Раздел второй. Трансформация ума 6 страница
* * *
В действительности, нисходит не план; это его Энергия и Истина спускаются в материальное, и тогда вуали между ним и материальным больше не существует.
* * *
Я не говорил, что это [нисхождение Ананды] было витальным или ментальным, но, что это была Ананда, проявляющая себя в витале и ментале, а это другая вещь; ибо единая Ананда (истинная вещь) может проявляться в любой части существа.
* * *
Оно [верхнее сознание] нисходит также и в атмосферу, но, чтобы оно было действенно, индивидуум должен получать и откликнуться. Также оно нисходит в индивидуальное независимо от атмосферы.
* * *
Сознание, откуда приходят эти переживания, всегда там, оказывая давление, чтобы установить их. Причиной, почему они (переживания) не входят свободно или не остаются, является активность ума и витала, которые всегда бросаются на все вокруг, думая это, желая то; стараясь совершить альпинистские подвиги на всех холмиках нижней природы, вместо того, чтобы вскармливать сильное и простое стремление и открытость к высшему сознанию, дабы оно могло войти и делать свою работу. Rasa [«вкус», наслаждение от вещи] поэзии, живописи или физической работы не является той целью, которая преследуется. То, что создает интерес в йоге - это rasa Божественного и божественного сознания, что означает rasa Покоя, Безмолвия, внутреннего Света и Блаженства, роста внутреннего Знания, возрастающей внутренней Силы, Божественной Любви, всех тех бесконечных сфер переживания, которые открываются с открытием внутреннего сознания. Истинная rasa поэзии, живописи или любой другой активности истинно найдена, когда эти активности являются частью работы Божественной Силы в вас и вы чувствуете это [активности] как то, вы чувствуете в этом радость той работы. Состояние внутреннего существа и его безмолвия, которое было у вас, отделённое от поверхностного сознания и его мелких беспокойных работ - это первое освобождение, освобождение Пуруши от Пракрити и это является фундаментальным переживанием. В тот день, когда вы сможете сохранять его, вы можете знать, что йогическое сознание установлено в вас. К настоящему времени оно возросло в силе, но оно также должно возрасти в продолжительности. Эти вещи не «теряются»: то, что вы чувствовали, все время пребывает там в вас, но вы не чувствуете этого из-за того, что вы полностью жили на поверхности, а поверхность наполнена толпой и криком. Но во всех людях есть этот безмолвный Пуруша, основа истинного ментального существа, истинного витального существа, истинного физического существа. Это было вещью, пришедшей в результате вашей молитвы и стремления, чтобы показать вам в каком направлении нужно следовать для того, чтобы иметь истинную rasa вещей, ибо только когда человек освобожден, он может получить истинную rasa. Поскольку за этим освобождением следуют другие, и среди них освобождение и Ананда в действии так же, как и в статическом безмолвии.
* * *
Если привычки обычной природы не являются препятствием для нисхождения, то зачем тогда нужна садхана? Что мешает и препятствует всему верхнему сознанию спуститься вниз и за секунду изменить вас в сверхчеловека? Именно из-за того, что привычки нижней природы оказывают упорное сопротивление, необходима садхана.
* * *
В моей фразе основное условие не означает то поверхностное состояние, известное вам. Оно включает в себя много вещей неизвестных вам. То, что приходит сверху, может приходить, когда есть ясный и чистый ум или когда витал взволнован; когда вы в медитации или когда вы передвигаетесь; когда человек работает или когда он ничего не делает. Чаще всего это приходит, когда пребывают в чисто сконцентрированном состоянии, но может и нет - здесь нет абсолютного правила. Больше того, тяга и призыв могут и не создать конкретного эффекта и все же, может быть эффект, когда больше нет притяжения или призыва. Все эти утвержденные ментальные причины для этих приходов и уходов являются слишком жесткими: иногда они применимы, очень часто они не применимы. Нужно иметь веру, доверие и стремление, но нельзя ограничивать Силу тем когда, как, и почему она будет действовать.
