Групповая психотерапия и другие методы лечения
Б. БИГО (В. BIGO) (ПНР)
Групповая психотерапия может быть использована: в качестве единственной формы лечения; в сочетании с индивидуальной психотерапией; в рамках комплексной психотерапии как основная форма лечения больных неврозами или с нарушениями личности, а также как вспомогательная форма при лечении психически больных и с органическим поражением мозга.
Говоря о месте и роли групповой психотерапии в системе лечения, сошлемся на высказывание S. Leder, считающего, что нельзя отдавать предпочтение какому-либо психотерапевтическому методу или считать его панацеей, исходя из догматических взглядов. По его мнению, лечебное воздействие наиболее эффективно, когда оно применяется в различных ситуациях для научения и приобретения опыта, при использовании многообразных факторов, усиливающих мотивацию пациента, облегчающих акцептацию целей и методов, понимание, переработку и дальнейшее развитие полученного знания и способностей и их перенос на вне-терапевтические ситуации [Leder S., 1980]. Больной неврозом должен осознавать и понимать, что решающее значение для него имеет психотерапия. При таком понимании лечебных целей групповая психотерапия при невротических расстройствах и нарушениях личности может быть использована различным образом, а ее воздействие будет зависеть от организационной структуры данного лечебного учреждения, кадровых возможностей и личных предпочтений лечащего персонала, теоретической концепции лечебного коллектива.
ГРУППОВАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Традиционная модель лечения предполагает личный контакт пациента с врачом. Роль и престиж любого
врача высоки, только он принимает решение об использовании определенных методов. Пациенту отводится пассивная, зависимая роль. В психотерапии врач играет еще более важную роль, он вторгается в трудную и сложную сферу — человеческую психику. Лечащий врач является для больного авторитетом, образцом поведения, экспертом и эмоционально близким человеком через «терапевтическую связь», возникающую в рамках психотерапевтического процесса. Об' этом необходимо помнить, чтобы полнее осознавать значение индивидуальной психотерапии при ее использовании в сочетании с групповой.
В клинике неврозов Института психиатрии и неврологии используются индивидуальные и групповые формы, проводимые двумя разными психотерапевтами, взаимодополняющие друг друга и ускоряющие процесс психотерапии. Индивидуальный психотерапевт создает у пациентов ощущение безопасности и опеки через личное участие в рассмотрении особенностей их личности, недомоганий и проблем. Групповая психотерапия представляет для больного гораздо большую угрозу, она вызывает опасения и страхи. Больной чувствует себя потерянным, он боится раскрытия, выявляющего интимные стороны его переживаний, критики и оценки других участников группы, часто не видит целесообразности применения этого метода лечения. Бывает и так, что само решение лечиться приходит с трудом, некоторые пациенты не решаются на групповую психотерапию или отказываются от нее в начальном периоде. Больше всего групповая психотерапия показана пациентам, имеющим значительные нарушения во взаимоотношениях с людьми, фобические расстройства или конфликты с окружающими. В таких случаях параллельно проводится индивидуальная психотерапия, позволяющая преодолеть сопротивление больного. Психотерапевт в индивидуальных беседах обсуждает с больным его трудности, дает разъяснения, готовит его к изменению установок, усиливает мотивацию к преодолению лечения и повышению активности в группе, получает данные о его трудностях, причинах болезни и переживаниях.
Пример 1.Пассивный, молчаливый пациент испытывает сильные эмоции в связи с обсуждаемой тематикой, однако не проявляет их из страха быть отвергнутым. После обсуждения в процессе индивидуальной психотерапии впечатлений от занятий группы и причин его молчания пациент, поощряемый психотерапевтом, подключается к дискуссии и раскрывает свои переживания.
Другой пациент, со склонностью к доминированию, держится в группе чрезмерно свободно, перебивает участников, дает различные советы, не замечая, что своим поведением восстанавливает против себя членов группы, вызывая их агрессивность. Он обижается, считая подобное поведение группы проявлением враждебности. Группа понимает его проблему, однако больной не соглашается с интерпретацией участников и не принимает помощь в решении конфликта. Индивидуальный психотерапевт помогает пациенту понять неправильность его позиции и склоняет его к изменению поведения в группе.
Соединение этих двух психотерапевтических методов влияет на характер протекания лечения и изменений, происходящих в пациенте. Личный контакт с психотерапевтом, более глубокое знание проблематики пациента используются для индивидуального воздействия, что одновременно обогащает и дополняет групповую психотерапию.
