Раздел второй. Трансформация ума 11 страница

* * *

Ошибка возникает из-за того, что вы думаете, что ваши мысли являются вашими собственными и что вы - их создатель, и если вы не будете создавать мысли (т.е. думать), то там ничего не будет. Небольшое наблюдение может показать, что вы не производите ваши собственные мысли, но, скорее, мысли проявляются в вас. Мысли рождаются, а не создаются - как поэты, согласно поговорке. Конечно, существует разновидность труда или усилия, когда вы стараетесь производить или думать на определенную тему, но это лишь концентрация для делания, мысли идут вверх, вниз, входят, в зависимости от случая, и сами собираются вместе. Мысль о том, что вы формируете мысли или собираете их вместе - это эгоистическая иллюзия. Они это делают сами или Природа делает это для вас, только при некотором принуждении; вы должны часто подхлестывать ее для того, чтобы заставить ее делать это, и подхлестывание не всегда успешно. Но ум или природа, или ментальная энергия - как вам больше нравится называть это - делает это определенным образом и приносит определенный строй мыслей, случайные соображения (оправдывающие варварство) или глупости, жестко упорядоченные или несовершенно структурированные понятия, логические последовательности и логические непоследовательности и т.д. и т.д. Как же войти интуиции посреди этой пляски и столпотворения? Это происходит иногда; в некоторые умы часто приходит интуиция, но немедленно ее окружают привычные мысли и пожирают ее живьем, и потом с каким-то фрагментом убитой интуиции, просвечивающей сквозь их неинтуитивный желудок, улыбаясь, они смотрят на вас и говорят: «Сэр, я есть интуиция». Но это лишь интеллект, понимание или обычная мысль с частью изуродованной и поэтому вводящей в заблуждение интуицией внутри них. Сейчас, в пустой ум, пустой, но не инертный (и это важно), интуиция имеют шанс войти и остаться целой и невредимой. Но, пожалуйста, не воображайте себе, что все, что приходит в пустой ум будет интуитивным. Все что угодно, любая благословенная идея может зайти. Нужно быть бдительным и проверять мандаты посетителей. Другими словами, должно присутствовать ментальное существо, безмолвное, но бдительное; бесстрастное, но распознающее. Однако, это имеет место, когда вы в поисках истины. Что касается поэзии, то это не так уж необходимо. Существует лишь поэтическое качество визитера, которое должно быть тщательно исследовано и это может быть сделано после того, как он оставил свою посылку - по результатам.

* * *

Это - тот способ, которым приходят вещи, только человек не замечает этого. Мысли, идеи, счастливые изобретения и т.д. и т.п. - всегда блуждают вокруг (в мысле-волнах или как-то иначе) в поисках ума, который может воплотить их. Один ум берет, смотрит, отвергает - другой берет, смотрит, принимает. Два разных ума ловят ту же самую мысле-форму, или волну мысли, но ментальная активность различна и производит из них различный результат. Или она приходит к одному, а он ничего не делает, тогда она уходит, говоря: «О, это неподготовленное животное!» и переходит к другому, кто сразу приглашает ее, и она получает выражение с радостным кипением вдохновения, озарения или с энтузиазмом первооткрывателя или творения, и получатель гордо восклицает: «Я, Я сделал это». Эго, сэр! Эго! Вы - это получатель, обусловленный медиум, если хотите, и ничего более.

* * *

Прежде всего, эти мысле-волны, мысле-семена или мысле-формы, или чем бы они ни были, различны по ценности и значению и приходят с различных планов сознания. Та же самая субстанция мысли может принимать более высокие или более низкие вибрации в соответствии с планом сознания, через который входят мысли (например, думающий ум, витальный ум, физический ум, подсознательный ум) или в соответствии с энергией сознания, которое ловит их и толкает их в одного человека или в другого. Больше того, в каждом человеке есть субстанция ума, и входящая мысль использует его для само-формообразования или перевода себя (мы часто это называем транскрибированием), но эта субстанция бывает тоньше или грубее, сильнее или слабее и т.д. и т.п. в зависимости от ума. Также, в каждом есть энергия ума, действующая или потенциальная, которая различается, и эта энергия ума в своей чувствительности и восприимчивости к мысли может быть светящейся или затемненной, последовательно саттвичной, раджасичной или тамасичной, которая изменяется в каждом случае.

