Иллюстрация к работе со снами: монастырь 2 страница
Оценка снов с позиции внутренней жизни
На этой стадии работы со снами всегда возникает вопрос, о какой именно жизни повествует сон: о внутренней или внешней. Иногда наша неуверенность выражается в том, что мы задаемся вопросом,следует ли нам воспринимать сон с позиций внутренней жизни.
По большей части сны являются образами того, что происходит внутри сновидящего. Как правило, сны говорят об эволюции внутренних сил, о конфликте внутренних ценностей и точек зрения, о различных энергетических системах бессознательного, которые хотят быть услышанными, хотят пробраться в нашу осознанную жизнь.
Главной темой наших снов, вне всякого сомнения, является процесс индивидуации. Большинство снов, так или иначе, отображают наше индивидуальное путешествие к целому. Они показывают нам различные участки этого пути (приключения, препятствия, конфликты, примирения),который, в конце концов, приведет нас к осознанию своего "я". Каждый сон по-своему демонстрирует либо наши усилия по интеграции определенной бессознательной части нашего существа в наше сознание, либо наше сопротивление внутреннему "я", наше стремление бороться с ним вместо того, чтобы учиться у него. Вот это и есть главная тема наших снов, и именно над этим нам следует задумываться при толковании наших снов.
Многие люди поначалу с трудом могут себе представить существование внутреннего мира, существующего внутри нас и параллельного миру внешнему; некоторые люди с трудом могут себе представить,что наши сны, прежде всего, связаны с нашим внутренним миром. Наша цивилизация призывает нас сосредоточиваться на внешнем мире, и потому мы поспешно делаем вывод, что наши сны повествуют о чем-то, происходящем вне нас. В этом изаключается коллективное опасное заблуждение: люди полагают, что значение имеет только внешний мир.
Истинное значение внутреннего мира становится более ясным, когда мы начинаем понимать, что практически все наши действия, все наши реакции, все наши решения, все наши связи порождены исключительно нашими внутренними качествами и внутренней динамикой. Все контролируется огромными энергетическими системами, которые подталкивают нас изнутри и определяют большинство наших мыслей и деяний.
Если вы воспримите ваши сны как отражение динамики вашего бессознательного, то вы, скорее всего, доберетесь до самой сути проблемы, однако, если вы попытаетесь применить ваш сон на внешнем уровне, то, как правило, вы очень поверхностно поймете смысл его послания.Именно на внутреннем уровне мы можем кардинально изменить нашу жизнь, именно о внутреннем уровне, как правило, и повествуют ваши сны.
Да, бывают сны, направленные на нечто, находящееся вне сновидящего и не имеющее ничего общего с его внутренней жизнью. Но такие сны случаются крайне редко. Иногда, накануне войны, людям снятся грандиозные битвы и катастрофы. Иногда человеку снится сон, в котором что-то происходит с находящимся где-то далеко его другом или родственником, а потом сновидец узнает, что это событие действительно имело место в жизни данного человека. Однако общее правило таково: явившиеся во сне символы относятся к внутренней жизни сновидящего. Этот подход больше всего годится для работы со снами.
Один мой пациент рассказал мне свой сон, в котором его друг мчался на бешеной скорости на машине, и врезался в дом. Он был испуган, потому что думал, что этот сон предвещает автомобильную катастрофу: он считал, что должен предупредить своего друга. Я сказал ему, что,скорее всего, сон использовал образ его друга в качестве символа присутствия какой-то чрезмерности в его собственной жизни - навязчивой идеи или эмоций,которые вот-вот выйдут из-под контроля. В качестве предосторожности, я посоветовал ему пока не ездить вместе со своим другом-"лихачом".
Мое толкование оказалось верным.Сновидец получил новую должность, стал себя воображать большим человеком, у него закружилась голова, и возникло что-то вроде "упоения властью". К счастью для него, он помнил прозвучавшее во сне предупреждение, вовремя заметил "раздувание" своего эго и прекратил этот процесс прежде, чем его эго стало раздражать других людей. А что касается "разбившегося" во сне друга, то он и по сей день продолжает гонять как сумасшедший.
