевать препятствия, любит демонстрировать себе и другим свою силу. Малыш как бы всегда находится в состоянии соревнования. Он добивается определенного места в семье, признания своей значимости и в
своих глазах, и в глазах близких для него людей. Родители не только не должны ставить препятствия таким стремлениям ребенка, а, напротив, должны поощрять и взращивать эти стремления.
Играйте с вашими детьми, постоянно подкрепляйте их естественную потребность в развитии и совершенствовании. Итак, при лечении нервных детей, прибегая к помощи лекарств и лечебных процедур, не забывайте об;. игре — одном из методов лечения детской нервности.
Игра и гигиена душевной жизни
Душевное здоровье — важнейшее
условие здоровья телесного.
Е. Аркин
Много сил тратят мамы, стараясь обеспечить детям? полноценное питание, теплую и удобную одежду, неустанно следят за чистотой помещения, достаточным пре- быванием на свежем воздухе. Но бывает так, что за эти- ми повседневными и многотрудными заботами забываетсяеще одно важнейшее условие полноценного воспитания!, Речь идет о знании и выполнении правил гигиены ду ^ шевной жизни, или иначе — о психогигиене детей. Ксожалению, многие родители, заботясь о своевременно-; сти прививок и необходимом количестве витаминов, н оценивают в достаточной степени влияние душевного (психического) состояния ребенка на его физическо здоровье. Для жизнеспособности человеческого организ': ма велико значение психического фактора. Современна! медицина совершенно определенно утверждает, что та: кие встречающиеся у детей недомогания, как головны боли, слабость, отсутствие аппетита, капризность, чаб, то возникают на почве нездорового душевного состоя! ния, различных неблагоприятных переживаний. Быва и так, что недооценка крайней хрупкости, изменчиво
ти и податливости детской психики приводит к тому, что родители, сами того не ведая, оказывают вредное воздействие на нервную систему ребенка, ослабляя тем самым его здоровье в целом. Все это очень и очень серьезные вопросы, над разрешением которых много думают и врачи, и педагоги, и психологи. Остановимся лишь на тех моментах организации здоровой душевной жизни ребенка, в которых может стать полезной детская игра. Нет' сомнения в том, что первые и самые значимые люди в ' жизни ребенка родители. Их влияние не только самое' сильное и всеобъемлющее, но и самое длительное. Стиль ! воспитания в семье накладывает неизгладимый отпеча- \ ток на личность, на всю последующую жизнь человека. Наиболее полезный и эффективный стиль воспитания в обобщенной форме может быть сформулирован как со- ' четание теплого эмоционального отношения к детям (мо- ..! ральная поддержка, преобладание поощрительных воздействий над запретами и наказаниями) с четко определенными правилами поведения, в пределах которых детям предоставляется достаточный простор для личной инициативы. Однако сформулировать эти общие требования, конечно же, значительно проще, чем, несмотря на трудности на работе, огорчения и житейские неурядицы, неустанно следовать им. Приведем некоторые примеры повседневного использования игры, которые могут облегчить ваши отношения с ребенком, избавят вас от необходимости наказания и долгих, но малопродуктивных «проработок».
Бывает так, что нам необходимо быстро одеть ребенка, покормить или заставить что-то сделать. Не переутомляйте детей волнением и спешкой. Видя ваше беспокойство, ребенок может и сам заволноваться, а это скорее вызовет слезы, упрямство, непослушание. Гораздо про-ц1е, по возможности весело и непринужденно, обыграть Действие. «Смотри, дочка, а сейчас твой мишка пойдет
мыть руки. Ой, а он же еще не умеет. Давай-ка научим
его!»
Часто по тем или иным причинам у детей может возникнуть ослабление аппетита. И в этом случае игра помогает. Организуйте эмоциональную радостную игру, часто этого достаточно для восстановления полноценного питания. Иногда можно обыграть сам процесс еды. Этому помогает детская посуда. Малышам весело наблюдать, как постепенно на донышке появляется цветной рисунок! Часто ребенок капризничает, не хочет идти в детский сад. И здесь помогает игра. Можно очень быстро добраться до детского сада таким способом. Я в черной шубе — черная лошадка, а сын в беленькой шубке —белая лошадка. Кто первый доскачет до детского сада? И вот наперегонки, обгоняя друг друга, мы скачем в детский сад. Настроение бодрое, а там нас ждут друзья. А на следующий день нам помогает другая игра. Кто первый наступит на тень от ближайшего дерева. Я! А теперь я!