* * *
Оно [высшее сознание] может не приходить точно соответственно устремлению, но это не значит, что устремленность неэффективна. Она сохраняет сознание открытым, не допускает инертной покорности на все, что приходит и осуществляет некий вид тяги из источников высшего сознания.
* * *
Когда бы ни происходило нисхождение высшего сознания в Адхар:
1. Часть его сохраняется и запасается во фронтальном сознании и остается там.
2. Часть его уходит на задний план и остается как поддержка активной части существа.
3. Часть - растекается в универсальную Природу.
4. Часть - поглощается несознанием и теряется для индивидуального сознания и его действия.
* * *
Сила нисходит по двум причинам:
1. Чтобы трансформировать природу;
2. Чтобы поддержать работу через инструмент.
Сначала не осознают эти оба вида работ, потом осознают работающую Силу, но не то как она работает. В конце осознают полностью и в деталях.
* * *
Человек чувствует Силу, только когда он находится в сознательном контакте с ней.
* * *
Все это различные воздействия Силы на adhara с единственной целью открыть его вверх сверху и снизу, а также горизонтально. Действие сверху открывает его нисхождению сил, пребывающих над Умом и к восхождению сознания над крышкой обычного человеческого ума. Горизонтальное действие открывает его к космическому сознанию на всех его уровнях. Действие снизу помогает соединить сверхсознательное с подсознательным. В конце концов, сознание, вместо того чтобы ограничиваться телом, становиться бесконечным, поднимающимся бесконечно вверх, погружаясь бесконечно вниз, бесконечно расширяясь во все стороны. Кроме того, имеет место открытие всех центров к Свету, Силе и Ананде, которые должны нисходить сверху. В настоящее время, кажется, только центры ума получают полностью нисхождение Силы, в то время как верхние витальные центры подготавливаются меньшим воздействием на другие части тела. Это дело времени и настойчивости, ибо путь должен быть полностью открытыми.
* * *
Это универсальное переживание садхаков, когда сила, сознание или Ананда подобным образом первый раз приходят сверху - или по окружности - и давят на голову или окружают ее, потом они, как это было, проникают сквозь череп, наполняют сначала мозг и лобную часть, а потом всю голову и нисходят, занимая каждый центр до тех пор, пока вся система не будет заполнена и насыщена. Конечно, есть, или могут быть, предварительные наплывы, на время захватывающие все тело или какую-то часть системы, наиболее открытую и оказывающую наименьшее сопротивление воздействию.
* * *
Нисхождение в тело, сначала в голову, потом вниз к шее и в грудь - это обычное правило. У многих бывает большая задержка прежде чем оно [нисхождение] спускается ниже пупка из-за некоторого витального сопротивления. Однажды оно проходит эту баррикаду и, обычно, ему не нужно большого времени, чтобы спуститься дальше. Но нет правила относительно того сколько это займет времени. У некоторых оно спускается как поток, у других это проходит с методичным и неторопливым нарастанием. Я не думаю, что нисхождение покоя по привычке ожидает сотоварищей; более часто сначала он любит быть всем сам и потом звать вниз своих товарищей, говоря: «Давайте сюда, я уже подготовил место, все для вас готово».
* * *
Если вы имеете в виду нисхождение высшего сознания, то оно ощущается в области сердца не только в центре, так же как оно ощущается в голове. Касание головы - это лишь первое давление. Впоследствии возникает чувство массы покоя, силы, света, Ананды или сознания, спускающегося в голову напрямую и потом нисходящего к груди, а также к пупку сквозь тело. У одних это занимает недели или месяцы, у других это нисходит быстро.
* * *
Когда вещи приходят в этом порядке, голова раскрывается первой, а сердце потом; в конце концов - все центры. Если вы удовлетворены только покоем, знанием и мукти, то, возможно, сердечный центр может раскрыться только этому. Но если вы хотите любви, тогда нисходящая Сила и Свет будут работать также над этим.
