Распространенность и течение. Проблемы речи у Саяда типичны для заикания: это повторение и затягивание некоторых слогов, что неизбежно затрудняет общение

Проблемы речи у Саяда типичны для заикания: это повторение и затягивание некоторых слогов, что неизбежно затрудняет общение. Начинаясь постепенно в возрасте от двух до семи лет, болезнь достигает своего пика к пяти годам, и поражает мужчин примерно в три раза чаще, чем женщин (АРА, 2000).

Большинство детей избавляются от заикания, и только менее одного процента не поддаются лечению. Важно знать об этих этапах развития болезни для выработки методов лечения, потому что почти 80% детей, которые страдают заиканием до 5 лет, прекращают заикаться примерно после первого года учебы в школе (Yairi & Ambrose, 1992).

Причины и лечение.

Много мифов и ложных слухов окружают это расстройство речи. Широко распространено мнение о том, что причиной заикания являются нерешенные эмоциональные проблемы или, например, состояние тревоги или страха. Эта теория не подкреплена серьезными доказательствами (Barlow & Durand, 1999). Так как причины заикания коренятся в семье, исследователи сосредоточили все свое внимание на изучении семейных отношений. Однако маловероятно, что оно напрямую может быть связано с языковым окружением ребенка. Бабушка и мать Саяда непременно успокоились бы, узнав о том, что особенности речи матерей незначительно влияют на развитие детского заикания (Kloth & Janssen, 1995).

Существенную роль при заикании играют генетические факторы. Согласно авторитетным исследованиям, наследственность является причиной более чем 2/3 (71%) различных случаев заикания, а 1/3 (29%) — это результат влияния окружения (Andrews, Morris-Yates, Howie & Martin, 1991). Генетические факторы, вероятно, влияют на речь, являясь причиной ненормального (патологического) развития, происходящего в речевых центрах мозга, которые обычно находятся в левом полушарии (Ardila, Rosselli, Bateman & Guzman, 2000). Эта биологическая причина заикания объясняет многие его клинические характеристики, включая утрату самостоятельности и заниженную самооценку (Yovetich, Leschied & Flicht, 2000).

Поскольку большинство детей так или иначе избавляются от заикания, перед родителями и врачами встает вопрос, какой метод лечения следует предпочесть. Терапия обычно рекомендуется, если: (а) ребенок часто повторяет звуки и слоги, (б) родителей или ребенка беспокоит эта проблема или (в) ребенок напрягает мышцы лица и голос при говорении. Общий психологический подход к лечению детей, страдающих заиканием, заключается в том, чтобы научить родителей говорить с ребенком медленно, используя короткие и простые предложения, стараясь снять нервное напряжение, которое ребенок может чувствовать при разговоре (Craig, 2000). В случаях, когда этот подход не является эффективным или если заикание препятствует обучению или общению со сверстниками, применяется поведенческая методика, называемая методом регулирования дыхания. Ребенка просят прекратить говорить перед моментом заикания и глубоко вздохнуть, затем задержать дыхание и выдохнуть перед тем, как продолжить речь (Gagnon & Ladouceur, 1992).

Итоги раздела.

— Проблемы речи, возникающие в раннем детстве, включают в себя трудности в произношении значимых звуков, проблемы с достижением плавности речи, трудности в использовании разговорного языка при общении или понимании того, что говорят другие.

— Большинство детей с расстройством коммуникации обретают нормальную речь в подростковый период. Однако ранние расстройства речи в значительной степени связаны с последующими расстройствами обучения.

— Расстройство языковой экспрессии является расстройством речи, определяемым как несоответствие между восприятием речи и ее выражением.

— Причины расстройств коммуникации включают в себя генетическое влияние и замедленное или патологическое созревание мозга. Ранние инфекции среднего уха (отиты) в некоторых случаях также могут быть причиной подобного расстройства.

— Лечение детей с расстройством коммуникации часто не является необходимым, так как многие болезни проходят сами по себе после поступления ребенка в школу.

— Заикание или несвязность речи свойственны в основном маленьким детям, пик болезни наступает в пятилетнем возрасте. Улучшение обычно происходит, как только ребенок начинает учиться в школе.

Наши рекомендации