А) Что можно приготовить из овощей? Какая от овощей польза? 4 страница
* Что это? Это солнышко. На первой картинке есть солнышко, на второй — нет солнышка.
СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ
1. Раскрась картинки. Что делает первый (второй и т. д.) зайчонок у мамы зайчихи?
* Зайчонок сидит.
< *>, |
2. Игра «Городская улица». Вырежи картинки (см. приложение I, рис. 1), наклей на свои места. Представь, что ты учитель: задай вопрос о том, что происходит с предметом (что делает предмет?).
* Машина что делает? Машина едет.
3. Рассмотри картинки, найди «правильную», задай вопрос и ответь на него по образцу.
* Что делает собака? Собака гонится за кошкой.
СЛОВА-ПРИЗНАКИ
1. а) Кто это? Составь по картинке предложение из двух слов. Какое первое слово? Какое второе слово?
* Это щенок.
б) Добавь слово, отвечающее на вопрос какой?. Какой ещё может быть щенок?
* Это лохматый щенок.
2. Раскрась мяч жёлтым цветом. Задай вопрос по образцу. Помоги Тане описать мяч, подобрав слова-признаки и используя картинки-помощницы.
* Мяч какой?
* Мяч большой. Мяч круглый. Мяч жёлтый. Мяч резиновый. Мяч старый.
3. Дорисуй картинку. Помоги художнику раскрасить картинку, подбери слова-признаки.
* Жёлтое, весёлое солнышко. Зелёная, пушистая травка.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
1. а) Кто пьёт молоко? Что делает кошка? Что кошка пьёт? * Кошка пьёт молоко.
6) Что такое предложение?
* Предложение — это когда слова «дружат» между собой, всё понятно про предмет и высказывается законченная мысль.
Сколько слов в предложении Кошка пьёт молоко!
* В этом предложении три слова.
2. Составь по картинкам предложение из двух и трёх слов, используя схемы. Сколько слов в первом предложении? Сколько слов во втором предложении?
* Мальчик читает. В этом предложении два слова.
* Мальчик читает книгу. В этом предложении три слова.
3. Составь по картинке предложение из четырёх слов. Сколько слов в этом предложении? Найди «маленькое» слово.
* Кошка спит под столом. В этом предложении четыре слова. Слово под— маленькое .
4. Посмотри на картинку и скажи, где находятся мяч, лампа, заяц, белка.
* Мяч лежит на стуле.
5. Размести (приклей) животных и предметы на свои места (см. приложение I, рис. 2). Расскажи о том, что где находится, используя предложения с маленькими словами на... в... под.
* Ёжик прячется поддеревом.
В этом предложении есть маленькое слово под.
У
6. Сосчитай, сколько в стихотворении предложений. О ком говорится в стихотворении? Что делает котёнок? Какой котёнок? Придумай слова-признаки.
Не хотел котёнок мыться, Опрокинул он корытце, И в углу за сундуком Стал он мыться языком.
Тема 2. ОВОЩИ
1. Что растёт на огороде? Обведи и раскрась овощи. Назови их по цвету и форме.
" Это красный круглый помидор.
2. а) Оставь только овощи, зачеркни всё остальное,
* Это яблоко. Яблоко — это не овощ, а фрукт. Его нужно зачеркнуть.
б) Назови картофель, помидор, репу одним словом. Назови перец, капусту, редиску одним словом.
в) Почему морковь (картофель, помидор, перец, огурец, лук, капуста) — овощ?
* Морковь — овощ, потому что растёт на огороде, в земле.
г) Правильно ли сказал Незнайка? «Морковь, банан, огурец — это овощи. Капуста, виноград, вишня — это овощи. Помидор, редиска, репа — это овощи». Обоснуй свое мнение.
3. а) Помоги зайчику сделать запасы овощей. Раскрась овощи. Назови их, употребив в одном предложении два-три слова-признака (цвет, форма).
* Это красный, круглый помидор.
б) Незнайка: «Это синий помидор. Это жёлтая морковь. Это коричневая репа. Это зелёная свекла».
Правильно ли Незнайка назвал цвет овощей? Скажи правильно.
* Это не синий, а красныйпомидор.