* * *

Они (идеи в универсальном Уме) принимают словесную форму в уме, когда они входят в него, за исключением тех случаев, когда они приходят от существ, а не как простые силы-идеи.

* * *

Это неправильная психология. Мысль совершенно возможна без слов. У детей есть мысли, у животных - тоже, мысли могут принимать форму отличную от слов. Восприятия мысли приходят сначала, язык приходит для того, чтобы выразить восприятие и сам по себе приводит к свежим мыслям.

II

Ментальное знание малоэффективно, за редким исключением, как введение, указывающее на истинное знание, которое приходит от прямого сознания вещей.

* * *

Является ли тем же самым получение знания свыше и получение его умом, используя свою собственную способность? Если ум способен, то нет нужды в знании сверху, он может получать знание своей собственной силой.

* * *

Необходимо не ментальное знание, но психическое понимание или прямое понимание в сознании. Ментальное знание всегда ослеплено уловками и трюками витала.

* * *

Оно [большее совершенство в знании] может прийти только в результате дальнейшего развития и активности знания другого рода, связывающего себя с физическим и поднимающего постепенно функционирование ума во всех его частях.

* * *

Знание всегда лучше, чем неведение. Оно делает вещи возможными, если не сразу, то в будущем, тогда как неведение активно препятствует и вводит в заблуждение.

* * *

Есть разные виды знания. Одно из них - вдохновение, т.е. нечто, что приходит с планов знания подобно вспышке и мгновенно раскрывает ум к Истине. Таково вдохновение. Оно легко принимает форму слов, как когда пишет поэт или говорит оратор, как говорят люди, из вдохновения.

* * *

Идеи недостаточно. Она дает лишь полусвет - вы должны получить всю Истину вместе, которая пребывает позади и идеи и объекта. Существование, сознание, сила - вот тройственный секрет.

* * *

В идее есть сила - сила, формой которой является идея. И еще, позади идеи и силы, и слова есть то, что называют духом, - сознание, которое создает силу.

* * *

Любое сознание выходит из единого Сознания-Знания - это один аспект Божественного Сознания.

* * *

Это [духовное сознание] сознательное переживание Истины, видимой, ощутимой, живущей внутри, и оно также является духовным пониманием и восприятием (более прямым и конкретным, чем интеллектуальное) истинного значения вещей, которое может выразить себя в мысли и речи, но само по себе не зависит от них.

* * *

Я говорил о вашем переживании высшего сознания, о вашем видении Матери во всех вещах - это то, что называют духовными реализациями, духовным знанием. Реализации являются сущность знания; мысли о них, выражение их в словах - это уменьшенное знание, и, если мысли существуют просто ментально, без переживания или реализации, то они вовсе не рассматриваются как Джняна в духовном смысле.

* * *

Ум в своей высшей части осознает существование единства с Божественным всеми способами, во всех вещах; имея это верховное знание, он не обеспокоен своим собственным неведением и бессилием в своих нижних инструментальных частях; он взирает на все это с улыбкой и остается счастливым и озаренным светом верховного знания.

Сознание единства с Божественным является для духовного искателя высочайшим знанием.

* * *

Да, это происходит подобным образом. Касание реализации достаточно, чтобы установить поток знания высшего или озаренного ума.

* * *

Подобным вопросам не нужно позволять останавливать поток [высшего знания]. Впоследствии можно обдумать их и получить ответ. Знание, которое приходит, не обязательно полное и совершенное в выражении; но ему нужно позволить идти спокойно, а расширения и коррекции могут быть сделаны впоследствии.

* * *

Ни знание, ни что-либо еще не постоянно вначале - и даже когда оно присутствует там, нельзя ожидать, что оно должно быть всегда активным. Это приходит впоследствии.