Я бился над этой проблемой многие годы и пришел к выводу, что лучшим решением является соотнесение ваших снов с вашей внутренней жизнью. Начните вашу работу с предположения, что ваш сон представляет внутреннюю динамику вашей жизни, и продолжайте в том же духе. Если в последствии окажется, что ваш сон все-таки имеет отношение к внешней ситуации,внесите соответствующие поправки в ваше толкование.
Для применения такого подхода есть веские основания. Во-первых, как мы уже сказали, большинство снов относится к чему-то, что происходит внутри сновидящего. Стало быть, разумнее будет отталкиваться именно от этого предположения: в противном случае вы рискуете не понять основной смысл вашего сна.
Во-вторых, мы должны компенсировать наше коллективное заблуждение о предпочтительности внешнего мира. Мы можем это сделать только одним способом: заставить себя старательно поискать внутреннее значение сна. Стоит нам только начать приспосабливать наш сон к нашей внешней жизни, как мы сразу запутаемся в размышлениях о людях,которых мы знаем, и обо всех ситуациях, в которых мы в данный момент находимся;мы уже не вернемся к осознанию истинного содержания сна - внутренней ситуации,которая создает ситуацию внешнюю.
Даже в том случае, когда сон является непосредственным комментарием к какой-то внешней ситуации, вы можете быть уверены, что и здесь задействована внутренняя динамика. Каким-то образом на ваше отношение к внешнему лицу или ситуации оказывает воздействие какая-то возникшая у вас фантазия, какая-то доминирующая внутренняя установка, какой-то существующий в вашем внутреннем разуме идеал.
Вы бесполезно потратите время,если попытаетесь понять внешнюю ситуацию, не определив прежде ваши внутренние психологические паттерны, которые на эту ситуацию воздействуют. А ваш сон, как правило, указывает именно на эти паттерны.
Тем не менее, люди часто путаются в этом вопросе, поскольку бессознательное имеет привычку, так сказать,одалживать образы у внешней ситуации и использовать эти образы в качестве символов чего-то, что происходит внутри сновидящего. Ваш сон может "одолжить" образ вашего соседа по лестничной площадке, вашего супруга или кого-нибудь из ваших родителей и использовать этот образ для того, чтобы рассказать о чем-то, что находится внутри вас.
Для примера возьмем самоуверенного мужчину, нетерпимого к чужому мнению. И вот ему снится сон, вкотором его жена пытается убедить его изменить его точку зрения по какому-то вопросу. Его жена как раз принадлежит к открытым людям и обладает гибким,пытливым умом, интересующимся мнением других людей. В данном случае сон использует образ жены, чтобы сказать этому мужчине, что ему нужно быть менее самоуверенным и более открытым для новых идей. Эта способность отождествляется с женской стороной его внутреннего существа, поэтому его бессознательное и выбрало образ его жены, чтобы представить эту способность в сновидении.Используя образ жены, сон пытался обратить его внимание на эту возможность.
Естественной реакцией на такой сон является следующая мысль. "Поскольку во сне присутствует моя жена, то сон говорит о моей или моих отношениях с моей женой". Такой вывод напрашивается сам собой, но на практике он, как правило, оказывается неверным.Скорее всего, сон использует образ жены для того, чтобы представить качество,присущее самому сновидящему, внутренний конфликт сновидящего, что-то, что развивается внутри него и имеет мало общего с его реальной женой.
В такой ситуации сновидящий должен усвоить следующее' ему нужно понять, что у него есть"внутренняя" жена, которая отличается от его реальной жены, живет вего внутреннем мире и является частью его самого. Затем, ему нужно перестать сваливать на свою реальную жену вину за конфликт со своей"внутренней" женой, ибо это его конфликт с самим собой. Наконец, он должен серьезно отнестись к своей "внутренней" жене, своему внутреннему женскому началу. Ему нужно понять, какую именно часть его существа представляет"внутренняя" жена и что она хочет ему сообщить.
Вероятно, это единственный по-настоящему важный принцип работы со снами, ибо от его соблюдения зависит то,найдете ли вы в ваших снах знание. Мы должны понять, что сны являются кружевной тканью символизма, и что каждый образ представляет нечто, происходящее внутри нашего существа.