Незнайка: «Это треугольный помидор. Это квадратная репа. Это овальный огурец». Правильно ли Незнайка назвал форму овощей? Скажи правильно.
* Это не треугольный, а круглыйпомидор.
4. Где растут овощи? Раскрась и вырежи овощи (приложение I, рис. 3). Наклей каждый на своё место. Скажи, где растёт каждый овощ: над землёй (на кустике), на земле, в земле.
* Картофель растёт в земле.
5. Как убирают овощи?
а) Подбери слова-действия (выдёргивать, срезать, выкапывать, срывать). Соедини картинки линиями.
* Морковь выдёргивают из земли.
б) «Я срезал репу. Я выкопал помидор. Я выдернул кочан капусты. Я сорвал морковку». Правильно ли Незнайка употребил слова-действия? Объясни, почему ты так думаешь. Скажи правильно.
* Репу выдёргивают из земли.
6. а) Суслик сделал запасы овощей. Помоги ему сосчитать овощи.
* Один помидор. Два помидора. Три помидора. Четыре помидора. Пять помидоров.
6) Сколько и каких овощей у хомяка?
* У хомяка две репы.
в) Скажи, чего много у суслика и хомяка.
* У суслика и хомяка много помидоров, капусты, стручков гороха.
7. а) Скажи правильно, что лежит в ящиках. Чего не стало в ящиках после того, как там побывали мышки?
* В ящике лежат помидоры. В ящиках нет помидоров.
б) Какие овощи лежат на столе? Что убрала мама в холодильник? Чего не стало на столе?
* На столе лежит кочан капусты.
Мама убрала кочан капусты. На столе не стало кочана капусты.
в) Какие овощи у зайчика в мешке? Назови их. Скажи, чего не стало в других мешках. Употреби слова-признаки по схеме.
* Не стало зелёной, круглой, хрустящей капусты.
8. Суслик летом потрудился и вырастил крупные овощи. Хомяк ленился — у него овощи мелкие. Маленькие овощи назови «ласково».
* Это картофелина. Это картофелинка.
а) Что можно приготовить из овощей? Какая от овощей польза?
* В овощах много витаминов. Овощи можно есть сырыми, варёными, жареными, консервированными. Из овощей делают овощной салат, варят щи (борщ, суп), выжимают сок; овощи солят (консервируют). Из овощей готовят начинку для пирогов.
б) Что можно приготовить из этих овощей? Подбери различные слова-признаки к продуктам.
* Из моркови делают морковный сок, морковный салат. Морковь добавляют в суп.
в) «Из огурца делают сок. Из гороха и лука делают сок. Из редиски и репы варят суп. Из капусты и перца делают сок. Из тыквы варят суп. Тыкву режут в салат. Из репы и баклажана делают сок. Из сырого картофеля и кабачка делают салат». Помоги Незнайке исправить ошибку. Скажи правильно.
10. Составь загадки о каждом овоще, из которых повар Сделает суп (борщ, салат).
* Жёлтая, круглая. Её выдёргивают. Что это? (Репа.)
11. Составь рассказ по схеме (по вопросам) про помидор (см. приложение II, рис. 2) и про другие овощи.
ПОМИДОР
Помидор — это овощ. Он красный, круглый. Растёт помидор на огороде, на кустике. Помидоры срывают осенью. Из помидоров делают вкусный салат, их добавляют в борщ, засаливают и маринуют на зиму. Я люблю помидоры, потому что они вкусные и полезные.
Тема 3. ФРУКТЫ
1. Что растёт в саду? Половинки каких фруктов ты видишь на рисунке? Дорисуй и раскрась фрукты. Назови их по цвету, форме, вкусу.
* Это красное, круглое, сладкое яблоко.
2. а) Оставь на картинке только фрукты, всё остальное зачеркни. Объясни свои действия.
* Капуста — не фрукт. Банан — фрукт.
б) Можно ли назвать то, что разложено по тарелкам (персик, апельсин, лимон; яблоко, груша, банан), одним словом? Каким?
в) Продолжи ряд: персик,... банан — это фрукты. Нарисуй фрукты, которые назвал.
3. а) Почему яблоко (апельсин, виноград, лимон, груша, слива, мандарин) — фрукт? На каком дереве оно растёт?
