Начаты 22 марта 2005 года.
ЗАМЕТКИ О ФЕХТОВАНИИ.
ВВЕДЕНИЕ:
Я не хочу писать учебник. Их до меня написано и хороших, и не очень, уже много и ничего нового в описании техники фехтования мне уже не сказать.
Хочу только поделиться некоторым своим опытом и, возможно, моя попытка раскрыть, через свое восприятие, этапы познания фехтования будет кому-то подсказкой в начале тренировок, и сэкономит время.
Если воспринимать фехтование не только как прикладной спорт, а как искусство, то можно заметить, что оно требует развития следующих сопутствующих и близких по духовному восприятию дисциплин, которые помогают ассоциативно понять себя и противника в процессе боя:
- чувства композиции в плоскости и пространстве, как живопись и скульптура;
- чувства темпа и ритма, как музыка;
- чувства поэзии, так как ритм и построение строфы и фехтовальной фразы очень близки, если считать, что этот стих поочередно пишут по строфе оба противника;
- танец более всего напоминает бой на сложном или двойном оружии;
- чувства прогнозирования быстро меняющейся ситуации и, сначала подчинения ей, а потом умения обратить ее в свою пользу, как скоростные шахматы;
- с одной стороны, воспитание в собственной голове быстродействующего компьютера для просчета многообразных вариантов того, что может произойти через мгновенье;
- а с другой стороны, принятие решения о мгновенном, ответном действии должно происходить чисто интуитивно, при подготовке собственных многоходовых контратакующих действий.
Неудивительно, что людям, близким к искусству, гораздо легче дается фехтование потому, что ассоциативно они к этому готовы.
Естественной базой для обучения культуре фехтовального движения служат передвижения в академической стойке. Впоследствии, на практике или в бою, каждый может отказаться от этой базы, или выбрать любой другой, удобный для себя вариант, но для продвижения в познании фехтования - это азбука, которую изначально должен пройти начинающий заниматься фехтованием.
Нельзя начать писать слова, не выучив азбуку; писать предложения, не умея писать слов; и писать стихи, не умея складывать слова в предложения, а предложениями выражать собственные мысли в рифму, кроме всего прочего.
Нельзя понять суть пространственных перемещений, не разобравшись сначала, как это должно правильно происходить на плоскости. Плоскостью в данном случае является спортивная фехтовальная дорожка, движение по которой осуществляются в линию и, собственно боевая плоскость.
В фехтовании на двойном или двуручном оружии стойка вообще диктуется пространственными перемещениями фехтовальщика относительно оружия и оружия относительно фехтовальщика. Это танец, в котором оружие является партнером, а противник - парой также участвующей в этом танце. Но об этом позднее.
По модели единоборства фехтовальная фраза очень напоминает теннис, где мячик, перелетающий через сетку, является инициативой, которая переходит от одного партнера к другому в зависимости от того, кто в данный момент наносит удар. Но, при этом, тактическая инициатива находится у того из противников, кто навязывает свою, выгодную ему дистанцию и может просчитывать в голове более сложные, многотемповые ситуации и быстрее реагировать на замыслы противника.
Стоику защиты и позиции можно изучить по учебнику.
Но, на практике, очень важны основные моменты, на которые нужно контролировать себя, при их изучении:
1 НОГИ:
1. Впереди стоящая нога в стойке или на выпаде всегда стоит под прямым углом к полу, что дает возможность для плавного и быстрого смещения центра тяжести фехтовальщика при начале движения;
2. Сзади стоящая нога служит сжатой стартовой заряженной пружиной, для мгновенного выполнения выпада при атаке, и сжимающей, при уходе с него.
3. Стопа впереди стоящей ноги располагается строго вперед. Стопа сзади стоящей ноги ей перпендикулярно, что обеспечивает наибольшее гарантированное равновесие в плоскости атаки. Расстояние между ними полторы – две стопы.
2 ВООРУЖЕННАЯ РУКА:
1. От плеча до локтя двигается в вертикальной плоскости, обеспечивая быстрое поднятие локтевого сустава при выпрямлении руки в атакующих действиях.
2. От локтя до кисти двигается в воронке, острием которой служит локоть. Чем меньше окружность воронки в районе кисти, тем техничнее в бою выполняются действия вооруженной руки.