Очень охотно дети включаются в игру со сказочны-ми персонажами из любимых книг. Буратино, Винни-Пух Доктор Айболит помогут вам решить многие трудные
Проблемы.
Нельзя резко прерывать игру, если она всецело зах
ватила ребенка. Возможности к переключению у дошколь
ников ограничены. Вы можете включиться в игру на npa
вах участника, изменить ее сюжет и подготовить ребенк
к окончанию игры. Иногда дети, расшалившись, уже не
играют, а просто бесцельно возятся, изнуряя себя и дру-
гих излишним шумом и визгом. Не прерывайте возню
резким окриком или запретом. Лучше отвлечь детей, по-
казав им привлекательную игрушку или предложить бо-
лее спокойную, но обязательно интересную игру.
Не жалейте слов на похвалу ребенка. Обычно мы хвалим детей за то, что они выполняют свои элементарны
домашние обязанности, убирают игрушки. Это неплохо. Но важнее — похвалить ребенка, если он сам придумал что-то новое, организовал увлекательную игру для младших, создал богатую воображаемую ситуацию, собрал сложный узор из мозаики, построил модель из конструктора. Вообще всякое игровое действие, в котором ребенок сделал то, что еще вчера было ему недоступно, не должно оставаться незамеченным. Все это обязательно надо поощрять... К наказаниям следует относиться особенно внимательно. Не стоит наказывать детей, если их непослушание и капризы вызваны какими-то понятными причинами. Часто мы не учитываем повышенной возбудимости нервной системы детей и сами переутомляем их впечатлениями и событиями.
В главе об игрушках уже обсуждался вопрос о том, что не следует лишать детей любимцев, наказывая за проступок. Однако если ребенок забывает убирать игрушки на место, можно попробовать обыграть исчезновение некоторых игрушек. В одной семье практиковалась игра в магазин игрушек. Те предметы, которые уже надоели детям и не использовались в играх, под всякими занятными поводами исчезали. Буратино уходил в путешествие, паровоз поступал в ремонт, куклы навещали своих приятельниц. А сколько радостей приносили встречи со старыми игрушками, ведь вспоминались и былые радости игры с ними! Не жатейте сил на то, чтобы доставлять радость ребенку, участвуя в его играх и фантазиях. «Ночью мы с мамой рассадили в столовой на тахте всех Машиных кукол. Машка вошла в столовую и буквально остолбенела. По словам мамы, минуту стояла в дверях и, наконец, выговорила: «Мама, ты знаешь!.. У Катарины сегодня день рождения. К ней все дети в гости пришли!..» А минут через пять спросила: — Мамочка, это они сами или это ты их так посадила?»
Очень важно вовремя создать условия для игры в Детском коллективе. «Мне надо ребенков, а ты не ребе-
1 94
нок», — заявил мальчик маме, которая предложила заменить собой не пришедших товарищей. Иногда родители не интересуются тем, как играет их ребенок со сверстниками. Это ошибка. Очень полезно понаблюдать за поведением ребенка в группе. Поэтому совсем не плохо, если в вашем доме часто звучат детские голоса, если при-?; ятели вашего сына или дочери любят приходить к вам играть. Так устанавливается дружба и взаимопонимание. А вот чего не следует делать, так это запрещать детям играть со сверстниками, которые показались вам неподходящей компанией. Действительно, бывает так, что дети попадают под влияние дурного примера, однако запретами ничего сделать нельзя. Попробуйте обыграть на куклах или с помощью других игрушек поведение вашего ребенка и его партнера. Выразительной интонацией подчеркните ваше отношение к поступкам такого нежелательного лидера, продемонстрируйте, как неприятна безвольная подчиняемость. Результаты будут гораздо более эффективными!
