Выбор психологической защиты

Психологическая защита — система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.

Психологическая защита проявляется в способности человека сохранять привычное мнение о себе, уменьшать диссонанс, отторгая или искажая информацию, вызывающую психологический дискомфорт, т.е. информацию, противоречащую положительной самооценке личности. (Примеры: человек не всегда сможет признать, что выдал какую-либо информацию, а будет говорить «они и так всё знали»).

Защита от психологического давления должна начинаться с быстрого, но сосредоточенного размышления на тему: есть ли у того, кто давит, хоть какое-то моральное право на подобное отношение к вам? Может быть, вы действительно заслуживаете того, чтобы к вам был применен такой жесткий подход? Вдруг вы действительно зарвались, несправедливо обошлись с этим человеком, без спросу вторглись в сферу чужих интересов? Если это так, то ваше сопротивление и нежелание пойти ни на один компромисс оценено как неслыханная наглость, с которой надо бороться всеми доступными средствами. Может быть, агрессивное давление вашего оппонента основано на неправильном понимании вас и вашего поведения. Такие вещи бывают сплошь и рядом, потому постарайтесь в коротких, ясных и точных фразах объяснить ему суть дела. Человек, хотя бы в какой-то степени обладающий совестью и пониманием, способен остановиться, если убедился в своей неправоте. Ну, а тот, кто лишен этих свойств, конечно, продолжит свое давление, и Ваше сопротивление его только раззадорит.

Основное правило психологической защиты гласит: Никогда не упускаем противника из виду, наблюдая за его внешними реакциями и движениями. Всегда осуществляем визуальный контакт, т.е. смотрим ему в глаза.

При общении с атакующим вас субъектом всегда старайтесь смотреть ему в глаза и не поворачиваться спиной. Волевой по натуре человек не боится смотреть в глаза людям. Поэтому, если смотреть на противника мельком и сразу же отводить взгляд, такое поведение он примет за признак слабости. Противник будет считать Вас неуверенным и стеснительным человеком.

Если Вы подозреваете, что Вами манипулируют, то можете избавиться от такого воздействия. А если Вы знаете основные механизмы психологической защиты - значит вооружены! Психологи выделяют 6 основных видов психологической защиты. Безусловно, существуют и другие, но это – основы. Зная их, можно ориентироваться и защищаться.

Уход

Суть этого метода проста – просто уход. Т.е. если Вы чувствуете, что на Вас оказывают психологическое давление, просто уходите от этого человека, из этого помещения, не думаете о происходящем и о том, что этот человек говорит.

Однако, не смотря на то, что этот метод достаточно распространён, многие его используют, не зная других, он не очень хорош и мало эффективен в нашей ситуации. Зачастую уход бывает неуклюж, что может дать манипулятору почву для еще большего давления.

Посылание

Самый простой пример такого метода: Вы просто шлёте человека в душе куда подальше. Применяется очень часто. Иногда бывает эффективнее первого способа, иногда сказывается негативно. Очень спорный способ, использовать который стоит с большой осторожностью.

Нейтрализация

Этот метод гораздо эффективнее первых двух. Но встречается в повседневной жизни он гораздо реже. Суть его заключается в переводе внимания, ситуации в другое русло. Например, юмор - Вам сделали упрёк, а Вы ответили блестящей шуткой. И даже если упрекающего это не остановит, в глазах окружающих Вы будете выглядеть героем.

Другой известный пример такого способа в народе называется “косить под дурачка”. Стоит сказать, что пусть и встречается он не редко, однако редко используется с умом. Зачастую то, что человек “косит”, сразу раскрывают. (Да и насмотревшись голливудских фильмов, люди этот метод всё более игнорируют и он становиться всё менее эффективен).

Управление

Первое, что стоит упомянуть в данном способе психологической защиты – игра на эмоциях (слёзы). Этим активно пользуются представители слабой половины человечества. Стоит применить немного давления к своей второй половинке, как она начинает плакать, давить на эмоции, говорить, что Вы её не любите и т.п. Очень эффективный метод. Правда, подходит не всем.

Ещё более эффективно на манипуляцию отвечать манипуляцией. Такой метод применяется только профессионалами. Зато эффективность его практически безгранична. Можно пресечь абсолютно любое психологическое давление. Однако, для этого Вам нужно иметь нехилые запасы знаний в области манипулирования.

Скрытие

Явный пример – так называемые “серые мышки”. Они просто не предоставляют манипулятору никакой информации о себе. Тщательно выбирают поведение. Нужно строго выбирать информацию, которую о Вас можно знать окружающим, тогда этот метод будет действенен.