* Яблоко — фрукт, потому что растёт на дереве, в саду. Яблоко растёт на яблоне.
б) Незнайка сказал, что набрал в лукошки только фрукты: «Мандарин, редиска, киви — это фрукты. Апельсин, виноград, вишня — это фрукты. Свёкла, лук, яблоко — это фрукты». Правильно ли сказал Незнайка? А ты как думаешь?
4. Помоги обезьяне собрать полную корзину фруктов. Для этого нужно назвать все фрукты, которые встречаются по дороге. Называя фрукты, посмотри на картинки-помощницы и употреби три слова-признака в одном предложении (цвет, форма, вкус).
* Это жёлтый, овальный, сладкий банан.
Какие фрукты растут в жарких (тёплых) странах? В средней полосе?
5. а) Ты с мамой в магазине. Попроси фрукт, используя разные слова-признаки.
* Дайте мне, пожалуйста, жёлтый, сочный, полезный лимон.
б) Посмотри на витрину и скажи, каких фруктов в магазине много. Скажи, чего нет в магазине.
* В магазине много апельсинов. В магазине нет апельсинов.
в) На столе лежали фрукты.
Мама убрала фрукты в холодильник. Чего не стало на столе?
* На столе не стало банана, лимона... Мама сварила компот. Из каких фруктов?
* Мама сварила компот из слив, груш. Мама дала детям по одному фрукту. Что дала
каждому мама?
* Мама дала каждому по апельсину.
Вере угощение понравилось. Чем Верочка была довольна?
* Вера была довольна апельсином.
6. а) Назови, какие фрукты лежат у Веры в вазе. Сравни эту вазу с другими и скажи, чего не стало. Используй в ответе слова, которые подскажут тебе картинки-помощницы, обозначающие цвет, форму, вкус.
* Не стало жёлтого, овального, кислого лимона.
б) Сосчитай все фрукты на столе. * Один лимон. Два лимона. Три лимона. Четыре лимона. Пять лимонов.
в) Исправь Незнайкины ошибки* «Один апельсин. Два апельсин. Три апельсинов. Четыре апельсина. Пять апельсины Один мандарин. Два мандарин. Три мандарин. Четыре мандаринов. Пять мандарин». |
7. Назови большие и маленькие фрукты (маленькие фрукты называй «ласково»). Скажи, чего не хватает на рисунке. Дорисуй и раскрась все фрукты.
* Это большая груша. Рядом маленькая груша, грушка.
Это маленький лимон, лимончик. Не хватает большого лимона.
8. 6) Что можно приготовить из этих фруктов? Подбери слова-признаки к продуктам, пользуясь картинками-помощниками.
* Из яблок готовят яблочный сок, яблочное варенье, яблочный компот, яблочный йогурт.
* Из яблок готовят прозрачный кисло-сладкий яблочный сок.
9. На волшебном дереве растут совершенно разные виды фруктов. Пользуясь схемой и планом, расскажи о каждом фрукте, который растёт на этом дереве.
* Жёлтый, овальный, кислый. Что это? (Лимон.)
10. Составь по схеме рассказ про яблоко (см. приложение II, рис. 1) и другие фрукты. Раскрась фрукты.
Что это?
Какого цвета?
Какой по форме?
Какого вкуса?
Где растёт?
Как и когда убирают?
Что готовят?
ЯБЛОКИ
Это яблоки. Они жёлтые, с красным, румяным бочком, круглые и сладкие. Растут яблоки в саду, на дереве. Когда наступает осень, яблоки срывают. Из них готовят вкусный компот и сладкое варенье. В свежих яблоках много витаминов. Они полезные, поэтому нужны человеку.
Тема 4. ЯГОДЫ
1. Что растёт в саду? Раскрась садовые ягоды. Что растёт в лесу? Раскрась лесные ягоды. Назови ягоды, употребив слова-признаки, характеризующие их по цвету и вкусу.
* Это красная, сладкая клубника.
2. Раскрась только ягоды. Назови то, что осталось.
* Смородина, вишня, клубника — ягоды. Помидор — это овощ.
3. Где растут ягоды: на дереве, кусте или кустике? Вырежи картинки (см. приложение I, рис. 4). Наклей ягоды в нужные клеточки, раскрась. Составь предложения по образцу.