Валерий Брюсов писал в своих воспоминаниях: «Сережа за что-то поколотил (так, больше шутя) моего маленького брата, тот пошел жаловаться маме. Мама запретила мне играть с Сережей. Мало в жизни я знаю больших унижений, пережитых мною. Обидно, конечно, было не то, что я лишился любимого товарища, а то, что я в свою очередь должен был оскорбить того, кого сам уважал. Судьба сделала так, что я должен был испить чашу унижения до дна. Мне пришлось самому сказать все Сереже, так как, не дождавшись меня, в обычный час пришел за мной сам. Я не умел говорить, не умел выразить, что хотел и, покраснев, сказал грубо и прямо: «Мама не позволила мне играть с вами!» Он тоже покраснел. Эх! Горькие воспоминания! Хочется крикнуть всем родителям и всем воспитателям: много думайте, раньше чем подвергать своих детей унижениям!»
В разделе об игре взрослых уже обсуждался вопрос о полезности разыгрывания конфликтных ситуаций, возникающих между детьми и родителями. Такое разыгрывание с успехом может быть применено в любом возрасте, надо только изменять стиль и форму игры в зависимости от возраста ребенка. С малышами разыгрывание ситуаций должно носить характер сюжетной, иногда сказочной игры. Например, выбираются роли плаксивого ежика, капризного мишки, упрямого слоненка. Придумывается несложный сюжет, в котором воспроизводятся близкие к реальным ситуации неправильного поведения малышей. Взрослый берет на себя роли персонажей с положительными чертами поведения, так вы дадите ребенку образец способа действий. Затем попробуйте поменяться ролями и вызвать эмоциональное отношение неодобрения у ребенка по отношению к шалунам, плаксам и упрямцам. Заканчивая игру, выразите уверенность, что ваш малыш совсем не похож на капризулю или грубияна. Дети внушаемы, поэтому не пренебрегайте вовремя и веско сказанным словом. Бывает достаточно, если ребенок не на шутку расшалился, неожиданно и тоном, не вызывающим возражений, но без крика приказать удалиться «капризке» или прогнать «мальчишку-шалунишку». При умелом применении этот метод действует безотказно. Только нельзя ни в коем случае запугивать детей, вызывать страх перед непонятными игровыми персонажами.
В более старшем возрасте используйте ролевые игры во взрослых. Фиксируйте внимание детей на правилах поведения, которые заключены в игровых ролях. Ну а со старшими дошкольниками, школьниками и подростками — играйте в самих себя! Разыгрывание конфликтных ситуаций всегда полезнее, чем нагнетание недовольства, недоброжелательности в семье. Семейная игра может стать надежным защитником мира и спокойствия в вашем доме. Правила такой игры просты. Изобразите роль сьша (или
дочери), а его попросите быть родителем. Покажите вашу точку зрения по поводу того или иного события не на языке оценок «хорошо» — «плохо», а путем совместного обсуждения причин и последствий поступков. Попробуйте не навязывать подросткам готовые схемы поведения, а пытайтесь вместе с ними искать и находить самые удачные способы решения жизненных проблем.
Заканчивая разговор об игре как одном из методов гигиены душевной жизни, повторим кратко главные требования здорового психологического климата семьи, поддержанию которого способствует игровая деятельность.
Во-первых, это чувство жизнерадостности и бодрости, которое должно стать постоянным спутником жизни вашего малыша. Представьте, специальные эксперименты показали, что невосприимчивость к инфекционным заболеваниям выше у жизнерадостных детей. Атмосфера юмора, шуток, веселья и обязательно игры помогает и взрослым, и детям успешнее преодолевать трудности и невзгоды, с которыми всем нам приходится сталкиваться в жизни.