* * *

Что должно быть исключено, так это эго. Ограничение знания будет неизбежно до тех пор, пока нет полнейшей широты сверху; это не имеет значения.

* * *

Ваш ум слишком активен. Если бы он был более спокойным и менее вопрошающим, склонным поспорить и неустанно желающим найти методы, то, как мне кажется, у знания и интуиции было бы больше шанса спуститься, и развиться неинтеллектуальному сознанию внутри вас.

* * *

До тех пор, пока внешний ум неспокоен, интуиция развиться не сможет. Поэтому если вы хотите продолжать задавать интеллектуальные вопросы о том, что находится за пределами интеллекта до тех пор пока не разовьется интуиция, не смотря на эту активность, то вы должны будете продолжать вечно.

* * *

Именно физический ум поднимает все эти вопросы и не может понять или дать правильный ответ. Истинное знание и понимание могут прийти только если вы прекратите задавать вопросы маленьким физическим умом и позволите более глубокому и широкому сознанию, которое находится там внутри вас, выйти и расти. Тогда вы автоматически будете получать истинный ответ и истинное руководство. Ваша ошибка в том, что вы придаете большое значение внешнему уму, его идеям и понятиям вместо того, чтобы концентрироваться на развитии внутреннего сознания.

* * *

Тысяча вопросов может быть задано о всякой всячине, а чтобы ответить, потребовалась бы целая книга, но даже тогда ум бы не понял ничего. И только с ростом самого сознания вы можете получить прямое восприятие этих вещей. Но для этого ум должен стать спокойным и прямое чувство и интуиция должны занять его место.

* * *

Когда вы достигнете истинного интуитивного плана, тогда будут не нужны инструкции или вопросы, типа: как делать садхану. Садхана будет делаться сама под действием света интуиции.

* * *

В этом всегда и дело. Вещи, высказанные о садхане, - или нечто о реальной истине - всегда передают больше значения с ростом опыта и сознания. Вот почему когда поднимается уровень сознания, то истина, видимая раньше умом, всегда становится новой и всегда гораздо более глубокой вещью.

* * *

Всегда нужна лишь одна вещь: позволить Покою и Силе работать и не разрешать уму гоняться за вещами и быть обеспокоенным. Все ценности ума - это конструкции неведения - и только когда ваше психическое существо выйдет вперед у вас будет истинное знание, ибо ваше психическое существо знает.

* * *

Да, в этом суть. Обычный ум, управляемый витальными желаниями и своими собственными ментальными формациями, не может понять; он должен успокоиться и позволить Покою и Силе работать с тем, чтобы принести другое сознание с истинным Светом в нем. Когда это сделано, эти вопрошания и их реакции не будут иметь места.

* * *

Вы лишь должны разрешить сознанию развиваться - сначала будут ошибки, также как и правильные идеи, но когда будет достаточное развитие и сила Матери и знание напрямую будут работать в вас, то идеи будут становиться все более и более правильными, и не только это, но вы будете иметь уверенность. В настоящее время существует все еще слишком много старого физического ума для того, чтобы восприятия были всегда правильными. Как только Покой и Сила напрямую и полностью овладеют физическим сознанием, это изменится, и сознание будет развиваться более уверенно и с большим светом.

* * *

Вернитесь назад к истинному чувству Силы и Покоя - понимание будет расти с ростом этого чувства и опыта. Ибо с Силой и Покоем всегда приходит что-то от Света, и именно Свет озаряет ум, что приносит понимание. До тех пор пока вы стараетесь понять неосвещенным умом, ошибки и непонимание неизбежны.

III

В этом заключается природа физического ума: не верить и не принимать ничего супрафизического, пока он не озарен и не принуждаем светом сделать это. Не отождествляйте себя с этим умом, не считайте его самим собой, но лишь как невежественное функционирование Природы. Призывайте вниз свет до тех пор, пока ум не будет вынужден поверить.