Иногда желание воспринять сон буквально бывает неодолимым, в особенности, если вы находитесь в конфликте с лицом, появившемся в вашем сне. Мы хотим использовать сон для того, чтобы возложить вину за что-то на внешнее лицо или для того, чтобы утвердиться в своей правоте. Но если мы не поддадимся искушению, и будем пытаться понять,каким нашим собственным внутренним качествам соответствуют образы из сна, мы узнаем о себе много удивительного, чего мы никогда бы не узнали другим образом.
Привязка образов к специфическим характерным чертам.
Вероятно, наиболее практичный способ привязки какого-нибудь конкретного образа к своему "я" заключается в том, чтобы поинтересоваться, что у вас общего с этим образом, каковы главные характеристики явившегося во сне образа? Как бы вы описали ее или его характери личность? Имеются ли у вас такие же черты? Если образ представляет собой сердитого человека, то обладаете ли и вы такими же качествами? Если это"шалопай", то не относитесь ли и вы к таким же?
У всех нас имеется набор фундаментальных характерных черт, из которых проистекает все, что составляет нашу личность. Этот базис включает в себя наши чувства, систему верований,установки, манеру поведения и близкие нам ценности. Все эти черты появляются в наших снах, и если мы постараемся, то мы их там найдем
Каждый сон - это портрет сновидящего. Вы можете думать о сне как о зеркале, в котором отражается ваш внутренний характер - те аспекты вашей личности, существование которых вы невполне осознаете. Поняв это, мы сразу же поймем, что каждая отображенная в снах черта обязательно существует где-то внутри нас, вне зависимости от того,осознаем и признаем мы ее присутствие или нет. Чем бы не отличались и чем бы не занимались персонажи сна, в определенном смысле все это верно и для сновидящего.
Под этим я не подразумеваю, что проявившиеся во сне поведение или черты характера относятся к сновидящему в буквальном смысле, то есть так, как они изображены во сне. Сны зачастую оперируют крайностями: они стараются компенсировать нашу неспособность заметить то или иное качество изображением его крайних драматических проявлений.
Например, если в вашем сне возник вор, то это не значит, что вы являетесь вором в буквальном смысле этого слова.Сон использует этот драматический образ для того, чтобы привлечь ваше вниманиек чему-то, происходящему внутри вас. Может быть, вы недостаточно честны с самим собой. Если это так, то вы должны знать это и бороться с этим. Но образ вора может также означать и то, что вы подавили в себе какое-то прекрасное качество,фигурально выражаясь, "отгородились" от него и вернуться к нему можете, лишь "пробравшись" за ограждение, подобно вору.
Ввиду того, что мы часто подавляем в себе наши лучшие качества, считая их "отрицательными",некоторые наиболее значительные части нашего "я" - даже сам глас божий - могут принять участие в нашей жизни, только "воруя" наше время, "воруя" нашу энергию посредством неврозов и маниакальных явлений и пробираясь в наши жизни на не охраняемых нами участках:
"О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия
Ибо сами вы достоверно знаете,
что день Господень так придет, как тать ночью"
(Павел, "Первое послание фессалоникийцам")
Наше эго делит мир наположительное и отрицательное, на плохое и хорошее. Большая часть аспектов нашей "тени", те качества, которые мы считаем отрицательными, на самом деле будут представлять для нас огромную ценность, если только мы сможем переместить их в наше сознание. Черты характера, которые нам кажутся аморальными, варварскими или постыдными, являются "отрицательной"стороной очень ценной энергии - способности, которой мы могли бы воспользоваться. В бессознательном все может принести пользу, если будет перемещено на соответствующий уровень сознания.
Так какая же часть вашего существа скрывается за символом "вор"? Возможно, это -"ловкач", обладающий разными удивительными талантами, а может быть, -"малолетний правонарушитель", которому вы не дали развиться и использовать свою тягу к "подвигам" на благое дело. Возможно, это бог Дионис, который был вынужден спрятаться в бессознательном, поскольку в вашей чрезмерно хлопотной жизни нет естественного места его буйному и лирическому духу.
Только вы можете сказать, какую именно часть вашего существа представляет данный появившийся в вашем сне символ, ибо только ваше бессознательное знает ответ. Но вы можете быть уверены,что если вы дадите ему место, если вы прислушаетесь к тому, что сон хочет сказать,то он окажется ценной частью вашего внутреннего "я".
