Психология проф.образования как наука и дисциплина.
Профессионально обусловленная структура личности.
Основываясь на понимании личности как субъекта социальных отношений и активной деятельности, можно спроектировать структуру личности:
1. В трудах Божович и Платонова показано, что системообразующим фактором личности является направленность. Она характеризуется системами доминирующих потребностей и мотивов. Отдельные авторы включают в состав направленности отношения, ценностные ориентиры и установки.
Компоненты проф. Направленности: мотивы(намерения,интересы,склонности,идеалы), ценностные ориентации( смысл труда, заработная плата), проф. Позиция (отношение к профессии, готовность к проф. Деятельности), социально-проф. Статус.
2. Профессиональная компетентность . это совокупность проф. Умений , навыков, знаний, а также способы выполнения проф. Деятельности.
Компоненты проф.деятельности: социально-прововая( знания и умения в области взаимодествия с соц.институтами, владения приемами проф. Общения и поведения), специальная компетентность( подготовленность к самостоятельному выполненибю видов деятельности,умение решать типовые проф. Задачи, оценивать результаты своего труда), персональная(способность к проф.росту и квалификации,реализация себя в проф.труде) и аутокомпетентность(адекватное представление о своей социально-проф. Характеристике и владение технологиями преодаления проф. Деструкции). Марккова выделяет еще одну компетентность – экстремальную проф. Компетентность, способность действовать в внезапно сложенных ситуациях, при авариях, нарушениях.
3. Важнейшими составляющими психологической деятельности человека являются его качества. Их развитие и интеграция в процессе проф. Становления приводят к формированию системы проф.важных качеств. Проф.важные качества – это психолог.качества личности, определяющие продуктивность.
Можно выделить проф.важные качества: наблюдательность, дисциплинированность,самоконтроль, эмоциональную устойчивость.
4.Проф.значимые психофизиологические свойства. Развитие их происходит в ходе освоения деятельности. В процессе профессионализации одни психофизиологические свойства определяют проф.важные качества, а другие приобретают самостоятельное значение. К ним относят: глазомер, реактивность, экстраверсия и т.д.
Стадии проф. Становления.
Проф.становление охватывает 35-40 лет,поэтому возникает необходимость разделении периода на стадии.
Кудрявцев разделил на 4 стадии: 1-возникновение и формирование проф.намерений,2-проф.обучение и подготовка к проф.деятельности,3-вхождение в профессию,активное ее освоение и нахождение себя в коллективе,4-полная реализация личности в проф.труде.
Климов:1-стадия оптации,2-стадия проф.подготовки,3-стадия развития профессионала.
Маркова:допрофессионализм, профессионолизм, суперпроф.,непроф.,послепроф.
Т.о просмотрев периодизации можно сказать,что стадии между с собой схожи и можно качестве оснований для выделения стадий проф.становления взять критерии:соц.ситуацию и уровень реализации ведущей деятельности.
1.Аморфная оптация (о-12 лет). Началом данного процесса является зарождения проф.ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учитлей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов.
2. Оптация (12-16). Формирование проф.намерений,которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии.Ведущая деятельность учебная профессианальная. Складываются познавательные и проф.интересы, формируются жизненные планы. Поиск своего места в мире профессий.
3. Проф.подготовка (16-23). Начинается с поступления в проф.учебное заведение . Новая соц.роль личности, новые взаимоотношения в коллективе. Ведущая деятельность-проф.-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии. Длительность зависит от учреждения.
4. Проф.адаптация (18-25). Новая система отношений . Вед. Деятельность- профессиональная. Уровень выполнения – нормативно-репродуктивный характер. Проф.активность возростает. Направлена на соц.проф.адаптацию.
5.Первичная профессионализация.Реализация деятельности осуществляется относительно устойчивым и оптимальными для работника способами. Стабилизация приводит к новым отношениям личности к окр.деятельности и к самому себе. Проф.деятельность характеризуется индивид.личностносообразными технологиями выполнения. Становление специалиста.
6. ВторПроф.активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявления зависит от психологических особенностей личности.
7. Проф.мастерство. Только часть работников переходят на эту стадию. Характерна высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения проф.деятельности. Проф.активность проявляется в поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективомю Постижение вершин профессионализма(акме)- личность состоялась.
Психология проф.образования как наука и дисциплина.
Цель науки-получение объективно нового знания, раскрытие закономерностей, механизмов психических явлений. Цель учебного предмета – усвоение систематизированных, дидактически обработанных знаний, развитие учебно-профессионального интелВажная отличительная характеристика науки – методы исследования, а уч.предмета- система технологий учебно-познавательной деятельности.
В структуре психологии профессионального образования можно выделить компоненты:
-основы психологии проф.образования, -возрастные особенности субъектов проф.образования, -психологические основы проф.образования, -психология деятельности и личности педагога проф.образования.
Общая цель психологии проф.образования определяется ее предметом- психологическими особенностями, закономерностями и механизмами профессионального обучения, воспитания и развития личности в процессе ее профессионального становления.
Т.О., психология проф.образования как междисциплинирная отрасль научного знания тесно связана с общей, педагогической, возрастной психологией, труда,профессий, акмеологией и вместе с тем она – самостоятельная отрасль приклодной психологии,а также учебная дисциплина.