3. Кисть вооруженной руки движется во всех направлениях с вращением вокруг своей оси, обеспечивая движение оружия, подобно голове змеи.
4. Все движения руки скорее могут напоминать движения извивающейся и стоящей на своем хвосте змеи или плети. Они, тем многообразнее, чем дальше от рукояти плети, и более просты и прямолинейны ближе к рукояти. В данном случае под рукояткой плети подразумевается плечевой сустав.
5. При этом очень важно, чтобы площадка локтевой обратной впадины была направлена вверх. Это дает правильную осанку корпуса. Именно перемещения этой впадины «вверх-вниз» дают, вместе с носком и коленом впереди стоящей ноги плоскость атаки, любое искривление которой влияет на точность укола.
6. Если рассматривать движения кисти без оружия, они могут напоминать поглаживания кошки по-, и против шерсти, ладонью и наружной стороной, в разных направлениях и плоскостях – соединениях клинков.
3 ПАЛЬЦЫ ВООРУЖЕННОЙ РУКИ:
1. Нужно помнить, что спортивное оружие служит для виртуозного им владения, и держать рукоятку следует двумя основными пальцами, большим и указательным, крепко, но без напряжения.
2. Остальные три пальца оказывают поддерживающее, часто непостоянное воздействие в конечных точках, при перемене направления движения оружия или воздействия на оружие противника.
3. Резкое напряжение пальцев в момент касания клинка противника усиливает воздействие на него подобно тому, как боксер сжимает кисть непосредственно перед моментом нанесения удара.
4. Мольер сказал, что шпагу нужно держать, как птичку. Слишком крепко – задушишь. Слишком слабо – улетит.
4 НЕВООРУЖЕННАЯ РУКА:
1. Служит для дополнительного баланса корпуса фехтовальщика в стойке и на выпаде и балансиром для сохранения общего равновесия корпуса при сложном движении.
2. Увеличивает начальную скорость, при отмашке на выпаде.
5 КОРПУС:
1. Корпус у фехтовальщика, находящегося в стойке, напоминает человека, сидящего на стуле, тогда как стула нет. Позвоночник располагается вертикально к плоскости пола. На выпаде допускается некоторое заваливание его вперед, которым не стоит злоупотреблять, а скорее избегать.
2. Это положение корпуса обеспечивает гарантированное устойчивое положение, при котором центр тяжести всего тела находиться в условном периметре на плоскости пола.
3. Частичная потеря равновесия ведет к качественному проигрышу в точности и дистанции, нарушает весь баланс фехтовальщик-оружие, что непременно может сказаться даже через несколько фехтовальных темпов.
4. Чем шире стойка, тем большее смещение корпуса с линии удара может себе позволить фехтовальщик на тяжелом оружии, не меняя положения ног.
6 ДВИЖЕНИЕ:
1. Движения фехтовальщика должны быть максимально плавными, как бы перетекающими из одного в другое, в сочетании с высокой скоростью. Их отработкой на правильность лучше заниматься в воде.
2. Резкие движения выводят из равновесия и снижают точность движений в первую очередь у того, кто их выполняет.
3. Следует обращать внимание на отсутствие напряжения во всех мышцах, особенно вооруженной руки, так как их закрепощение увеличивает резкость, что ведет к большему снижению точности.
4. Любое резкое ускорение вызовет силу, которая может вывести из равновесия все тело фехтовальщика.
5. Резкие движения отрицательно влияют, прежде всего, на собственную точность нанесения укола.
6. Нужно обращать внимание на то, чтобы при шагах и других передвижениях, в том числе скачках, не было движений корпуса «вверх-вниз». Центр тяжести корпуса должен перемещаться по прямой, параллельной плоскости пола. Незначительное исключение составляет движения на выпаде и уклонения.
7. Именно не напряженным, плавно передвигающимся телом, легче всего управлять в бою на высоких скоростях и сохранить силы.
8. Плавным движением лучше всего маскируется начало собственной атаки.
9. При смене стойки или начале движения происходит, как бы перетекание наполненного энергией тела в новое положение с любой, необходимой для этого скоростью.
7 ДЕЙСТВИЕ:
1. Любое действие фехтовальщика должно начинаться с движения выпрямления вооруженной руки в сторону противника.
2. Это может быть движение на полное распрямление руки, в случае нанесения укола, или неполное, в случае движения в сторону оружия противника для силового воздействия – батмана, захвата, оппозиции и т.п.
