Раздел второй. Трансформация ума 12 страница
* * *
Нет причины, почему бы Х не продолжить свою учебу или изучать что-то, что было бы ему полезно в жизни. Быть бесполезным - это не ограничение для йоги.
* * *
Быть невежественным о вещах этого мира не помогает для духовного знания.
* * *
Я не могу дать вам более определенный ответ. Учеба имеет значение, только если вы учитесь правильным образом и со склонностью к знанию и ментальной дисциплине.
* * *
Чтение и изучение полезны лишь для получения информации и расширения сферы знаний. Но это ни к чему не приводит, если не знают как различать, распознавать и оценивать, видеть то, что находится внутри и позади вещей.
* * *
Нет, нет необходимости. Это [изучение логики] теоретический тренинг; этим вы учитесь некоторым правилам логического мышления. Но применение зависит от ваших собственных умственных способностей. В любых сферах знания и действия человек может быть хорошим теоретиком, но скверным исполнителем. Очень хороший военный теоретик и критик, если придется командовать армией, может успешно проиграть все свои сражения, не в состоянии правильно приспособить теории к происходящему. Так же теоретический логик может ошибаться в проблемах мышления от недостатка внутреннего видения, от поспешности ума, от непластичности в использовании своих способностей. Кроме того, логика - это еще не все: мышление; наблюдение, интуиция, симпатия, многогранность - более важны.
* * *
Я не думаю, что изучая логику освобождаются от физических вещей. Немногие интеллектуалы ведут ментальную жизнь и в большой степени безразличны к физическим нуждам, но таких очень мало.
* * *
Ментальный тренинг состоит из чтения, изучения вещей, получения полной и точной информации, тренировки себя в логическом мышлении, беспристрастное рассмотрение всех сторон вопроса, отвержение поспешных или неверных предположений и выводов, учиться смотреть на все вещи ясно и как на целое.
* * *
Кстати, общепринятое мнение нелогично (таково, по крайней мере, общепринятое мнение, как таковое): это просто взгляд на вещи, как они есть без раздувания или приуменьшения - не выдумывая диких фантазий - или, ибо это дело безнадежное, «Я не знаю причины», без отчаяния.
* * *
Хорошо тренированный интеллект и учеба – это две разные вещи: существует много людей, которые много читают, но не имеют хорошо натренированного интеллекта. Инерция может прийти к любому, даже к самым образованным людям.
* * *
Человек может много читать и все же быть ментально неразвитым. Человеческий ум развивается через размышление, понимание, получение ментальных влияний из своих интеллектуальных высот.
* * *
Умственные способности не зависят от количества прочитанного, это качество ума. Учеба лишь дает им материал для работы, как и жизнь делает это. Есть много людей, которые не знают как читать и писать, но которые более умны, чем многие высоко образованные люди и лучше понимают жизнь и вещи. С другой стороны, хороший ум может улучшить себя чтением, потому что получает больше материала для проработки и развивается через упражнения и через расширение своего диапазона. Но книжное знание, само по себе, не есть реальная вещь, - оно должно использоваться как помощь для ума, но оно часто бывает лишь помощь в глупости или невежестве, - невежестве потому, что знание фактов - это недостаточная вещь, если человек не может видеть их истинное значение.
* * *
Нет такого правила. Лучше, если ум сильный и развитый, но образованность не обязательно создает сильный и развитый ум.
* * *
Его главная обида на интеллигенцию в том, что он отрезан от всех обсуждений ментальных вещей и от всех ментальных возбуждений, и поэтому его ментальные энергии становятся истощенными. Но человек, который ведет ментальную жизнь, конечно, не должен зависеть от других для ее поддержания, поскольку эта жизнь основана внутри - должны быть источники внутри, которые исходят из ее собственной силы.
* * *
Вы должны читать не для развлечения, но с четким намерением обеспечить свой ум знанием.
* * *
Читать то, что будет помогать йоге или то, что будет полезно для работы, или то, что разовьет способности для божественного намерения. Не читать бесполезный хлам или просто для простого развлечения, или ради дилетантского интеллектуального любопытства, что есть в природе ментального алкоголика. Когда укрепляются в высочайшем сознании, можно ничего не читать или читать все - это без разницы, но до этого еще далеко.
* * *
Письмо и чтение поглощают ум и наполняют его образами и влияниями; если образы и влияния неправильные, то они, естественно, уводят от истинного сознания. Только когда истинное сознание уже хорошо установлено, можно читать и писать все, не теряя его или без какого-либо другого вреда.
* * *
Нет необходимости иметь связь с внешним миром подобным образом; это может быть полезным в определенных обстоятельствах и для определенных целей. Это может также действовать как препятствие. Все зависит от сознания, из которого это делается.
