Законодательное регулирование и практика исполнения лишения свободы в ФРГ
А. В. Усс [*]
Критическое исследование правовой теории и практики развитых капиталистических государств — значимая задача советской юридической науки. Особо актуально' в настоящее время такое исследование применительно к ФРГ, где в 70—80-х годах в связи с принятием нового уголовного и уголовно-исполнительного законодательства произошли существенные изменения в правовом контроле за преступностью. Реформа значительно изменила, е частности, содержание и порядок исполнения наказания в виде лишения свободы. Наказания этого вида, несмотря на сравнительно небольшой удельный вес в числе других применяемых судами ФРГ санкций (менее 10%), являются одним из важнейших компонентов уголовно-правового механизма страны.
Суть изменений в данной сфере—переход от преимущественно карательных («воздающих») форм исполнения лишения свободы к более широкому применению в ходе его отбывания ресоциализирующих воздействий, имеющих индивидуально превентивную направленность. Главная цель, констатируется в Законе об исполнении наказаний в виде лишения свободы, принятом 16 марта 1976 г., — «сделать заключенного способным вести в будущем социально ответственную жизнь без совершения преступлений», «служить защите общества от преступных деяний».
Существенная черта новой пенитенциарной доктрины ФРГ — признание того,, что законопослушное поведение осужденного возможно лишь при условии сохранения за ним основного комплекса общегражданских прав. В этой связи в Законе 1976 г. конкретизировано правовое положение лиц, отбывающих лишение свободы. В частности, в § 4 разд. 2 закреплено, что на заключенных распространяются только-оговоренные в Законе ограничения свободы. Помимо этого они могут подвергнуться лишь тем ограничениям, которые необходимы для поддержания безопасности и предупреждения серьезных нарушений порядка в уголовно-исполнительном учреждении: Закон закрепляет право лишенных свободы обращаться с просьбами и заявлениями к администрации, а также обжаловать ее решения в судебном порядке. Несмотря на расплывчатость, названные нормы рассматривают заключенных в качестве субъектов права, предоставляют им, пусть и ограниченные, возможности для защиты своих интересов.
Еще одна черта новой пенитенциарной доктрины ФРГ —обоснование того, что ресоциализирующая деятельность возможна лишь на основе приближения условий содержания в местах лишения свободы к обычным условиям. Основу пенитенциарной системы ФРГ составляют закрытые (обычные) и открытые (с минимумом изоляции) уголовно-исполнительные учреждения. Из смысла § 10 Закона 1976 г. вытекает, что размещение осужденных в учреждениях открытого типа признается в настоящее время более предпочтительным. § 11, 13, 15, 35 предусматривают возможность довольно существенного смягчения режима отбывания наказания. Разрешаются, в частности, регулярная трудовая деятельность вне исправительного учреждения под контролем администрации или без такового, оставление на непродолжительный срок для удовлетворения личных (например, бытовых) потребностей, ежегодные отпуска общей продолжительностью до 21 календарного дня, а также краткосрочные выезды в связи с особыми обстоятельствами. Эти льготы в большинстве случаев предоставляются вне зависимости от характера совершенного преступления и размера назначенного судом наказания. Правом их предоставления обладает администрация соответствующего учреждения. Разрешены также традиционные свидания (по общему правилу 1 час в месяц), переписка (без ограничений), получение посылок (3 раза в год), телефонные разговоры, просмотр видео- и телепрограмм, получение газет, журналов и т. п.
Один из каналов — обязательное участие осужденных в производительном труде с учетом их возможностей и личных склонностей, общеобразовательное профессиональное обучение. В комплекс ресоциализирующих воздействий входит и организация свободного времени осужденных: психотерапевтические беседы, участие в религиозных мероприятиях, работа в различных объединениях по интересам, занятия спортом и т. п. Предусмотрены специальные меры, направленные на облегчение адаптации заключенных после отбытия наказания. Это, в частности, перевод перед окон-
чанием срока в отделения с полусвободным режимом, выделение средств на приобретение одежды, дорожные расходы, содействие со стороны различных учреждений социальной помощи и благотворительных организаций.
Данные законодательные изменения сопровождались мероприятиями организационного плана, направленными на усиление ресоциализирующих возможностей уголовной юстиции. Так, модернизирована значительная часть старых и обеспечено строительство современных уголовно-исполнительных учреждений, увеличена численность персонала, работающего с осужденными, предприняты попытки повысить их квалификацию, социальный престиж профессии в целом. К началу 80-х годов на каждого сотрудника, занятого в сфере исполнения наказаний в виде лишения свободы, приходилось 2,2 осужденных, в том числе на одного социального работника — 64 осужденных, на одного психолога—195. В 1970 г. эти пропорции составляли соответственно 1 :2,7, 1 : 126, 1 :624. Вполне естественно, что такие изменения потребовали существенных материальных вложений, в результате чего общие расходы в указанный отрезок времени увеличились с 0,54 до 1,67 млрд марок, а стоимость пребывания одного осужденного в уголовно-исполнительном учреждениии — с 23 до 70 марок в день.[1]
В то же время, несмотря на ряд значительных законодательных новелл, существенные материальные инъекции, радикальных сдвигов в функционировании пенитенциарной системы ФРГ не произошло.