3. Выпад – полное резкое выпрямление сзади стоящей ноги – может произойти только в том случае, если вооруженная рука выпрямлена на укол. В крайнем случае, одновременно.
4. Не в коем случае нельзя в бою задумываться о качестве проводимых действий. Чем больше стараешься, тем меньше получается. Мозг, также как и мышцы, не должен быть зажат.
8 БОЕВАЯ ПЛОСКОСТЬ:
1. В спортивном фехтовании, все действия фехтовальщика, в основном ведутся в плоскости, образованной носком впереди стоящей ноги, коленом впереди стоящей ноги, плечевым суставом вооруженной руки, локтевым суставом вооруженной руки и кистевым суставом вооруженной руки.
2. Все действия спортивного фехтовальщика на спортивной дорожке должны вестись в плоскости, максимально приближенной к боевой плоскости. Это гарантирует максимально качественное передвижение фехтовальщика по спортивной дорожке, обеспечивающее самое эффективное применение технических приемов и создает минимальную зону для поражения противником.
9 ПЕРЕФЕРИЙНОЕ ЗРЕНИЕ:
1. В бою нельзя допускать, как концентрации мысли на достижении какого то фехтовального приема, так и концентрации взгляда на каком то участке тела противника, в который хочешь нанести укол.
2. Концентрация взгляда еще и демаскирует намерения.
3. Взгляд должен, рассеяно и ненапряженно охватывать всего противника и зону спортивной дорожки вокруг него.
4. Для развития переферийного зрения полезно фехтовать с партнером на тренировке в невысоком темпе, глядя на себя в зеркало, расположенное на стене параллельно боевой плоскости, и оценивая свои действия и действия партнера, как бы со стороны.
10 ЕСТЕСТВЕННОСТЬ:
1. Психическое состояние фехтовальщика должно стремиться к осознанию того, что то что с ним происходит в бою на дорожке, так же естественно для него, как дышать. Ведь не задумывается же человек о том, как ему практически осуществить процесс дыхания. Когда сороконожку спросили, как она осуществляет свое движение, она опрокинулась на спину.
2. Для подготовки сознания к состоянию естественности, хорошо заняться бегом или плаванием на большие дистанции. Живи среди моря ударов и уколов так же естественно, как ты плывешь в озере или бежишь по лесу и получай радость от этого состояния.
3. Ни в коем случае нельзя жить тем ударом или уколом, который тебе наносят в данное мгновение.
Тот удар, который ты увидел, уже в прошлом, а парирование его дело отработанной до автоматизма техники. В этот момент в голове уже должна задумываться собственная атака или контратака и проигрываться варианты ответа и противодействия противника.
4. В бою желательна отрешенная оценка своих действий, как бы со стороны, и постоянный поиск тактического ключа к противнику, который заключается в том, чтобы найти и навязать ему тот характер боя, к которому он менее всего технически и психологически готов по сравнению с самим фехтовальщиком.
11 СОЕДИНЕНИЕ:
1. Для того чтобы эффективно управлять легким спортивным оружием и технично выполнять им фехтовальные приемы, необходимо развивать в себе чувство соединения.
2. Клинок состоит из сильной части – треть ближе к рукоятке, средней – середина и слабой на конце. Слабая часть ближе всего к противнику и ею наносятся удары и уколы. Сильная часть служит, в основном, для парирования ударов противника.
3. Если Вы соприкасаетесь своей сильной частью со слабой частью клинка противника или воздействуйте на него, уводя в сторону, то Вы владеете соединением. Для этого не надо прилагать усилия, так как плечо рычага Вашего клинка намного больше, и даже если он возьмет оружие двумя руками, ему ваше оружие не отклонить.
4. При потере соединения или овладении им противником, необходимо отступить на дистанцию, обеспечивающую соприкосновение сильной части Вашего клинка со слабой частью клинка противника на дистанцию, достаточную для этого.
5. Для овладения соединением необходимо умелое передвижение по дорожке и своевременное вхождение в выгодную для Вас дистанцию, с постоянной оценкой действий противника.
6. Для выработки в себе чувства соединения, хорошо фехтовать с партнером, стоя на доске или бревне с завязанными повязкой глазами, и клинках, на которые надето кольцо или веревочная, свободная петля.