Чтение книг легкого характера может действовать как отдых и расслабление ментального сознания. На ранних стадиях не всегда возможно сохранять ум в нерушимой духовной концентрации и стремлении, и он находит убежище в других занятиях и чувствуя даже инстинктивное притяжение к тому, что носит более легкий характер.
* * *
Будут ли они полезны для роста существа или нет зависит от природы прочитанных вещей. Нельзя сделать общего правила. Нельзя сказать, что поэзию или драмы следует или не следует читать - это зависит от поэмы или драмы - так и со всем остальным.
* * *
Это зависит от природы книги. Философия делает ум тонким в определенном направлении - или должна делать это. Единственный вред, который она может принести, - это если ум начинает цепляться за идеи вместо того, чтобы идти вперед к прямому переживанию.
* * *
Да, это правильный способ читать эти вещи. Эти философии, главным образом, являются ментальными интуициями, смешенными с большим количеством предположений и догадок (спекуляций), но позади, если знаешь, можно ухватить некую Истину, которой они соответствуют.
* * *
Я не знаю, есть ли что-либо ложное в ваших философских размышлениях. Конечно, философия является творением ума, но ее дефект не в том, что она ложная, а в том, что философская система - лишь часть Истины, которую философ принимает за полную. Если не запирать себя подобным образом, но смотреть во все стороны, то нет вреда в философствовании.
* * *
Божественная Истина более велика, чем любая религия или вероучение, или священное писание, или идея, или философия - поэтому вы можете не привязывать себя ни к одной из этих вещей.
* * *
Я не знаю об этих Комментариях, но большинство комментариев Упанишад написаны из рассуждающего и спекулирующего интеллекта. Они могут быть полезны для людей, которые пытаются интеллектуально раскрыть значение Упанишад, но они могут быть бесполезны вам, как садхаку, который ищет переживание - они, вероятно, скорее, запутают ум, уводя его с истинной основы и выталкивая с пути опыта и духовной восприимчивости в путаницу интеллектуальных споров.
* * *
Метафизика имеет дело с первопричиной вещей и всем тем, что лежит позади феноменального мира. Что касается ума и сознания, она задается вопросом, чем они являются, как они пришли в существование, какова их взаимосвязь с Материей, Жизнью и т.д. Психология же имеет дело с умом и сознанием, стараясь открыть не столько их первичную природу и взаимосвязи, сколько их реальные действия, правило и закон этих работ.
* * *
Я думаю, что некоторое знание науки будет самым полезным для вас - у большинства людей здесь эта область совершенно пуста, хотя большая часть современной мысли и знания находится под ее воздействием.
* * *
Я не очень знаю о новелле. Люди выносят отношения между мужчиной и женщиной потому, что на протяжении столетий сформировалась привычка любую новеллу создавать вокруг этого - за исключением немногих [новелл] исторических, приключенческих или сходных жанров. В новеллах, основанных на духовной философии, не нужно идею мужчины и женщины уводить на задний план или исключать совсем, духовная любовь вовсе не имеет ничего базирующегося на сексе, но основана на взаимоотношениях одной души с другой.
* * *
Единственный вред в чтении этих вещей в том, что витал делает их оправданием для сексуального возбуждения. Другими словами, нет вреда в чтении ради знания - факты существования должны быть известны, и мы должны изучать их со свободным и бесстрастным умом. Но если есть какая-либо витальная реакция, то такое чтение следует избегать.
* * *
Это не противоречит принципу йогической жизни знать то, что происходит в мире, - что нейогично, так это быть привязанным к этим вещам и не в состоянии ничего делать без этого, или думать о них, как о вещах самых важных. Самой важной вещью должна быть садхана, рост в новое сознание и новая внутренняя жизнь. Остальное должно делаться отделённо и не поглощаясь этими вещами. Отношение должно быть таким, что если бы Мать сказала вам совсем никогда не смотреть газеты, то это для вас не было бы потерей и вы бы даже не почувствовали разницы.
* * *
Очевидно, что существует много вещей, которые относятся равным образом ко всем и от них нельзя уклониться таким способом. Сентенция, что каждый имеет свой собственный путь - неверна; каждый имеет свой путь следования общим путем, а «собственный путь» часто может быть очень ущербным. Конечно, верно то, что природы различны и различны подходы, будь то к садхане, так и к другим вещам. Можно сказать в общем, что чтение газет или романов не полезно для садханы и, по меньшей мере, является уступкой виталу, который еще не готов, чтобы быть поглощенным садханой до тех пор, пока человек не только будет способен правильно читать с высшим сознанием, которое не только не «взволновано» чтением или не расстроено им, из сконцентрированного йогического сознания, но и будет способен правильно использовать то, что прочитано с точки зрения внутреннего сознания и внутренней жизни.
