Последовательность выполнения задания
1. Сформулировать у себя действия вычисления с помощью ручного календаря.
2. Описать (постадийно) возникшие у вас трудности в процессе овладения и закрепления данного действия.
3. Сформировать у 2-х испытуемых действие вычислений с помощью ручного календаря, используя процедуру поэтапно-планомерного формирования (ПФ) .
4. Описать процесс и результаты процедуры ПФ постадийно. Выявить а) общие закономерности, характерные для формирования данного действия; б) какие модификации процедуры ПФ были необходимы исходя из индивидуальных способностей испытуемых (продолжительность каждой стадии; приемы, облегчающие запоминание).
Литература для подготовки:
1. Дж. Брунер. Стратегия приема информации при образовании понятий // Дж. Брунер. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М., Прогресс, 1977. С. 170 – 210.
2. Талызина Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий// Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
3. Чеснокова О.Б. Генетический тип исследования. Метод планомерного формирования. // Типы исследования в психологии / под ред. И.А. Васильева. М., Изд-во МГУ. – С.52-66
4. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. П.. 1974.
5. Подольский А.И. Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность. М., 1987.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 6. "ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ"
1. Подготовка к занятию: знакомство с основными батареями методик диагностики готовности ребёнка к школьному обучению; апробация их на 1 испытуемом старшего дошкольного возраста.
Примечание. Здесь и в последующих практических занятиях материалы к экспериментальным методикам могут быть предоставлены преподавателем кафедры психологии, ведущим семинарские и практические занятия, или, по согласованию с преподавателем, могут использоваться тексты методик, содержащиеся в приведенном ниже списке литературы.
Список литературы для практических занятий
1. Беседин А.Н., Липатов И.И., Тимченко А.В., Шапарь В.Б. Книга
практического психолога. В 2-х тт. - Харьков: Оригинал, Фортуна-Пресс, 1996.
2. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика
личности. Практическая психология. - Псков: Изд-во Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994.
3. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. /
Отв. ред. А.Ф.Кудряшов. - Петрозаводск: Петроком, 1992.
4. Методики психодиагностики в спорте. / В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов и др. - М.: Просвещение, 1984.
5. Практикум по общей психологии. / А.И.Абраменко, А.А.Алексеев
и др. - М.: Просвещение, 1990.
6. Практикум по общей психологии. / Под ред А.И.Щербакова. - М.:
Просвещение, 1979.
7. Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы. / Под ред. А.А.Бодалева и др. - М.: МГУ, 1988.
8. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. А.А.Крылова. - Л.: ЛГУ, 1990.
9. Практические занятия по психологии. / Н.Б.Берхин, С.Ф.Спичак. - М.: Просвещение, 1972.
10. Практические занятия по психологии. / Под ред. Д.Я.Богдановой, И.П.Волкова. - М.: ФиС, 1989.
11. Практические занятия по психологии. / Под ред. А.Ц.Пуни. - М.: Просвещение, 1977.
12. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие.
/ Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. - Самара: издательский дом "БАХРАХ", 1998.
13. Профессиональная деятельность детского городского психологического центра. Учебно-методическое пособие. / Под ред. Е.И.Рогова. - Шахты: Тотем, 1993.
14. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 1991.
15. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. - М.: Просвещение, 1979.
16. Худик В.А. Диагностика детского равзития. Методы исследования. - К.: Освiта, 1992.
17. Шелби Б. Тесты для детей. - Тюмень, 1995.
18. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.
2. Аудиторная работа: обсуждение результатов апробации методик; сравнительный анализ эффективности использованных батарей.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 7. "ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЁНКА"
1. Подготовительная работа перед занятием: знакомство с методиками типа ``Доска Сегена'', ``Кубики Коса'', ``Методика Пьерона-Рузера'', ``Отыскивание чисел по таблицам Шульте'', ``Методика Мейли'', ``Проба на запоминание 10 слов'', ``Складывание картинок из частей'', ``Классификация'', ``Исключение'', ``Противоположности'' и др. по любому из перечисленных к занятию 18 источников.
2. Самостоятельная работа перед занятием: проведение с 3 испытуемыми одного возраста полного обследования познавательной сферы с самостоятельными подбором методик (исследование интеллекта, внимания, памяти и т.д.).
3. Аудиторная работа: групповое обсуждение проделанной работы, для которого каждый студент готовит полный анализ материалов по 3 испытуемым с предоставлением протоколов обследования.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 8-9. "ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ С ПОМОЩЬЮ ВАРИАНТОВ ТЕСТА Р.КЕТТЭЛЛА" (4 часа)
1. Подготовительная работа: знакомство с вариантами теста Р.Кеттэлла и процедурой обсчета данных по источникам, указанным в занятии 19.
2. Самостоятельная работа: 1) работа с 2 испытуемыми детского и
подросткового возраста с тестом Р.Кеттэлла; 2) индивидуальное выполнение теста Р.Кеттэлла.
3. Групповое обсуждение процедуры и интерпретации данных, для которого каждый студент готовит полный анализ материалов 3-х испытуемых с представлением протоколов с выводами о представленности в материалах анализа возрастных особенностей испытуемых.
[1] Если испытуемый сразу после предъявления первой карточки угадывает понятие, то заменить это понятие на другое.
[2] На самом деле, порядок должен быть псевдослучайным: экспериментатор должен стараться предъявить одинаковое количество положительных и отрицательных примеров, а также внимательно следить за тем, чтобы не предъявлять избыточных примеров (т.е. карточек, которые не дают никакой дополнительной информации испытуемому).