* * *
Возможно было слишком много спешки в этой попытке раскрыть пупочный и нижние центры. В этой йоге движение идет сверху вниз: сначала два центра головы, потом сердце, потом пупок и затем два остальных центра. Если высшее переживание сначала полностью установлено со своим своим сознанием, знанием и волей в трех верхних центрах, тогда оно более легко без слишком сильного беспокойства открывает три нижних центра.
* * *
Да, это был тот же самый опыт. Вы ушли внутрь под давлением Силы, что очень часто, хотя и не всегда, является первым результатом: вошли в несколькосекундное самадхи, выражаясь обычным языком. Сила, когда нисходит, пытается открыть тело и пройти через центры. Она должна войти (обычно) через макушку головы (Brahmarandhram) и пройти через центр внутреннего ума, который находится в середине лба, между бровями. Вот почему она давит сначала на голову. Открывание глаз вернуло назад к обычному сознанию внешнего мира, вот почему с открыванием глаз интенсивность ослабла.
* * *
Опыт, который был у вас, было просто нисхождением Божественной Силы в тело. Она пришла в ответ на ваше отношение и устремленность, призыв к ней работать в вас. Такое нисхождение, естественно, приносит глубокое направленное вовнутрь состояние и безмолвие ума, и это может принести гораздо большее: покой, чувство освобождения, счастье, Ананду. Оно очень часто сопровождается, как в этом опыте, светом или озаренностью. Оно чувствовалось окутывающим верхнюю часть тела, вниз к кардиоцентру, так как именно эти центры - голова и сердечный центр - первыми захватываются и занимаются тем, что нисходит сверху: Сознанием, Силой, Светом или Анандой. Обычно, сначала имеет место давление сверху на голову, потом чувствуют нечто входящее в верхнюю часть головы, а затем занимается вся голова, как вы чувствуете сейчас с «fourmillement» (фр. - свист в ушах) во время концентрации. Однажды, когда голова с ее ментальными центрами открыта и захвачена, Сила быстро спускается в сердечный центр, несмотря на то, что есть некоторое препятствие или сопротивление в верхних витальных частях. Оттуда она направляет свои потоки во все тело и начинает занимать витальные и физические центры от пупка до Муладхары. Приход этого переживания - занятия тела Силой сверху - есть большой шаг вперед в садхане. Страх обморока происходит только из-за samskara (привычной реакции) в уме; от нее следует избавиться. Сила может очень легко нисходить вниз в полностью пробужденное сознание; если она приносит некое самадхи, то это обычно сознательное внутренне состояние - сознание удаляется от внешних вещей, но наполнено Силой внутри. Даже если пришел транс, то это будет транс, а не обморок.
* * *
Наиболее важными из перечисленных вами переживаний, являются следующие:
1. Чувство покоя и относительное отсутствие беспокойных мыслей. Это означает рост спокойствия ума, которое необходимо для полностью эффективной медитации.
2. Давление на голову и движения внутри нее. Давление означает, что Сила верхнего сознания над умом давит на ум (центры ума находятся в голове и в горле) и проникает в него. Однажды она входит туда, подготавливая ум для еще более полного раскрытия ей, а движения внутри головы происходят из-за этой работы. Однажды, когда центры головы и пространства открываются, человек ощущает ее свободно нисходящей, подобно потоку или как-то иначе. Позже она аналогичным образом открывает и другие центры в теле. Физическое движение головы должно быть происходит из-за того, что тело не приучено к давлению и проникновению Силы. Когда оно способно получать и ассимилировать, эти движения прекращаются.
3. Эффект медитации в сердце, распространяющийся к голове и создающий движения - это нормальное явление: в каком бы центре ни происходила концентрация, вызываемая сила йоги расширяет ее на другие центры и создает концентрацию или работы там.
4. Внезапное прекращение мыслей или всех движений - это очень важно, ибо это означает начало способности к внутреннему безмолвию. В начале своего проявления это длится лишь короткое время, но в последствии его власть и продолжительность нарастают.
Направление садханы правильное и вам нужно лишь продолжать ее.
Мы не можем сказать ничего определенного относительно внешних дел - я полагаю, что в [соответствующих] обстоятельствах вы должны думать об этих вещах, но садхана имеет более важное значение.