Рецидивная преступность по-прежнему остается достаточно высокой. В зависимости от вида уголовно-исполнительного учреждения она колеблется от 40 до 70%. Около 40% освобожденных вновь приговаривается к лишению свободы.[2] В этой связи ставится под сомнение сама возможность за период кратковременного пребывания осужденного в местах лишения свободы[3] реализовать полноценную социально-превентивную программу.
Сейчас в стране ведутся поиски способов преодоления сложившейся ситуации. Значительная группа ученых и общественных деятелей выступает за дальнейшее сокращение практики применения лишения свободы с тем, чтобы исключить нежелательное побочное воздействие условий социальной изоляции на лиц, не представляющих большой общественной опасности, и одновременно создать более благоприятные условия для работы с осужденными на длительные сроки. Сильны позиции и представителей доктрины, выступающей за «жесткие» приговоры как средство повышения эффективности правового контроля. Именно этот, подход на фоне достаточно высокого уровня преступности и ухудшения ее структуры оказал определенное воздействие на судебную практику, пошедшую по пути увеличения сроков наказания.
В ФРГ на 100 тыс. населения, в среднем приходится около 90 заключенных. Это далеко не самый высокий показатель подобного рода применительно к капиталистическим государствам.[4] Однако возрастание продолжительности пребывания в местах лишения свободы в 1979—1983 гг. привело к тому, что общее число лиц, его, отбывающих, существенно увеличилось и превысило количество мест, которыми располагали уголовно-исполнительные учреждения. В результате сама возможность нормального их размещения оказалась весьма проблематичной. К 1985 г. ситуация несколько разрядилась—169 уголовно-исполнительных учреждений с числом в 63 тыс. мест обеспечивали прием всех осужденных к лишению свободы. Однако условия их содержания еще не в полной мере отвечают законодательству. В частности, нет возможности размещать осужденных на время отдыха в отдельных камерах.
Наряду с увеличением наполняемости соответствующих учреждений произошли изменения в структуре их контингента. Около 10% заключенных в настоящее время составляют иностранцы, прежде всего те, кто прибывает в страну в поисках работы. Особенности правового статуса, социально-культурные различия, языковые трудности резко выделяют этих лиц из числа других заключенных и ставят их в неравное с ними положение. Существенно возрос удельный вес так называемых «проблемных групп», трудно поддающихся социально-корректирующему влиянию, — наркоманов, осужденных за преступления против жизни и здоровья, политически мотивированные насильственные акты и др.
Как видно, предполагаемое реформой помещение большей части заключенных в условия с минимумом изоляции реализовано лишь частично либо не реализовано вовсе. Так, в учреждениях «открытого» типа в 1985 г. находилось менее 20% от
общего числа лишенных свободы, применительно к несовершеннолетним и женщинам эти показатели оказались еще ниже—13,9% и 3,9% соответственно.[5] Более того, исследование, проведенное сотрудниками Института иностранного и международного уголовного права им. М. Планка, показало, что около 40% учреждений, официально считающихся «открытыми», ограждены специальными стенами, а каждое пятое — дополнительно еще и колючей проволокой.[6]
В процессе проведения реформы определенное распространение получили различные виды смягчения режима (улучшены условия содержания), применяемые в качестве мер поощрения. Так, с 1977 г. удвоилось число отпусков из мест лишения свободы, почти на 40% участились факты предоставления осужденным возможности работать за пределами учреждения без внешнего надзора. Причем каких-либо тенденций, свидетельствующих о повышении в этой связи «криминального риска» для условий свободного общежития, зафиксировано не было. Однако этот в целом позитивный процесс не позволил полностью оздоровить обстановку в местах лишения свободы. Напротив, либерализация, направленная «вовне», сопровождалась, как это ни парадоксально, увеличением конфликтов «внутри» уголовно-исполнительных учреждений. Подтверждением тому служат некоторые изменения в дисциплинарной практике. В частности, одновременно с уменьшением количества арестов как дисциплинарной меры участились случаи использования практически всех иных средств дисциплинарного воздействия, а также применение мер безопасности — ночное наблюдение, связывание, водворение в особые «успокоительные» камеры и т. п. Высок процент попыток к самоубийству, отказа от пищи, других форм протеста.