* * *

Да, [физический ум] он размышляет, но, главным образом, на основе внешних данных - на вещах, как они представляются внешнему уму и чувствам, или на привычных идеях, к которым он приучен, или на чисто внешнем знании.

* * *

Он [физический ум] - инструмент понимания и упорядоченного, организованного воздействия на физические вещи. Только вместо того, чтобы быть темным, невежественным и неумелым, как сейчас, или же руководствующимся только внешним знанием, он должен стать сознающим Божественное и действовать в соответствии с внутренним светом, волей и знанием, приводящим себя в контакт и понимающее единство с физическим миром.

* * *

Это означает, что внешний физический ум имеет в себе некую затемненность, которая затрудняет выход знания. Эта затемнённость универсальна во внешнем физическом уме – только сейчас вы чувствуете ее больше из-за того, что именно в физическом сознании сконцентрировано сейчас противодействие. Это пройдет, как только Сила сможет спуститься через ум и витал и воздействовать напрямую на физическую природу.

* * *

Вы чувствовали темноту внешнего физического ума и природы (центр в горле – это центр этого внешнего ума). До тех пор пока она там, внешняя природа и действие остаются такими же, как и раньше и нет соответствия между ними и внутренним духовным сознанием и опытом. Это не может исчезнуть от одиночного переживания; необходима непоколебимая воля к изменению.

* * *

То, что вы говорили - совершенно истинно. Никакое внешнее усилие не сделает эти вещи; вот почему мы всегда говорили вам сохранять спокойствие и позволить покою и силе работать. Что касается понимания, то это именно ваш физический ум хочет понять, но физический ум, сам по себе, не способен понять эти вещи, поскольку у него нет знания о них и нет средств знания. Его стандарты также совершенно отличаются от стандартов истинного знания. Все, что может сделать физический ум, - это быть спокойным и позволить свету войти в него, принять его, не выдвигая свои собственные идеи, - тогда он будет постепенно получать знание. Он не сможет получить его тем способом; он должен сдаться.

* * *

Назначение внешнего физического ума - иметь дело с внешними вещами; вот почему он всегда хочет быть занятым ими. Он должен научиться быть спокойным и действовать только когда Воля захочет использовать его, когда это действительно нужно, а также воздействовать только на то, с чем Воля пожелает иметь дело, а не бегать повсюду случайным образом. Когда он становится спокойным, тогда он может идти внутрь и войти в контакт и единение с внутренним физическим сознанием. Широта и покой по мере их роста могут сделать многое, чтобы успокоить физический ум и дать ему внутренний источник более глубокого действия.

* * *

То, что вы сейчас увидели и описываете в своем письме - это обычная активность физического ума, который полон обычных, привычных и постоянно повторяющихся мыслей и всегда занят внешними объектами и активностями. Что беспокоило вас до этого, это был витальный ум, который отличается от физического, поскольку он всегда занят эмоциями, желаниями, реакциями всех сортов на контакты жизни и на поведение других. Физический ум также может быть отзывчив на эти вещи, но по-другому - его природа - это, скорее, привычная деятельность, маленькие общепринятые интересы, огорчения и удовольствия, и, в меньшей степени, желание. Если пытаются контролировать или подавлять его, то он становится более активным.

Чтобы иметь дело с этим умом нужны две вещи: (1) не столько стараться контролировать, бороться или подавлять его, сколько встать позади него: смотреть на него и видеть чем он является, но отказываться следовать его мыслям или суетиться среди объектов, которые он преследует, оставаясь позади ума спокойным и отделённым; (2) практиковать спокойствие и концентрацию в этой отделённости до тех пор, пока привычка к покою не овладеет физическим умом и не заменит привычку этих мелких активностей. Это, конечно, требует времени и может прийти только в результате практики. Следовательно, то, что вы намеревались сделать – это правильная вещь.

* * *

Отделите себя от него [привычное движение мыслей] - сделайте свой ум внешним по отношению к себе, как нечто, что вы можете наблюдать как наблюдаете вещи, попадающиеся на улице. До тех пор пока вы не сделаете это, трудно быть хозяином ума.