Во-вторых, удовлетворение потребности ребенка в любви, ласке и внимании. Не всегда потребности эти удовлетворяются сполна, но чаще с некоторым преувеличением внешнего выражения по сравнению с интенсивностью истинной, разумной заботы и любви. Не забывайте об игре. Занятия и игры вашего ребенка во всех своих формах и проявлениях требуют большого внимания, такта, терпимости. Относитесь с нежностью и теплотой к любой выдумке вашего ребенка, ни в"коем случае не будьте равнодушными к образам детской фантазии. Не так давно мой одиннадцатилетний сын признался, как он был рад, что долгое время никто в семье не отрицал существования деда Мороза, и как, спрашивая об этом, он боялся, что придется убедиться в его отсутствии. Не спешите, развенчать вымысел, лучше подыграйте!
«Нарядилась, надела на голову картонный зеленый кокошник, из золотой елочной мишуры сделала себе длинную косу, стоит перед зеркалом и любуется. Я заглянул в комнату: «Ой, кто это?» Медленно-медленно поступью павы подходит ко мне. Я говорю: «Кто это такой?» Как это ни удивительно, она верит, что я не узнал ее. Тихо, совсем тихо говорит: «Я — принцесса». Потом опять к зеркалу. Появляется мама. Повторяется та же игра: «Кто это?» — «А вы сами угадайте!» — «Фея?» — «Нет». — «Принцесса?» — «Нет». Я говорю: «Снегурочка?!!»
Радостно прыгает и хохочет. Но когда я вышел, она призналась матери: «Во-первых, и папа не угадал. Я — русалка».
Внимание и тактичное отношение к детским играм — лучшее выражение любви к ребенку.
В-третьих, для здорового психологического климата у ребенка должно быть ощущение полноты жизни, его день должен быть заполнен увлекательной деятельностью. Но ведь об этом мы все время и говорим. Полноценное развитие детской игры в любом возрасте — залог психического здоровья малыша!
^ ^ ^
Вот и подошел к концу наш разговор о детской игре. Безусловно, не все вопросы были рассмотрены, не все проблемы решены... Игра как психологическая проблема дает все еще очень много фактов для научной мысли, еще многое предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от нас, взрослых. Воспитание ребенка — это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.
В заключение хочется пожелать родителям успехов на этом пути. И выразить надежду, что игра станет вашим истинным другом и помощником. Существует множество игр, есть на свете самые разные игрушки, но каждому ребенку важен наполненный любовью взгляд, взрослого, тепло и нежность материнских рук.
Пусть для всех нас, родителей, станут близкими слова Януша Корчака: «Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а выпрашивает, переживет вместе с ребенком много вдохновенных минут. Пусть совместная игра с вашим ребенком умножит эти минуты.
Психотерапия
детского
аутизма
ПРЕДИСЛОВИЕ
В последние годы патопсихологи все больше внимания уделяют изучению нарушений ведущих типов деятельности психически больных. Это не только отражает логику развития патопсихологических исследований и расширение арсенала экспериментальных приемов, но и отвечает вопросам психиатрической практики. Особенно нуждается в изучении ведущих типов деятельности (игры, учения) детская психиатрия, где необходимо взаимодействие врача, психолога и педагога в создании оптимальных условий для воспитания и обучения аномальных детей, для разработки психотерапевтических программ.
Настоящая книга относится к этому циклу исследований. Известно, что использование игры в целях лечебного воздействия на больного ребенка получило широкое распространение в практике «терапии игрой» (play therapy). В книге представлен анализ различных вариантов игровой терапии с позиций отечественной теории детской игры.
Необходимо подчеркнуть, что в данном исследовании изучалась лишь одна из форм нарушений детской игры, а именно игра при детском аутизме (ранней шизофрении). Выбор в качестве объекта исследования этой формы патологической игры связан с несколькими обстоятельствами. Во-первых, методы терапевтического воздействия для данной группы больных исчерпываются медикаментозными средствами. Поэтому особенно остро стоит вопрос как теоретического обоснования детской
психотерапии, так и практической выработки новых психотерапевтических методов. Во-вторых, изучение аутис-тической игры может иметь некоторое значение для разработки теории детского развития и понимания природы детской игры в норме. На основе теоретических представлений об игре автором предпринята попытка экспериментального исследования нарушений мотивации, особенностей действий и замещений в аутистической игре. Сформулированы общие рекомендации по использованию игры в психотерапии. Дано описание некоторых конкретных приемов терапии игрой.