Требования к результатам освоения учебной дисциплины. Учебно-методический комплекс
УТВЕРЖДАЮ
Начальник УМУ
________________________Щербаков Н.П.
(подпись) ( Ф.И.О.)
Дата__________________
(число, месяц, год)
Система качества АлтГТУ
Учебно-методический комплекс
учебной дисциплины
П.В. 25 Профессионально-этические основы
социальной работы
(код и наименование дисциплины по учебному плану специальности)
Право и организация социального обеспечения
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет
им. И.И. Ползунова»
2.1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины«Профессионально-этические основы социальной работы »
2.1.1Программа учебной дисциплины «Профессионально-этические основы социальной работы» является частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям СПО:
- 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (очная форма обучения).
2.1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Вариативная часть профессионального цикла
2.1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Целью преподавания дисциплины «Профессионально-этические основы социальной работы» является:
- формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе;
- раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности;
- формирование основ ценностно-этического мышления.
Задачи курса:
- раскрыть понятие этики, её многообразие, процесс формирования и трансформации;
- дать определение этическим нормам и проанализировать их роль в обществе;
- ознакомить с этическими принципами в социальной работе;
- ознакомить студентов с личностно-нравственными качествами социального работника, а также определить их место и роль в профессиограмме социальной работы;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины
Номер /индекс компетенции по ФГОС СПО | Содержание компетенции | В результате изучения дисциплины обучающиеся должны: | |
знать | уметь | ||
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - особенности профессиональной этики и профессиональную терминологию | - использовать информационные ресурсы, необходимые для саморазвития, расширения общей и профессиональной эрудиции - применять профессиональную терминологию; |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - особенности психологического манипулирования в общении; - причины и типы конфликтных ситуаций, стратегии поведения в конфликте и способы их разрешения; | - распознавать манипуляции в общении и нейтрализовать их; - успешно разрешать возникшие конфликтные ситуации; - владеть навыками психоэмоциональной саморугуляции; |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии профессиональной деятельности. | - Познавательные процессы личности, индивидуальные особенности личностных черт, структуру деятельности и мотивацию деятельности человека. | - эффективно и грамотно использовать информацию, необходимую для решения профессиональных задач |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - основные правила современного этикета. - основы делового протокола | - строить свое поведение в соответствии с коммуникативными намерениями и ситуацией общения; - устанавливать контакт и обмениваться информацией с другими членами коллектива, связанными различными социальными отношениями |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за результат выполнения задания, за работу членов команды (подчиненных) | - Социально-психологические аспекты научной организации труда. | - добиваться поставленных целей этичными способами |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | - основные элементы профессиональной этической системы, границы их применимости, уметь их анализировать и применять в профессиональной практике; | - владеть навыками ценностно-этической самооценки и самоконтроля, самовоспитания и самосовершенствования. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы. | основные теории и концепции взаимодействия людей в организации; основы делового общения, принципов и методов организации деловых коммуникаций; | ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; |
ОК 11 | Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда. | Физиологические, психологические и правовые аспекты организации и защиты труда -симптомы профессионального выгорания и стресса, методы профилактики выгорания и повышения стрессоустойчивости | - владеть навыками психоэмоциональной саморегуляции; |
ОК 12 | Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. | организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите. | |
ПК 1.1 | Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты. | - особенности делового общения (беседы, переговоров, телефонных разговоров, деловой переписки), вербальных и невербальных средств общения | - строить деловую беседу в соответствии со знанием особенностей вербального и невербального общения; |
ПК 1.2 | Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты. | - базовые нормативно-правовые акты - технологии консультирования, построения деловой беседы | - организовывать коммуникативный процесс и коммуникативное пространство в соответствии с требованиями делового этикета |
ПК1.3 | Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите. | -общие правила оформления документов; -обеспечение сохранности и защиты конфиденциальных документов. | - владеть навыками этико-аксиологического анализа процессов, явлений, ситуаций, отношений, поступков, документов; - вести работу с конфиденциальными документами. |
ПК 1.6 | Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты. | - базовые нормативно-правовые акты - технологии консультирования, построения деловой беседы | использовать социокультурные нормы в профессиональной деятельности; анализировать организационную структуру и разрабатывать предложения по ее совершенствованию; использовать информацию, полученную в результате социальных исследований; разрабатывать корпоративные, конкурентные и функциональные стратегии развития организации; |
ПК 2.2 | Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии. | - знать основные элементы профессиональной этической системы, границы их применимости, уметь их анализировать и применять в профессиональной практике; | -уметь выявлять зоны ценностно-этических противоречий и конфликтов в социальной работе, владеть навыками их разрешения; |
ПК 2.3 | Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите | - смысл и содержание профессионального долга социального работника, уметь выявлять деонтологическую компоненту в конкретной ситуации; | - уметь применять системный этико-аксиологический подход к анализу сущности и содержания, форм и методов социальной работы в целом и отдельных ее видов, а также актуальной социальной реальности; |