* * *

Совершенно верно. Но это распространенное переживание - необычно то, как много времени ему потребовалось для такой простой и правильной вещи, чтобы прояснить физический ум.

* * *

Оно [психическое] может иметь очень большое влияние [на физический ум], придавая ему правильную позицию и правильный взгляд на вещи с тем, чтобы он поддерживал эмоциональное существо в его стремлении, любви и самоотдаче и сам получал интерес, веру и направленный вовнутрь взгляд во внутреннюю истину вещей вместо того, чтобы видеть только их внешние аспекты и следовать ложным умозаключениям и видимостям. Оно также помогает ему избавиться от узости и сомнения, которые являются главными дефектами физического ума.

* * *

Если психическое, овладевает ими [физический ум и витально-физическое],то может полностью изменить их волю, взгляд и ориентацию, и открыть их к истинному восприятию вещей и к правильному импульсу. Ум и верхний витал могут сильно помочь в продвижении к этому.

* * *

Когда физический ум возбужден виталом, нелегко убедить его, потому что его рассуждения навязаны ему виталом, который думает в соответствии со своими желаниями и чувствами – если только не приходит для освобождения большая ясность из психического или из размышляющего ума свыше.

Именно психическое сознание, - не в совершенстве, но все же хорошо развитое - поддерживает некоторых из тех, кого вы имеете в виду, и облегчает им с доверием продолжать путь, но это развилось в них после больших витальных затруднений - и нет причины, почему бы этому быстро не развиться и в вас.

* * *

Это произойдет [физический ум будет интуитивизирован], когда вместо видения вещей так, как они представляются внешнему уму и чувствам, начинают видеть вещи о них тонко-физическим умом и чувством – например, видеть интуитивно то, что должно быть сделано, как сделать это, что хочет или нужно объекту (даже так называемым неодушевленным объектам), что скорее всего случится потом (или иногда непременно произойдет), какие силы работают на физическом плане и т.д. и т.п. Даже тело становится интуитивно сознательным подобным же образом, чувствуя без подсказки ума, что оно должно делать, чего оно должно избегать, что близко к нему или приходит к нему (из невидимого) и т.д.

* * *

Конечно. Он [измененный физический ум] может давить на него [физический витал] истинной позицией и чувством, делая приход ложных внушений и побуждений более трудным и дать полную силу правильным движениям. Это действие физического ума необходимо для изменения всего физического сознания, вплоть до самого материального, хотя для этого необходимо просветление подсознательного.

IV

Для того, кто хочет практиковать садхану, садхана должна идти в первую очередь - чтение и ментальное развитие могут быть только подчиненными вещами.

* * *

Ментальное развитие может помогать, а может и не помогать садхане, - если ум слишком интеллектуально развит по определенным рациональным линиям, это может мешать.

* * *

Я не знаю, чтобы она [ментальная работа] помогала садхане, и я не совсем понял, что имелось в виду под фразой. Фактом является то, что ментальная работа, как и физическая, может быть сделана частью садханы, - не как конкурент садханы или как другая активность с теми же правами и менее себялюбивая и эгоистичная, чем поиски Божественного.

* * *

Очевидно, что поэзия не может заменить садхану; она может быть лишь сопровождением, аккомпанементом. Если есть чувство (обожания, самоотдачи и т.п.), она может выразить и усилить его; если есть переживание, то она может выразить и укрепить силу переживания. Также, как может помочь чтение книг типа Упанишад или Гиты или пение обожающих гимнов и песен, особенно в том или ином состоянии, поэтому это тоже может помочь. К тому же это открывает проход между внешним сознанием и внутренним умом или виталом. Но если остановиться на этом, то многого не достигнешь. Садхана должна быть главной вещью, а садхана означает очищение природы, посвящение существа, открытие психического и внутреннего ума и витала, контакт и присутствие Божественного, реализация Божественного во всех вещах, самоотдача, обожание, расширение сознания в космическое Сознание; «Я» единое во всем, психическая и духовная трансформация природы. Если эти вещи упускаются и все время занято только поэзией, ментальным развитием и социальными контактами, то это не садхана. Также, поэзией нужно заниматься в правильном духе, не ради славы или самоудовлетворения, но как средство для установления контакта с Божественным через вдохновение или через выражение своего внутреннего существа, как это писалось раньше теми, кто оставил после себя так много религиозной и духовной поэзии Индии; это не поможет, если она пишется только в духе западных поэтов или литераторов. Даже работа или медитация приведут к цели, только если они делаются в правильном духе посвящения и духовного стремления, вбирающего все существо и господствующего над всем остальным. Именно недостаток собранности и посвященности всей жизни и природы и обращения их к одной цели, что является дефектом так многих здесь, снижает атмосферу и встает на пути того, что делается мной и Матерью.

