Есто психологии в системе наук о человеке
Основная функция психологии в общей системе научного знания - интегрировать данные о человеке. Согласно нелинейной классификации академика Б. Кедрова психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук (естественных, социальных, философских), но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.
Знание природной и социальной сущности человека обусловливает понимание его психики и поведения. Знание физиологии высшей нервной деятельности дает понимание связи между психическими явлениями и функционированием центральной нервной системы. Связь психологии с историей общества и его культуры определяет осознание решающей роли развития цивилизации в формировании высших психических функций и социально-ориентировочного поведения человека. Связь психологии с педагогикой прослеживается в том, что сознание, мышление и другие психические явления не даны человеку от рождения, а формируются в процессе онтогенеза средствами воспитания и образования.
Современная психология представляет собой широко разветвленную систему научных дисциплин. На основании различных видов человеческой деятельности выделяют такие отрасли психологии, как
социальная психология (изучает социально-психологические проявления личности, взаимоотношения с другими людьми, с группой, социально-психологические проявления в больших группах),
педагогическая психология (изучает закономерности развития личности в процессе обучения и воспитания),
возрастная психология (изучает закономерности развития нормального здорового человека от младенчества до старости),
психология труда (изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности формирования трудовых навыков),
медицинская психология (изучает психологические особенности деятельности врача, поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения),
юридическая психология (изучает психологические особенности поведения участников правовых отношений, проблемы поведения и формирования личности преступника),
военная психология (изучает поведение человека в условиях боевых действий).
9. Индивид – субъект деятельности – личность – индивидуальность
Психология изучает человека в 4-х его ипостасях – индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.Такой подход был предложен Б. Ананьевым в целях составления целостного представления о человеке.
Индивид – это представитель человеческого рода как биологическое существо. Индивид обладает первичными и вторичными свойствами:
1 – возрастные особенности, половой диморфизм, индивидуально-типические характеристики, конституциональные особенности, нейродинамические свойства и функциональную асимметрию мозга;
2 – обусловленные первичными свойствами динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей.
Проявляются перечисленные свойства в особенностях темперамента и задатках человека.
Включаясь в деятельность, индивид становится субъектом деятельности. Субъект деятельности соединяет биологическое начало и социальную сущность человека.
Первая деятельность новорожденного ребенка – общение. По мере взросления ребенок включается в игру, затем – в познавательную и преобразовательную деятельность. Субъекта деятельности характеризует сознание - высшая форма психического развития. Сознание определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и преобразования окружающего мира.
В процессе жизнедеятельности и общественного развития человек превращается в личность– обретает сознание и самосознание. К психическим свойствам личности относят направленность и мотивы деятельности, способности, темперамент, характер, особенности протекания психических процессов. Итак, личность – всегда субъект социальных отношений и социальной деятельности.
Говоря об индивидуальности, подразумевают всю совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности. Предпосылкой формирования индивидуальности являются анатомо-физиологические задатки, которые видоизменяются в процессе воспитания и социализации человека. Разнообразие условий воспитания и социализации и определяет вариативность проявлений индивидуальности.