Пример2. Пациентка остро реагирует на поведение мужчин, «легко» относящихся к женщинам иди ухаживающих за ними. В группе она воспринимается как агрессивная особа, переносящая свой опыт неудачного замужества на всех мужчин. Больная не согласна с подобной интерпретацией, воспринимает все как критику в свой адрес, обижается, что ее не понимают. В процессе индивидуальной психотерапии, после отреагирования чувства обиды и раздражения по отношению к некоторым участникам, она с помощью психотерапевта начинает задумываться над тем, почему мужчины ее так воспринимают, обижаются на се поведение и т. п. В дальнейшем она раскрывает свои взаимоотношения с мужчиной, который ее оставил. Пациентка уже сама ставит эту проблему, взаимодействует с группой, позволяет обсудить свои отношения с мужчинами.
В зависимости от фазы психотерапевтического процесса лечащий врач, отвечающий за лечение пациента, в индивидуальных беседах должен учитывать все, что происходит с больным во время групповой психотерапии, варьировать свою активность, охранять пациента или усиливать на него давление.
Как отмечалось, в первой фазе индивидуальный психотерапевт является для пациента опорой, авторитетом, он предоставляет ему общую информацию о невротических расстройствах и используемых психотерапевтических методах, помогает больному включиться в работу группы и принять методы лечения. Во второй и, частично, в третьей фазе он углубляет проблематику пациента в тесном взаимодействии с групповым психотерапевтом, внимательно следит за тем, что происходит с больным в группе, приспосабливает к изменяющейся обстановке свои психотерапевтические воздействия.
При обсуждении в группе биографии пациента индивидуальная психотерапия в нашей клинике не проводится. При обсуждении биографии пациент предоставлен себе, только от него и участников группы зависит, как он использует полученную о себе информацию, какие выводы делает из дискуссии. Это вызывает у пациента сильные переживания, впервые он лишен возможности в процессе индивидуальной психотерапии отреагировать пережитые в группе эмоции. Происходящие в группе события оказывают положительное влияние на пациента, он становится более самостоятельным, независимым от индивидуального психотерапевта и более зрело' размышляет о себе. По окончании этого периода, длящегося в среднем одну неделю, возобновляется индивидуальная психотерапия.
В заключительной фазе лечения индивидуальная психотерапия становится более ограниченной, основной упор делается на групповые формы и решение конфликтных проблем в терапевтическом сообществе и в жизненных ситуациях. В этот период пациент должен почувствовать, что он сам управляет своими действиями и только от него зависит, что он намерен изменить в своей жизни.
Важным моментом в этой психотерапевтической модели является распределение ролей и взаимодействие индивидуального и группового психотерапевтов. Иногда возникает ситуация, когда обе эти роли исполняет один психотерапевт, в таком случае его задачей является их совмещение с пользой для пациента. Это становится возможным, когда групповой психотерапевт относительно недирективно ведет группу, деликатно направляя дискуссию в нужное русло и делая упор на активность участников. В таком случае пациент воспринимает информацию, исходящую от группы, в которой психотерапевт является одним из значительных участников.
Определенные трудности могут возникать у пациентов в случае сопротивления или тенденции к уходу, например, при желании обсуждать определенную тему с индивидуальным психотерапевтом или вне группы. Это, как правило, относится к «стыдным» в нашем обществе проблемам, таким как сексуальная жизнь, общественно неодобряемое и унижающее пациента поведение. В таких случаях мы не стремимся оказывать давление на пациента, в зависимости от зрелости
Я69
группы и ситуации мы обсуждаем эти вопросы, не травмируя пациента.
Пример 3.Проблема гомосексуализма сначала обсуждается в процессе индивидуальной психотерапии. Пациент узнает о различных позициях участников, после чего обычно раскрывает свою проблему в группе, которая подробно её обсуждает. Никогда не бывает, чтобы пациент был отвергнут всей группой. В данном случае большое значение имеет возможность эмоционального отреа-гирования в процессе индивидуальной психотерапии.
Подводя итоги, можно сказать, что групповая психотерапия во взаимодействии с индивидуальной обогащает и дополняет психотерапевтические воздействия, позволяет больному неврозом взглянуть на себя глазами группы, скорректировать поведение, углубить и разработать программу индивидуальной психотерапии.