Мы не включаем практики Хатха-йоги в эту садхану. Если вы используете их только в оздоровительных целях, то это должно быть как нечто отдельное от садханы, по вашему выбору.
* * *
Полное безмолвие и неактивность ума не могут прийти сразу: возможно лишь успокоение ума, так сказать, прекращение его поглощенности в свою беспокойную разнообразную активность еле связанных или бессвязных мыслей и концентрация на объекте садханы. Образ, который Мать рекомендовала вам, был средством для такой концентрации. Ментальная идея о вездесущем, подобная той, что приходит к вам - это также хорошая помощь в этом, особенно если это приносит сильную веру и доверие. Ощущение вибрации Силы Матери вокруг головы это больше, чем ментальная идея или даже ментальная реализация: это опыт, переживание. Эта вибрация - действительно действие Силы Матери, которая сначала ощущается над головой или вокруг нее, потом, внутри головы. Давление означает что она работает над раскрытием ума и его центров для того, чтобы она смогла войти в него. Центры ума находятся в голове: один - на макушке и над ней, другой - между глаз, третий - в горле. Вот почему вы чувствуете вибрацию вокруг головы и иногда выше горла, но не ниже. Это так естественно, поскольку только после окутывания и входа в ум она идет ниже к эмоциональной и витальной частям (сердце, пупок и т. д.), хотя иногда, прежде чем она входит в тело, она больше окутывает его… Чтобы видеть свет в сердце, нужно уходить глубоко, можно видеть свет где-нибудь другом месте без того, чтобы уходить там в глубину. Свет часто виден сначала между бровей или впереди, или на этом уровне, ибо там расположен центр внутреннего видения и небольшое раскрытие его достаточно для этого, поэтому свет часто виден вокруг головы или над ней, вовне.
* * *
Давление изнутри на лобный центр очень часто начинается после давления на лоб сверху - что-то от Силы пришло в достаточном количестве, чтобы осуществить это второе давление. То же на спине – должно быть прямое давление на психическую область (если это в или около середины спины), это означает, что готовится действие в сердце. Когда центры начинают открываться, тогда становятся частыми внутренние переживания, такие как видение света или образов тонким зрением в межбровном центре или психические переживания, или ощущения в сердце; постепенно начинают осознавать свое внутреннее существо, как нечто отдельное от внешнего и то, что может быть названо йогическим сознанием со всеми своими более глубокими движениями, развивающимися на месте обычных поверхностных ментальных и витальных движений.
* * *
Это хорошо, что вы чувствовали покой внутри и движение в сердце. Это показывает, что Сила работает не только сверху, но и внутри вас, и это обещает дальнейший прогресс. Со временем придет полное открытие - важно то, что вы на правильном пути и продвижение более быстрое, чем вы думаете.
* * *
Это то, что мы называем давлением Силы (Силы верхнего духовного или Божественного сознания, Сила Матери); она приходит в разных формах: вибрациях, токах, волнах, широким потоком или ливнем, подобно дождю и т. д. Она по очереди проходит в каждый центр: макушка головы, межбровный центр, горло, сердце, пупочные центры и вниз к Муладхаре и распространяется также сквозь тело. Циркулирующее движение - это действие Силы, когда она работает и формирует что-то в существе.
* * *
Все, что приходит сверху, может приходить подобным же образом, волнами: будь то Свет, Сила, Покой или Ананда. В вашем случае это была Сила, волнами работающая в уме. Также верно и то, что когда она работает подобным образом не потоками, не как дождь, и не как спокойный поток, то это работающая Сила Махакали. Первое, что необходимо, когда это происходит - не бояться.
* * *
Поток, который вы чувствуете идущим вниз на голову и изливающийся в вас, на самом деле является потоком Силы Матери; именно так он часто ощущается; она потоками втекает в тело и работает там для того, чтобы освободить и изменить сознание. Когда ваше сознание изменится и разовьется, вы сами поймете значение и работу этих вещей.
* * *
Вибрации - это либо вибрации Силы или Присутствие.