* * *

Учеба не может иметь ту же или большую важность, чем садхана.

* * *

Если есть сила долго медитировать, то садхак будет естественно делать это и мало заботиться о чтении, - только если он не достиг стадии, когда все является частью йогического сознания, поскольку оно постоянно. Садхана, а не ментальное развитие, является целью садхака. Но если он имеет свободное время, то те, кто имеют ментальную склонность, естественно, будут проводить его за чтением или за каким-нибудь изучением.

* * *

Дхияна (Dhyana - медитация) и работа полезны в этой йоги для тех, кто может делать и то и другое. Чтение также можно сделать полезным.

* * *

Получасовая медитации в день, должна быть возможна, - если только сознанию привить привычку к концентрации, которая будет помогать ей; во-первых, меньше находиться вовне во время работы; во-вторых, развить склонность к восприимчивости, которая может сохранять ее [медитации] результаты даже во время работы.

* * *

Да, чтение можно сделать частью садханы для улучшения ментального инструмента.

* * *

В начале садханы вам ничего не нужно, кроме того, что вы говорите: «концентрация с верой, обожанием и искренностью» на форме Божественного Существа - вы можете добавить молитву или имя, как вам нравится.

Чтение хороших книг может быть полезным на ранней ментальной стадии - они подготавливают ум, устанавливают в нем правильную атмосферу, могут даже, если человек очень чувствителен, приносить некоторые проблески реализации на ментальном плане. Впоследствии, его полезность снижается - вы должны находить любое знание и опыт в самом себе.

* * *

Это совершенно нормальное движение. Читая эти книги, вы получаете касание Силы, стоящей за ними, и именно она толкает вас в медитацию и соответствующее переживание.

* * *

Да, если много размышляют об одном виде реализации и глубоко впитали идею, то совершенно естественно, что одним из первых придет ее духовное переживание.

* * *

Вашим возражением против изучения языков, и особенно французского, было нарушение покоя и безмолвия, поскольку это означало активность. Ум, когда он не в медитации или не в полном безмолвии, всегда чем-то занят: или своими идеями и желаниями, или другими людьми и вещами, или разговором и т.п. Ничто из этого не является меньшей активностью, чем изучение языков. Сейчас вы меняете свою позицию и говорите, что именно из-за их изучения у вас нет времени для медитации, которая является вашей целью. Это абсурд, поскольку, если люди хотят медитировать, то они соответственно будут организовывать время учебы; если они не хотят медитировать, то причина не в учебе, а в чем-то другом, и если они не будут учиться, они просто будут продолжать думать о «мелких вещах». Нехватка времени - это не причина их немедитации, и давление учебы - это не повод.

* * *

Изучение и внутреннее безмолвие - это хорошо, но развивается только одна часть существа - внутреннее безмолвие также может поддерживать более широкую работу и жизнь.

* * *

Оно [чтение] не погружает вовнутрь в каком-либо истинном смысле слова - оно только переключает от более физической к более ментальной части внешнего сознания.

* * *

Должно прийти время, когда чтение, также как и другое внешнее занятие, не будут мешать давлению или активности высшего сознания.

* * *

Чтение должно научить, как приспособиться к давлению, то есть делать это внешним умом, в то время как внутреннее существо остается в концентрации.