Игнорирование

Суть – полное игнорирование манипулятора. Но тут нужно быть осторожным. Если Вы проигнорируете пустяк, Вам зачтут это как за силу. Если же проигнорируете серьёзное заявление, то сам манипулятор может использовать это как Вашу слабость. Поэтому главное – отличить пустяк от серьезного инцидента.

Это 6 основных механизмов психологической защиты. Самый эффективный метод – ответная манипуляция. Там Вы можете всё напряжение, направленное на Вас перенаправить на противника и сильно выиграть. Но для этого нужно иметь гораздо более знаний и уверенности. Но, к сожалению, ответная манипуляция практически невозможна в отделении милиции, а только вне стен ОВД, ею с большим успехом могут воспользоваться люди в возрасте (т.е. своим возрастом, авторитетом, заслугами перед обществом можно «успокоить» сотрудников милиции, при этом обе стороны должны осознавать тот факт, что мы не совершали противоправных действий).

Психология судебной деятельности

Психологические особенности судебной деятельности

Основная и исключительная функция суда – решить дело по существу, т.е. выстроить своеобразную конструкцию, основываясь на которой, суд вынесет свое решение (определение, постановление, приговор).

Очевидно, что чем больше собранной, проверенной и оцененной информации, тем больше глубина познания судом рассматриваемого события, тем прочнее конструкция, на которой будет базироваться решение суда.

Отсюда вытекает, что упрощенно структуру судебной деятельности можно характеризовать, выделив в ней три взаимосвязанных стороны: познавательную, конструктивную и коммуникативную. При этом последняя – коммуникативная сторона судебной деятельности – выполняет функцию своеобразного инструментария, способствующего успешной реализации первой составляющей.

Познавательная деятельность суда

Первая и основная особенность познавательной деятельности суда состоит в том, что ему предлагают готовую трактовку подлежащего исследованию события в виде протокола об административном правонарушении. Это обстоятельство, безусловно, оказывает воздействие на суд и представляет собой известную опасность для интересов правосудия. Представленные правоохранительными органами материалы как бы подсказывают суду решение и не способствуют восприятию подаваемой информации, как не более чем вероятной истины, которая обязательно подлежит исследованию и проверке.

Другая особенность познавательной деятельности состоит в том, что суд не лишается права, и даже обязан в соответствии с процессуальными нормами в необходимых случаях истребовать новые документы, вызвать ранее не опрошенных свидетелей и т.д.

Познавательная деятельность суда должна быть направлена на изучения не только доказательственных фактов, но и источников их происхождения. Не могут служить доказательствами какие-либо сведения, если источник их происхождения неизвестен или сомнителен.

Работа суда проходит в довольно специфических условиях, которые могут оказывать влияние на результат этой работы. Во-первых, сказываются известные судье примеры правоприменительной практики по делам данной категории. Во-вторых, срабатывают стереотипы, сложившиеся в результате личной практики данного судьи. В-третьих, на работе суда сказывается внешнее влияние в виде общественного мнения, которое создается до слушания дела и становится известно судье. В-четвёртых, большое влияние оказывает поведение участников процесса и находящихся в зале лиц.

Процесс оценки личности начинается с первого впечатления. Первое впечатление в своей основе представляет собой общее восприятие объекта. Люди в условиях первоначального контакта занимаются классификаций, пытаясь отнести собеседника к одному из знакомых им типов людей; другие составляют общее эмоциональное впечатление; третьи обосновывают свое представление о внутреннем мире другого по внешним проявлениям личности, причем уделяют внимание то содержанию речи партнера, то вглядываясь в его непроизвольные реакции; четвертые настолько верят своему первому впечатлению, что потом ни за что не желают от него отказаться; иные, кажется, абсолютно терпимы к любому изменению собственных представлений об окружающих; пятые верят исключительно собственному «прочтению» личности и т.д.

Таким образом, первое впечатление практически не дифференцируется, оно обычно не выражено вербально и протекает на чувственном уровне. Естественно, первое впечатление таит в себе возможность ошибки, которая связана с рядом факторов.

1. Мнение других лиц. Иногда даже самого общего и отрывочного мнения об интересующем нас лице достаточно, чтобы оно (мнение) подействовало на нашу оценку этого лица. Например, если нам дали характеристику объекта нашего интереса или высказали самое поверхностное суждение о нем, то при встрече мы стараемся уложить поведение объекта в рамки шаблона, сформированного под влиянием чужого, возможно не совсем объективного, мнения.