* * *
Давление, пульсация, электрические вибрации - все это признаки работающей Силы. Место указывает зону воздействия; макушка головы - это вершина думающего ума, где он связан с верхним сознанием; шея или горло - это место физического экстернализирующего или выражающего и формулирующего, ума; ухо - это место связи с центром внутреннего ума, через который мысли и т. п. входят в индивидуальное существо из всеобщей Природы. Грудь, в указанной точке, содержит психический и эмоциональный центр со своей вершиной в позвоночнике сзади.
* * *
Этот [ток подобный электрическому] есть поток Силы по позвоночнику. В Тантрической системе позвоночник считается местом естественного прохода Силы, потому что именно в позвоночнике расположены все шесть центров.
* * *
Электрический шок всегда указывает на проход динамической Силы.
* * *
Я рад слышать, что пришли эти переживания - они являются признаком прихода быстрого развития. Нисхождение в виде моросящего дождя очень характерный и хорошо известный способ нисхождения верхнего сознания; он приносит покой, но он также приносит все возможности верхнего сознания и, как вы почувствовали, семена трансформации физического сознания в результате прихода в него зерен сил и качеств верхней Природы.
* * *
Я очень рад, что опыт, который мы пытались передать вам, пришел с такой силой и нарастает. Это конкретное нисхождение верхнего сознания, которое, будучи однажды установленным, всегда отмечает определенную поворотную точку в садхане. Даже если сразу оно и не устанавливается с полной стабильностью, все же, если оно однажды пришло с такой силой, то, без всякого сомнения, оно будет приходить все больше и больше до тех пор, пока не выполнит свою работу и не станет вашим постоянным сознанием. Ливень и моросящий дождь, влияния над головой или в сердце, окутывание, пылание Агни внутри, чувство непоколебимости и плотности, Покой, уверенность и обожание, чувство Материнской поддержки - все это признаки нисхождения; в конце концов это проникнет и пропитает все и станет чем-то прочным и стабильным, занимающим все сознание и тело.
* * *
Звук иногда приходит в связи с особенным, специфическим нисхождением сознания или силы сверху.
* * *
Ваше переживание, когда вы ходили к юристам, - было открытием к Силы свыше, которое, возникая случайно, всегда сопровождается подобным громким звуком и ощущением открытия головы; открытие головы происходит в тонком теле, хотя ощущение возникает как будто в физическом. Сила спустилась вниз и ушла наверх осуществлять руководство, используя формы Матери - Махалакшми и Махасарасвати - и создала движение восхождения и нисхождения (здесь в позвоночном столбе, который является главным каналом для прохождения йогической силы через центры), которое помогает соединить верхнее и нижнее сознание. В результате в вашем теле возникло чувство идентичности со мной. Кашель, вероятно, показывает на какую-то трудность в связи с концентрацией в физическом уме. Наилучшим будет не прилагать усилия к концентрации, а оставаться спокойным и призывать, позволяя вещам самим выработать себя через силу Матери.
* * *
Это какое-то препятствие в уме, разрушающееся под давлением Силы и каждый раз происходит вспышка и движение Силы.
* * *
Если это ощущение протыкания оболочки существа, тогда это чувство, которое часто возникает, когда Сила прочищает себе путь через некое сопротивление; в вашем случае - это должно быть в какой-то части физического ума.
Сохраняйте полное доверие к Матери. Когда так поступают, то победа гарантирована, даже если будут задержки.
* * *
Когда есть давление Силы на Адхар, чтобы работать над ним или войти, это [тяжесть в центре головы] всегда чувствуется, особенно если есть работа Силы в голове. Эта тяжесть исчезает, если система получает и усваивает Силу и есть свободный поток в теле; до этого момента давление или некого рода тяжесть часто ощущается то в одном центре, то в другом в зависимости от того, где работает Сила.
* * *
Тяжесть, которую дает Сила, похоже, была знаком нисхождения. Ощущения пощипывания или покалывания в голове часто сопровождают его. Обычно, это признак некой силы сверху, пытающейся проложить себе путь или работать в физической основе для того, чтобы подготовить ее к получению.