* Вишня растёт на дереве.
4. Игра «Летом на даче».
а) Скажи, чего много в лесу и в саду.
* В саду много вишни.
б) Мама собрала ягоды. В саду не стало чего?
* В саду не стало клубники, смородины...
в) Аню угостили ягодами. Они ей очень понравились. Чем Аня была довольна?
* Аня ест клубнику. Аня была довольна клубникой, крыжовником...
г) Мама сварила компот. Из каких ягод?
* Мама сварила компот из клубники, крыжовника...
5. Что можно приготовить из ягод? Почему ягоды полезные?
* Из вишни делают вишнёвое варенье, вишнёвый компот, сок. Вишню добавляют в йогурт. Ягоды полезные, потому что в них много витаминов.
6. Составь рассказ по схеме.
ВИШНИ
Это вишни. Они тёмно-красные, круглые и кисло-сладкие. Растут вишни в саду, на дереве. Из них готовят вкусный компот и сладкое варенье. В свежих вишнях много витаминов. Эти ягоды полезные и поэтому нужны человеку.
7. Объясни инопланетянину, как (на дереве, кусте, кустике, в земле) растут фрукты, овощи и ягоды. Где (в саду, в лесу, на огороде) и как убирают урожай (срывают, срезают, выкапывают, снимают)? Проведи линии между соответствующими изображениями.
* Яблоки растут на дереве (на яблоне) в саду. Яблоки срывают.
Тема 5. ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
1. Обведи и раскрась диких животных. Назови каждого из них. * Это медведь.
2. а) Оставь только диких животных, а все остальные изображения зачеркни.
б) Почему медведь (лось, кабан, ёж, бобёр...) дикое животное?
" Медведь — дикое животное, потому что человек за ним не ухаживает.
в) «Свинья, лиса, волк — дикие животные. Кролик, медведь, белка — дикие животные. Лось, ёж, корова — дикие животные». Так решил Незнайка. А ты как считаешь?
3. а) Лесовичок спешит домой. Он встретил по пути диких животных. Помоги Лесовичку добраться по лесной тропинке до дома. Подбери к каждому животному три слова-признака.
* Проворная, озорная рыжая белка.
б) Отгадай загадку. Проверь свою отгадку, отыскав ответ на картинке («спрятанке»). Придумай по схеме загадки о других животных. |
* Бурый, неуклюжий, косолапый. Кто это? (Медведь.)
4. а) Кто живёт в теремочке? Назови животных, которым принадлежат нарисованные части тела. Какие животные дикие и какие — домашние?
* Это беличий хвост. Здесь живёт белка.
б) Аня и Дима нарисовали фантастических животных. Чьи части тела взяты для рисунков и какие? Придумай названия фантастическим животным.
* Это хвост белки. Это беличий хвост.
в) Подари Лесовичку картинку. Вырежи (см. приложение I, рис. 5), сложи и приклей фрагменты. Чем различаются части тела медведя и оленя?
* У медведя сильные лапы. У медведя огромная голова.
г) Опиши лису, употребляя слова-признаки.
* В лесу живёт лиса. У неё (какая?) голова (морда). У неё (какие?) уши. У неё (какие?) глаза. У неё (какое?) туловище. У неё (какие?) лапы. У неё (какая?) шерсть. У неё (какой?) хвост.
д) Вместе с Лесовичком разберись в следах диких животных. Объясни своё мнение. Чьи следы лишние?
* Это следы медведя, потому что у него большие лапы и острые когти.
е) Отгадай загадки Лесовичка. Какие части тела есть только у некоторых диких животных?
* У медведя есть лапы, когти. У оленя нет лап и когтей.
Что есть у медведя (лапы, когти), но нет у оленя? Что есть у оленя (рога), но нет у кабана? Что есть у кабана (клыки, копыта), но нет у бобра? Что может делать бобёр, но не может делать заяц? (Плавать.) Что есть у зайца (длинные уши, маленький хвостик), но нет у лисы? Что есть у лисы (длинный рыжий хвост, лапы, когти), но нет у лося. Что есть у лося (рога, копыта), но нет у белки? Что есть у белки (пушистый хвост, ушки), но нет у ежа? Что есть у ежа (иголки), но нет у медведя?