2. Галлоэффект. Вам понравился воспринимаемый, вы оцениваете его в терминах «приятного», если же не понравился — в терминах «неприятного». Эта общая оценка распространяется практически на любую черту личности.

3. Эффект снисходительности. Большинство людей благожелательно подходят к оценке незнакомого человека, многие склонны не замечать его явных недостатков. Однако есть люди, которые предпочитают сомневаться в положительных качествах объекта наблюдения. Иногда это выливается в стратегию: пока человек не докажет своей порядочности, его нельзя считать таковым. Когда мы встречаемся с чрезмерно выраженным эффектом снисходительности, то вполне обоснованно можем предполагать, что ошибки в оценке объекта — следствие психических отклонений у наблюдателя.

4. Стереотипы. Если наблюдаемый отличается от наблюдающего по какому-либо характерному признаку, то отличие, бросаясь в глаза, вызывает у последнего строго определенные стандартные образы — стереотипы. Во-первых, это будут этнические и групповые стереотипы, затем стереотипы, связанные с внешним видом (высокий - низкий, толстый — тощий; орлиный нос, сократовский лоб и т. д.), а также стереотипы, касающиеся физической ущербности, особенностей голоса и речи, экспрессивных движений (походка, мимика, жесты). Знание стереотипов восприятия и учет их при общении с представителями различных культур в значительной степени способствуют избавлению от ошибок в интерпретации поведения.

5. Упрощение. Первое впечатление, как правило, всегда неполно. Это связано с тем, что объект восприятия, очень сложен. В связи с этим все мы склонны к упрощению при восприятии людей. Поскольку тенденция к упрощению присуща большинству, то многие люди практически бессильны объективно воспринять другого человека. Они сразу же по какому-то одному факту делают выводы, закрепляют эти выводы в своем сознании и потом с трудом меняют их. Это свойство зависит от индивидуальных особенностей людей.

Нельзя забывать о психическом состоянии судьи как и любого человека!

Человек в хорошем настроении всех окружающих оценивает в основном в светлых тонах и сам вызывает у них симпатию. Человек, пребывающий в депрессии, наоборот, не только сам видит все в сером цвете, но и к себе вызывает неприязненное отношение. Поэтому психическое состояние наблюдателя может являться источником ошибок в оценке личности.

Конструктивная деятельность суда

Сущность конструктивной деятельности в суде состоит в принятии решений по возникающим спорным вопросам, в вынесении постановлений, определений, решений.

Вынесением решения о наличии или отсутствии факта-события правонарушения конструктивная деятельность суда не завершается. В случае принятия решения о наличии правонарушения суду надлежит определить меру взыскания виновному, а также решить вопросы, связанные с порядком исполнения взыскания.

Особенностью конструктивной деятельности суда заключается в том, что окончательное постановление может быть вынесено с учетом оценки фактов или обстоятельств, не закрепляемых документально. Здесь имеется в виду принятие во внимание поведение физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, в судебном заседании, стиль и манеру его общения, как с судьей, так и с представителями правоохранительных органов, свидетелями, иными участниками процесса, открытость и готовность к установлению истины.

В некоторых случаях суду приходится принимать решения о производстве действий, которые не совершались при составлении протоколов: вызов новых свидетелей, запросы дополнительных материалов, справок и т.п.

Коммуникативная деятельность суда

Участвующие в судебном процессе лица имеют свои собственные интересы, в основе которых лежат объективные факторы: последствия, к которым привело для данного лица рассматриваемое событие; характер взаимоотношений с другими лицами; возможные для данного лица результаты разрешения дела и т.д. Интересы участвующих в деле лиц могут, как совпадать с целями и общей направленностью деятельности суда, так и противоречить им.

В первом случае отношения носят бесконфликтный характер, во втором – конфликт предопределен; тогда – в случае дачи заведомо ложных объяснений или отказа от дачи объяснений – существенным элементом коммуникативной деятельности суда становится психологическое воздействие на таких лиц.

Помимо основной своей функции – решить дело по существу, суд обязан оказывать и воспитательное воздействие. Первоосновой воспитательного воздействия правосудия является неукоснительное соблюдение судом материального и процессуального закона во всех стадиях процесса. Призванный бороться с любыми нарушениями закона, суд сам должен показывать пример глубочайшего уважения к закону.

Судебное разбирательство каждого дела может выполнить свое воспитательное назначение в полной мере лишь при условии, если оно будет проходить при безупречном соблюдении закона. Не существует «второстепенных» процессуальных норм, и любое отступление от закона, какое бы оно ни было и на каком бы этапе процесса ни происходило, не может в конечном итоге не сказаться отрицательно на осуществлении задач судопроизводства.