* * *
Конечно, рассуждения ничего не доказывают - они могут быть лишь оправданиями, выдвигаемыми умом, для того, чтобы делать то, что хочет витал. Очевидно, что газеты приносят с собой снижение атмосферы. Это дело случая, сможет ли человек достаточно отделить себя, чтобы не быть ими стянутым вниз. Во время чтения, конечно, присутствуют нижние уровни сознания во фронтальной или внешней частях. Только если имеют сознание позади, которое остается незатронутым, тогда, сразу после чтения, можно вернуть сознание к обычному высшему уровню.
* * *
Конечно, простое следование внешним правилам недостаточно. Они - только помощь для внутреннего усилия до тех пор, пока внутреннее сознание полностью не установится. Обычно, большое чтение газет обычным способом сохраняет привязанность к общепринятой точке зрения и видению вещей и заинтересовано в этом - когда имеют внутреннее сознание, то могут видеть вещи, происходящие в мире, другим взором знания и тогда чтение может иметь некоторую пользу, хотя даже и тогда большая часть из того, что опубликовано пусто и бесполезно. Но простое не-чтение, само по себе, неэффективно. К тому же, если есть необходимость в отвлечении внимания, то чтение газет служит этой цели.
* * *
Быть заинтересованным во внешних вещах – в принципе, это неправильно - это зависит от того, каким образом интересуются ими. Если это делается как часть садханы, смотря на них из истинного сознания, тогда они становятся средством для развития и роста существа. Именно это имеет значение, достичь истинного сознания, и именно оно входит в вас, когда вы чувствуете Покой и работу Силы в нем. Нет причин для недовольства и неудовлетворенности собой, поскольку делается прогресс, несмотря на сопротивление нижних сил. От давления, которое интерпретируется как тяжесть в желудке [in the stomach], нужно избавиться - оно возникает, поскольку там все еще находится главное сопротивление. Покой внутри, радостное доверие и счастье снаружи - вот то, что желательно, тогда бы прекратилось нервное давление подобного рода и беспорядок.
* * *
Английский или французский не учат как помощь в садхане; это делается для развития ума и как часть активности, присущей существованию. Для этой цели изучать французский также хорошо, как и английский и, если это сделано должным образом, тем лучше. Но нет никакой причины, если человек имеет способность, ограничивать себя только одним языком.
* * *
Знание языков - это часть оснащения ума.
* * *
Это зависит от того, что вы хотите делать с языком. Если только читать литературу, то достаточно научиться читать, произносить и точно понимать. Если хотят полностью овладеть языком, то должен быть основательно изучен разговорный язык и письмо.
* * *
Да зависит; читать много книг, быстро дает свободу, легкость и близость с языком. Другой метод необходим для скрупулезности и точности в деталях.
* * *
Это размышляющий ум вырабатывает наши идеи - экстернализирующий (выражающий) ум, или физический ум, дает им форму в словах. Вероятно, вы недостаточно развили эту часть. Дар словесного выражения - относительно редок. Большинство людей либо нескладны в выражении, либо, если пишут много, то без должного порядка и стиля. Но это не имеет существенного значения для садханы - все, что необходимо - это четко передавать ощущения и переживания садханы.
* * *
Я никогда не слышал, что изучение логики необходимо для хорошего выражения. На сколько я знаю, очень мало хороших писателей когда либо были озабочены изучением этого предмета.
* * *
Сила выражения приходит от касания внутреннего источника, из которого приходят эти вещи. Спокойный и безмолвный ум - это большая помощь для свободного потока силы, но это не является необходимым, также и она сама не будет приводить к этому.
* * *
Знание свыше или что бы ни спускалось вниз, может выразить себя на любом языке.
* * *
Когда знание энергично приходит сверху, оно очень часто приносит свой собственный язык, и дефекты инструмента преодолеваются. Есть люди, знающие очень мало, но когда начинается поток знания, они пишут замечательно - когда он не течет, то их язык становится заурядным и неточным.
* * *
Выражение - это другое дело, но Рамакришна был необразованным, неинтеллектуальным человеком и все же его выражение знания было настолько совершенно, что даже самые большие интеллекты склонялись перед ним.
* * *
Мысль и выражение ее всегда дают лишь одну сторону вещей; вещь видится целиком, но человек может выразить лишь часть, если только не пишется длинный рассказ. Большинство мыслителей даже не видят и целого, только стороны и части, вот почему всегда есть конфликт между философиями и религиями.
* * *
То, что выражено - это лишь часть того, что находится позади, которое остается невыраженным и на языке манифестации невыразимо.
* * *
Голос приносит вибрацию силы, которую тем сложнее выразить письменно, чем более механистично средство выражения, хотя написанное слово может обладает своей собственной особой силой.
Конец второго раздела.