12 ДИСТАНЦИЯ:
1. Борьба за выгодную дистанцию, как раз и является борьбой за ту дистанцию, которая позволяет овладеть соединением и тактической инициативой, что дает преимущество при начале атакующих действий.
2. В случае, если соединением владеет противник, выгоден разрыв дистанции. И наоборот.
13 ТАКТИКА:
1. В фехтовальной фразе в режиме «защита-ответ», постоянно идет обмен тактическими угрозами, но владеет стратегической инициативой тот боец, который может навязать противнику свой темп, свой рисунок боя в спортивном фехтовании на дорожке, свою композицию боя в пространстве на тяжелом или парном, боевом оружии.
2. Возможна ложная пассивность, чтобы вынудить противника на ошибочные неподготовленные действия.
3. Ложная пассивность может маскировать взрывную, скоростную, встречную контратаку.
14 ПЕРЕХОД ОТ ЛЕГКОГО СПОРТИВНОГО ОРУЖИЯ К ТЯЖЕЛОМУ - БОЕВОМУ:
1. Основным моментом, при переходе от спортивного оружия к боевому оружию, является пересмотр способа движения в пространстве.
От упрощенной боевой плоскости спортивного фехтования к пространственному движению в боевом фехтовании, с тактическим использованием препятствий, солнечного света, смены стоек, падений, уклонений, перехватов своего оружия и оружия противника, силовым воздействием на корпус, оружие и прочее.
2. Для сохранения равновесия в боевой плоскости достаточно сохранять боевую стойку. Для сохранения боевого равновесия с тяжелым оружием нужно установить и отслеживать баланс рубящих траекторий движения оружия с движением в сменяющихся стойках, что осуществляется смещением плечевого и тазового поясов относительно друг друга.
4. Эти передвижения могут сопровождаться падениями, уклонениями и перекатами при необходимости, с как можно более быстрым возвращением в исходное положение.
5. Для развития навыков таких передвижений нужно фехтовать в воде, на лестницах, в канавах, в лодках, на наклонной плоскости горы, среди деревьев и кустов.
6. Главная задача сохранение основной стойки с оружием и максимально быстрый возврат в нее при перекатах, падениях, перемещениях.
7. Для боевого, тяжелого оружия предпочтительнее широкая стойка с согнутыми коленями и расположением стоп параллельно друг другу (поза всадника, стоящего в стременах). Она обеспечивает быстрый уход с траектории движения оружия противника вбок-вперед, с последующей контратакой с фланга. При этом дистанция не разрывается, что выгодно для контратакующего. Начинать движение можно в любую сторону с любой ноги.
8. Скрестный шаг вбок-вперед дает еще более эффективное контратакующее перемещение, если контратака проводится сбоку за спину под вооруженную руку противника.
9. При таких движениях, корпус уходит в сторону, смещаясь с линии атаки, а оружие оставляется, как бы, вместо него, переходя с парирования на контратакующий замах в одно движение без смены траектории.
10. Контратака не в линию, а с фланга вынуждает противника к неудобной, навязанной ему смене стойки, что дает преимущество контратакующему фехтовальщику.
11. Движения фехтовальщика и тяжелого оружия напоминают сложный ритмичный танец, где они партнеры, дополняющие друг друга и танцующие с противоположной парой таких же танцоров.
12. Траектория движения своего оружия отслеживает траекторию атакующего оружия, плавно переходит в защиту с отслеживанием, и, после того как парирование произошло, уходит на траекторию собственного замаха оружием на контратаку.
15 БЕЗОПАСНОСТЬ ДОСТАВКИ ТЯЖЕЛОГО ОРУЖИЯ:
Фехтование на тяжелом боевом оружии без масок и защиты корпуса и конечностей требует от фехтовальщиков выработки особого навыка безопасной доставки оружия в случае нанесения укола или удара противнику-партнеру.
1. В отличие от спортивного оружия, укол тяжелым оружием осуществляется с принятием локтя на себя вбок кнаружи, как бы стартовым замахом, с началом поступательного движения на противника.
2. При этом локоть полностью не распрямляется, что гарантирует остановку оружия, в случае упора в корпус противника и управление силой нанесения укола.