«Анализ судебной практики свидетельствует, – отмечает В.В.Леоненко, – что процессуальное упрощенчество, отступление от предписаний процессуальных правил (скажем, по соображениям якобы целесообразности), низкая культура судопроизводства отрицательно сказываются на полноте, объективности и всесторонности исследования всех обстоятельств дела, приводит к вынесению поверхностных, недостаточно обоснованных, а иногда и ошибочных приговоров и решений. Кроме того, игнорирование процессуальных норм создает у граждан впечатление о формальном отношении суда к выполнению своих обязанностей, о его предвзятости, что снижает воспитательно-предупредительное воздействие правосудия».

Судебная деятельность наполнена эмоциями, главным образом отрицательными. Но судья как профессионал не должен внешне проявлять своих эмоций. Даже, будучи внутренне эмоциональным, в своем внешнем поведении при восприятии фактов и обстоятельств он должен оставаться беспристрастным.

Как свидетельствует практика, в процессе осуществления профессиональной деятельности у судей могут развиваться личностные качества, отрицательно сказывающиеся на результатах их работы. Указанные отрицательные черты свидетельствуют о профессиональной деформации. К ним в первую очередь относятся такие как: недоверие к людям, подозрительность, грубость, самоуверенность, раздражительность. Кроме этого, адекватность оценок судьи в значительной степени зависит от укоренившихся суждений и шаблонов, которые мешают правильному восприятию доказательственной информации, сказываются на объективности судейского убеждения и обуславливают субъективизм в выводах.

Личность судьи

В осуществлении функций правосудия большая роль принадлежит личности судьи, его идеологической зрелости, нравственным устоям, профессиональному мастерству.

Одной из главных характеристик личности судьи является его профессиональная направленность, которая включает в себя совокупность морально-политических, интеллектуальных, характерологических и психофизиологических качеств, и выражается в:

· осознании профессионального долга;

· уровне профессионального правосознания и профессионального мастерства;

· в творческом подходе к отправлению судейских функций;

· нетерпимости к нарушению требований законности;

· стремлении к вынесению самостоятельного, свободного от посторонних воздействий решения, в соответствии с собранными доказательствами и по своему убеждению.

Важнейшим элементом профессиональной направленности судьи является его правосознание.

Специфика проявления профессионального правосознания у судьи состоит в том, что собственные выводы по делу он соотносит со своим правосознанием, определяя при этом, соответствуют ли его личная правовая оценка фактических обстоятельств конкретного дела и выносимое решение требованиям закона.

В профессиональной направленности личности судьи, в избирательности его поведения важную роль играют нравственные качества. Значение нравственных качеств судьи в отправлении правосудия состоит в том, что они исключают субъективизм при вынесении решения по делу, гарантируют формирование такого содержания знаний об обстоятельствах рассматриваемого дела, которое достоверно и получено в соответствии с требованиями закона.

Стержневыми качествами судьи, которые способствуют полноте, объективности и всесторонности исследования обстоятельств рассматриваемого дела, вынесению законного и обоснованного решения, являются честность, справедливость, принципиальность и объективность. Следует особо отметить последнее качество - объективность. Объективность выражается в беспристрастном отношении к делу, людям. Противоположные данному качества - пристрастность, предвзятость.

Личность активиста

Определенную уверенность лицу, в отношении которого ведётся административный процесс, придает нахождение в зале судебного заседания адвоката и/или представителя (правозащитника), которые оказывают своему подзащитному существенную помощь в определении избираемой линии защиты, учете возможных негативных обстоятельств, возникающих в процессе судебного разбирательства, а также присутствие на суде родственников, друзей и соратников. Все это вносит определенное спокойствие в психическое состояние лица, в отношении которого ведётся административный процесс.

Опрос физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, является одним из средств выяснения судом обстоятельств рассматриваемого дела. Вместе с тем опрос физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, и дача им объяснений по существу дела выступает в качестве важного средства защиты им своих интересов.

Используя право давать объяснения в суде, задавать вопросы свидетелям, лицо, в отношении которого ведётся административный процесс, в зависимости от избранной им позиции может путем дачи правдивых объяснений способствовать суду в выяснении истинных обстоятельств дела.

Доказательность и убедительность объяснений стороны защиты - находятся в прямой зависимости от результатов судебного разбирательства.

Необходимо всегда помнить: Судья - не робот, добру и злу внимающий равнодушно!

Шиханцов Г.Г. «Юридическая психология», М.1998

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. - М.: Право и Закон, 1997. — 320 с

Наши рекомендации