* * *
Контроль над мыслями и сила видения образа Матери и Шри Ауробиндо в голове - это очень хорошее начало. Жар в голове - это не лихорадка, а результат действия Силы в ментальных центрах, работающей для того, чтобы преодолеть ментальное сопротивление, которое всегда есть в человеческом уме - тяжесть иногда приходит как результат давления силы – обычно она проходит сама, когда ум свободно получает Силу.
Это [чувство разбухания головы] было очень обычным опытом ощущения расширения в голове тонкого тела.
* * *
Ощущение в макушке головы и верхней части лба, которое вы описываете, подобны тем, которые часто получают, когда верхнее сознание или Сила пытаются открыть для себя проход через ум. Так что это, возможно, именно то, что происходит. Что касается беспокойства и слабости там, когда вы говорите громко и т.п., то это также часто происходит в это время. Это происходит из-за того, что концентрация энергии, необходимая для внутренней работы, нарушается и энергии выбрасываются, истощая части двумя противоречивыми дерганиями. Когда происходит какая-то внешняя работа, то лучше быть очень спокойным в речи и сдержанным, на сколько это возможно. В другое время - это не так уж важно.
* * *
Есть ощущения, которые возникают в результате нисхождении и вовсе не причиняющие беспокойств и не опасные, а есть и другие - физические. Но для того, чтобы отличить, необходимо описание.
* * *
То, что вы видели, было действительно солнце - солнце голубого света, который является скорее светом верхнего ума, чем обычного человеческого. Солнце - это символ Света и Истины. Этот верхний духовный Ум пытается пробудиться в вас, но в начале всегда есть сложности из-за того, что сознание не приучено получать, поэтому возникает чувство давления, иногда перерастающее в чувство головной боли или в ощущение головы, готовой расколоться. Это ни что иное, как ощущение в физическом, созданные внутренним умом (эта часть головы есть место пребывания внутреннего ума), пытающимся раскрыться под касанием свыше.
Ваш сон - это не признак мирского желания в вас, а лишь тест или сон-испытание, такое же, как у вас было до того. Отсутствие во сне ответа в вас говорит о том, что в вас нет такой склонности к этим вещам, какую имеют многие. Итогом стала лишь формация или внушение внешних сил витального плана, чтобы увидеть какого вида ответ, если б он был, дало бы ваше сознание.
* * *
Действие Силы не всегда создает давление. Когда ей не нужно давить, она действует спокойно.
* * *
Нет необходимости в том, чтобы чувствовать давление. Человек чувствует силу, когда что-то делается или течет сила или, если она там, то проявляется в теле, - но не тогда, когда то, что проявляется является покоем и безмолвием.
* * *
Можно быть восприимчивым, без осознания; не зная точно того, что дается.
* * *
Необходим спокойный поток для пропитывания нижних частей. Большое нисхождение открывает путь и приносит постоянное укрепление и кульминационную силу в конце, но спокойный поток также необходим.
* * *
У некоторых бывает это раскачивание тела, когда на них начинают нисходить Покой и Сила, поскольку это облегчает для их получение. Обычно раскачивание прекращается после того, как тело приучено ассимилировать нисхождение.
Полный Покой во время медитации приходит потому, что концентрация Матери в это время приносит вниз силу верхнего сознания и человек может получить её, если он на то способен. Если однажды Покой начал приходить, то обычно он нарастает в силе в соответствии с восприимчивостью садхака до тех пор, пока он не сможет приходить в любое время и при любых обстоятельствах и сохраняется все дольше и дольше, пока не стабилизируется. Садхак, со своей стороны, чтобы получить его, должен сохранять такое тихое и спокойное сознание, как это только возможно. Покой, Сила, Свет, Ананда верхнего духовного сознания находятся там, во все скрывающих небесах. Нужно определенное открытие вверх для того, чтобы это спустилось; спокойствие ума и определенная широкая сосредоточенная пассивность нисходящему Влиянию являются наилучшими условиями для нисхождения.