Далекими от реальности оказались и намеченные при подготовке реформы планы резко усилить воспитательную деятельность в уголовно-исполнительных учреждениях, оказывать реальную помощь осужденным в восстановлении позитивных отношений в обществе. В ряде из них лишь немногим более 10% осужденных охвачены общеобразовательным и профессиональным обучением, в среднем от 6 до 21% не могут участвовать в трудовом процессе по независящим от них причинам.[7] В результате освобождаемые из мест лишения свободы сталкиваются с серьезными трудностями в поисках жилья, возможности же трудоустроиться при высокой безработице в стране для многих из них практически не существует. В этих условиях ресоциализирующие усилия в значительной своей части оказываются устремленными в «никуда».
В пенитенциарной системе ФРГ имеются так называемые социально-терапевтические учреждения, предназначенные для . применения интенсивных мер исправления и безопасности в отношении рецидивистов с тяжелыми личностными расстройствами, опасных преступников, совершивших тяжкие преступления по сексуальным мотивам, а также преступников молодого возраста. В деятельности этих учреждений, призванных взять на себя наиболее сложные ресоциализирующие задачи, произошли определенные позитивные сдвиги, что выразилось прежде всего в постепенном отказе от применения явно антигуманных средств медицинского характера (кастрация, стереотактические вмешательства и т п.) и переходе к интенсивным социально-психологическим и педагогическим воздействиям типа обучающего тренинга. Однако эти методы весьма неоднородны по содержанию, их применение недостаточно урегулировано правом. В результате есть опасность, что они из средств социально-терапевтической коррекции станут дополнительной карой.
Ряд аспектов современной практики исполнения лишения свободы в ФРГ явно противоречит основному направлению развития законодательства, провозглашенному реформой. В частности, со 2 октября 1977 г. действует так называемый закон «о блокировании контактов», в соответствии с которыми осужденные за террористические акты могут содержаться в условиях практически полной социальной изоляции, исключающей контакты с другими заключенными и лицами, находящимися на свободе, в том числе и защитником. Обстановка в корпусах повышенной безопасности, несмотря на элементы внешнего комфорта, оказывает сильнейшее травмирующее воздействие на психику и противоречит современным представлениям о гуманности.
Реформа оставила в силе действие мер безопасности (превентивное заключение), которые применяются к неоднократно судимым и предполагают содержание их в изоляции после отбытия наказания. Сохранение данного института обосновывается тем, что он якобы позволяет индивидуализировать специально-предупредительное воздействие и снизить вероятность рецидива, не прибегая к общему ужесточению уголовной репрессии. При этом ставится под сомнение и способность соответствующих лиц принимать рациональные поведенческие решения. Из этого делается вывод, что применительно к названным лицам даже наиболее суровые формы наказания неэффективны, потому они должны дополняться принудительной изоляцией, которая с точки зрения режима не являлась бы карой. Очевидно, однако, что от-
сутствие возможности свободного передвижения уже само по себе радикально ограничивает социальные потребности осужденных. В условиях же неопределенности критериев, используемых для диагностики опасного состояния, такая практика открывает широкие возможности для произвола и необоснованного ущемления прав личности.
По признанию западногерманских юристов, «пасынком» уголовной юстиции остается содержание под арестом во время предварительного следствия.[8] Правовые нормы, его регулирующие, страдают существенными пробелами. Нередко нарушается на практике требование размещения подследственных и осужденных в отдельных исполнительных учреждениях и в разных корпусах. Систематически затягиваются сроки предварительного расследования и рассмотрения уголовных дел. В то же время значительная часть арестованных приговаривается впоследствии судами к наказаниям, не связанным с лишением свободы. В результате содержание под арестом теряет изначальный процессуальный смысл, превращаясь фактически в лишение свободы как наказание.
Один из основополагающих постулатов криминальной доктрины развитых капиталистических государств состоит в том, что преступность есть своего рода «плата» за высокий уровень социальной свободы, и что существование подлинной демократии сопряжено с наличием в обществе различных форм отклоняющегося поведения. Поэтому в сфере законодательной деятельности и на практике к правонарушителям нередко проявляются терпимость и либерализм, которые, однако, уходят на задний план, если это серьезно затрагивает основные принципы существующей общественно-политической системы. Отсюда — несоответствие между требованиями закона и практикой его применения, внутренняя противоречивость самого нормативного регулирования и наличие в законодательстве «запасных выходов», дающих правоохранительному механизму возможность продемонстрировать в необходимых случаях свою карательную мощь. Пример тому — реформа уголовного и уголовно-процессуального законодательства ФРГ.