3. При нанесении рубящего удара, оружие движется по окружности. Если вести его с постоянной скоростью, даже очень высокой, на него будет действовать только центростремительное ускорение, направленное вдоль клинка к острию. Его можно легко погасить, незаметно продернув вооруженной кистью клинок в сторону рукояти непосредственно перед касанием противника. Со стороны это будет практически незаметно.
4. Таким образом, движение оружия по траекториям должно осуществляться с постоянной скоростью, что также экономит усилия самого фехтующего.
При необходимости нанести сильный удар, достаточно вместо продергивания вдоль клинка, резко сжать пальцы вооруженной руки, как в боксе перед ударом по противнику, и требуемое боевое воздействие при нанесении удара будет достигнуто. При некотором навыке, возможно регулировать силу нанесения удара.
16 ДИСКРЕТНОСТЬ И НЕПРЕРЫВНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ОРУЖИЕМ:
1. При фехтовании на спортивном – легком – оружии фехтовальщик может себе позволит выполнять защитные и атакующие действия, фиксируя в конечных точках такие фазы движения оружия, как «защита – ответ». Будем называть их дискретными действиями.
2. При фехтовании на тяжелом боевом оружии на дискретные действия затрачивается слишком много усилий, при общем снижении скорости, поэтому для тяжелого оружия предпочтительнее его непрерывное движение от атаки к защите и обратно.
3. Усилий при поддержании необходимой высокой скорости движения оружия затрачивается неизмеримо меньше, чем при его фиксировании с последующим разгоном в каждой фразе «защита-ответ».
4. При высокой, но постоянной, скорости движения клинка без ускорения усилия, прилагаемые даже для смены траекторий с центростремительным ускорением, минимальны.
5. Дискретно поставленную – «неподвижную» - защиту легко обойти оружием, находящимся в движении, не прилагая, при этом, особенных усилий.
6. Защита должна быть отслеживающей, с траекторией, сносящий клинок в сторону вбок, с последующим выходом на замах для ответного удара.
7. При контакте клинков, при этом, происходит скольжение рубящих кромок лезвий оружия относительно друг друга, которые, в этой ситуации, меньше тупятся и зубрятся, чем при жестком парировании лезвие в лезвие при дискретной защите с подстановкой клинка.
17 СТОЙКА И ПЕРЕМЕЩЕНИЯ С ТЯЖЕЛЫМ ОРУЖИЕМ:
1. На мой взгляд, предпочтительнее всего при работе с боевым оружием без доспехов является стойка, напоминающая всадника стоящего в стременах. Стопы параллельно друг другу. Колени слегка согнуты. Корпус прямо. При этом, уход с плоскости удара можно начинать равно в любую сторону, в зависимости от привязки к местности и поставленных перед собой задач.
2. При парировании рубящего удара сверху в линию боевой плоскости выполняется скрестный шаг вбок-вперед, и корпус убирается с плоскости удара, а оружие остается в плоскости, с отслеживанием клинка на парировании с последующим замахом на ответный удар. Движение ног напоминает движение конькобежца по ледяной дорожке.
3. В результате таких действий не происходит разрыва дистанции и контратака начинается во фланг, что создает неудобство контратакуемому противнику.
4. Действия могут выполняться как вправо, так и влево, и не имеет значения каким оружием (парным, одиночным, с двойным хватом и т.п.).
5. В результате таких действий и перемещений противники начинают, как бы кружиться друг вокруг друга. Эти действия значительно усложняются при фехтовании на пересеченной местности, коридорах, лестницах, палубах лодок и кораблей, склонах гор, узких мостах и т.п.
18 ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
1. Приступая к фехтованию боевым тяжелым (пусть и не заточенным) оружием и без защитных средств фехтовальщик должен осознать, что в его руках вместе с собственным клинком находится также жизнь, здоровье и, в том числе, зрение партнера-противника.
2. Фехтовальщик должен нести личную моральную ответственность за точку нанесения и силу нанесения каждого своего удара или укола по противнику в любой скоростной комбинации и сложных взаимных перемещениях со своим противником во время боя.
3. В травме виноват всегда тот, в чьих руках был клинок, нанесший травму, независимо от действий партнера, ее получившего.
4. Азарт в бою притупляет в неопытном фехтовальщике чувство ответственности за партнера и его нужно избегать.
5. Тем, кто предпочитает фехтованию драку в доспехах на тяжелом оружии, мои рекомендации можно к вниманию не принимать.
Баринов А.В. 9.09.2005 г.