* * *
Это [тряска тела] иногда происходит когда Сила спускается вниз. Это, возможно, прекратится, как только тело станет более спокойным и восприимчивым.
* * *
Если давление слишком сильное, то лекарство - расширение сознания. Вместе с покоем и безмолвием туда должна прийти широта, которая может получить любое количество силы без малейшей реакции, будь то тяжесть, принуждение оставаться отделенным или трудность с глазами.
* * *
Вероятно, аккумулированная Сила стала больше, чем может получить физическое существо. Когда такое происходит, правильным является расширение себя, (это можно сделать немного потренировавшись). Если сознание пребывает в состоянии широты, оно может получить любое количество Силы без всяких неудобств.
* * *
Между двумя движениями всегда существуют паузы подготовки и ассимиляции.
* * *
Оставаться спокойным некоторое время после нисхождения Силы – это наилучший способ ее ассимиляции.
* * *
Там могут быть пустое безмолвие и покой, удовлетворенные собой. Принятие - это отдельная сила. Конечно, всякое успокоение ума создает хорошее условие для действия восприимчивости.
* * *
Что касается вашей собственной садханы и садханы других…Я думаю, что необходимо сделать два или три замечания. Первое: с некоторых пор у меня возникло впечатление, что имеет место слишком постоянная активность и давление к стремительности развития и к большому количеству переживаний. Эти вещи хороши сами по себе, но нужна определенная осторожность. Во-первых, должны быть достаточные периоды отдыха и безмолвия, даже расслабленности, во время которых может происходить спокойная ассимиляция. Ассимиляция очень важна, и периоды, необходимые для нее, не следует рассматривать с нетерпением как задержку в йоге. Необходимо позаботиться о том, чтобы создать тихую и спокойную Силу и внутреннее Безмолвие, как основное условие для любой активности. Не должно быть чрезмерных усилий; любое утомление, беспокойство или чрезмерная чувственность нервной и физической частей, о симптомах которой вы упоминаете в вашем письме, должны быть успокоены и устранены, поскольку чаще всего это признак переутомления и слишком большой активности или скорости в йоге. Также необходимо помнить, что опыты ценны в качестве указателя и открытия, и что главным всегда является устойчивое гармоничное и все более организованное открытие и изменение различных частей сознания и существа.
* * *
Физическая усталость, подобная этой, может прийти в ходе садханы по разным причинам:
1. Она может прийти, если физическое получает больше, чем готово ассимилировать. Тогда лекарством будет спокойный отдых в сознательной неподвижности, получающей силы, но только для восстановления силы и энергии и ни для чего больше.
2. Это может быть из-за пассивности, принявшей форму инерции: инерция уносит сознание вниз к обычному физическому уровню, который быстро утомляем и склонен к тамасу. Здесь средством является возврат назад в истинное сознание и отдых там, а не в инерции.
3. Это может возникнуть из-за обычного перенапряжения тела, не давая ему достаточного сна или отдыха. Тело - это опора в йоге, но его энергии не беспредельны и их нужно беречь, их можно сохранять, подтягивая из универсальной витальной Силы, но такое подкрепление также имеет свои пределы. Нужна определенная умеренность даже в усилии к развитию - умеренность, но не безразличие или леность.
* * *
Да, обычное физическое сознание не способно поддерживать контакт и быстро утомляется; также оно не способно усвоить сразу много. Но не всегда Божественное отводит давление: нижнее сознание само теряет и бросает его.
* * *
Да, система должна отдыхать для того, чтобы ассимилировать и восстанавливать свою силу получения.
* * *
Когда ассимилируют, тогда не получают.
* * *
Совершенно нормально иметь такие периоды в течение дня… Сознанию необходимо время для отдыха и ассимиляции: оно не способно находится на одной и той же высоте все время. Тихое спокойствие – вот правильное состояние во время ассимиляции.
* * *
Пассивность не должна вести к неактивности: в противном случае она будет поощрять инерцию в существе. Нужна лишь внутренняя пассивность к тому, что приходит свыше, инертная пассивность - это неправильный вид пассивности.