* * *

Это хорошо. Чтение не должно поглощать сознание - там должна быть более обширная часть позади, отделенная и более сознательная.

* * *

Вы можете вспомнить вначале и предложить ваше чтение Божественному, и в конце - тоже. Есть состояние сознания, в котором только часть его читает или делает работу, а позади всегда существует сознание Божественного.

* * *

Когда страсть к чтению или учению захватывает власть над умом, то человек все время стремится проводить за этим занятием. Это сила, которая желает самоудовлетворения - как и другие силы - и овладевает сознанием ради своей цели. Нужно использовать эти силы, не позволяя им захватывать власть; для этого центральное существо всегда должно контролировать силы Природы, которые приходят к нему, решая для себя, что оно должно принять, как применить, как организовать их действие. Иначе, каждая Сила захватит какую-то часть личности (студент, политик, эротик, борец) и будет использовать и вести существо вместо того, чтобы контролироваться и использоваться им.

* * *

Движения, вами описанные, присущи не только вам, они являются характерной чертой витального ума и принимают схожую форму в большинстве людей. В процессе садханы этот ум должен быть успокоен, как и все остальное, и его энергии должны быть контролируемы, трансформированы и использованы в соответствующих целях; но это требует времени и приходит только с ростом большего сознания. Давление этих движений - это тоже характерно для него и служит хорошей причиной для упадка духа.

Я не думаю, что следует прекращать чтение до тех пор, пока чтение само, как и страсть, не оставит ум; это произойдет, когда в существе начнет устанавливаться высший порядок сознания и переживаний. Также не очень хорошо заставлять себя слишком сильно делать только работу художника. Такое принуждение ума и витала, обычно, ведет либо к провалу и делает их более беспокойными, либо создает некий вид тупости и инерции.

Что касается работы, просто стремитесь, чтобы Сила использовала вас, когда вы делаете ее, внутренне установите связь с Матерью и сделайте вашей целью быть инструментом для выражения красоты, не заботясь о личной известности или похвале и порицанию других.

* * *

Процесс писания на обыденные темы, сам по себе, имеет тенденцию к экстернализации, хотя человек может привыкнуть писать (на любые темы) с внутренним сознанием отделенным и свободным от того, что делает внешнее.

* * *

Не так легко заниматься ментальной работой и в это же время делать садхану, поскольку именно с умом совершается процесс садханы. Это возможно, только если отделиться от ума, также как и от тела и жить в сознании внутреннего Пуруши.

* * *

Единственным способом является отделение Пуруши от Пракрити. Когда вы чувствуете внутри нечто наблюдающее все ментальные активности, но отделённое от них, также как вы можете наблюдаете вещи, происходящие снаружи на улице, тогда это является отделением Пуруши от ментальной Пракрити.

* * *

Это лишь означает, что вы не можете отделить себя от вашего ментального сознания в его активности. Естественно, если ваше ментальное сознание отвлекается от чтения, то вы не можете понять то, что читаете, поскольку именно ментальным сознанием человек понимает. Вы не должны отделять ментальное сознание от чтения, но сами отделиться от ментального сознания. Вы должны быть Свидетелем, наблюдающим то, как оно читает или пишет, или говорит, так же как вы наблюдаете за телом, которое действует или двигается.

V

Я не вижу возражений в том, чтобы он продолжал свою учебу, - будет ли она полезна для жизни садханы будет зависеть от духа, в котором он будет делать это. Действительно важной вещью является развитие такой стадии сознания, в котором можно жить в Божественном и воздействовать из него на физический мир. Ментальный тренинг и дисциплина, знание человека и вещей, культура, полезные способности - это подготовка к тому, чтобы садхак мог бы получить все наилучшее, даже если это все и не является необходимыми вещами. Образование в Индии дает очень мало из этих вещей, но если знают как учиться, не заботясь особенно о форме или о простом академическом успехе, то студенческая жизнь может быть полезна для цели [садханы].

Наши рекомендации