Любопытно, что люди подавляют свои положительные качества с гораздо большим усердием, чем они подавляют качества отрицательные. В вашем сне может появиться персонаж, отличающийся храбростью и благородством. Поскольку это внутреннее лицо является частью вашего существа, его качества являются и вашими качествами. Коль скоро вычестно признаетесь в наличии у вас отрицательных и незрелых качеств, то вы должны признать наличие у вас и прекрасных качеств и жить в соответствии с ними.
Верования, установки, ценности
Наши сны постоянно говорят с нами о наших верованиях и установках. Последние имеют решающее значение, потому что по большей части именно они определяют наши действия, наше отношение к людям, нашу реакцию на различные ситуации. Большинство из нас весьма смутно догадывается о том, до какой степени нас контролируют наши верования, и еще более смутно осознает то, насколько бессознательны наши системы установок.
Никто не выбирает себе систему верований и установок. Мы все начинаем жить с уже готовым набором установок,навязанным нам внешним миром - семьей, племенем, обществом. Вообще-то, мы не знаем, что эти установки у нас есть. Если мы осознаем их как наши верования, то убеждены в их верности; нам не придет в голову усомниться в них.
В определенный момент наши сны начинают бросать вызов нашим убеждениям и привлекать к ним наше внимание,потому что процесс внутреннего развития требует тщательного осмысления наших мотивов. Если вы приглядитесь к парящей в ваших снах системе верований, то вы обнаружите живущих в вас жаждущего власти диктатора, великого полководца,мудреца или святого, и каждому из них будет сопутствовать полный набор соответствующих установок. Когда возникнет подобный образ, вы должны будете спросить: "Какой набор верований и убеждений соответствует этому персонажу? Разделяю ли я его точку зрения, даже не осознавая этого?"
Наполеон представляет определенный набор верований и воззрений на природу реальности. Образ Ганди символизирует совершенно другое отношение к жизни, людям и власти. Вы можете обнаружить, что оба эти персонажа сосуществуют внутри вас.
Одному молодому человеку, который верил, что его интересует не мировое господство, а служение бедным, наследующий день после получения диплома приснился следующий сон:
Сон
Когда я явился на место деловой встречи, выяснилось, что этим местом является стоянка подержанных автомобилей.Неожиданно появляется Ричард Никсон. Похоже на то, что он здесь работает продавцом. Он хлопает меня по спине и говорит. "Отлично! Я хочу видеть твой энтузиазм! Если ты собираешься стать настоящим профессионалом, то ты должен начать овладевать основами искусства манипулирования людьми. Научись мыслить соответствующим образом. Надень костюм, напусти на себя солидный вид и чувствуй себя соответственно. Давай вали отсюда и продавай себя. Это и есть путь к успеху".
Этот сон показался сновидцу чрезвычайно саркастическим (как это часто бывает со снами). В его сознании. Укоренилось неприязненное отношение к политикам как к людям, которые рвутся к мировому господству или используют "мотивационные приемы" и эвфемизмы для манипулирования людьми. Но из своего сна он узнал, что в глубине его души скрывается не только жажда власти, но и целая тайная система убеждений. Вопреки своим идеалам, он втайне верил (или верила какая-то его часть), что целью жизни является дешевая версия мирового господства и что достичь его можно посредством "примочек", которыми пользуются обитатели Мэдисон Авеню.
В сообщенном сном послании небыло ничего загадочного. К огромному огорчению сновидца, образ из сна косвенно определил установки, близкие его духу. Подобные сны огорчительны, но они представляют огромную ценность для сновидцев. Нет ничего более ценного, чем информация о том, кто ты есть на самом деле, что скрывается под поверхностью твоих мнимых идеалов. Сон дает тебе возможность сделать осознанный, этический выбор - либо согласиться с установкой из сна, либо отвергнуть ее; либо, что будет наилучшим решением, синтезировать все свои установки.
На практике, ни осознанные установки твоего эго, ни бессознательные установки твоего внутреннего"я" не являются окончательным ответом. Соответствующая твоему характеру установка находится где-то посередине. Вообще-то, если бессознательная установка выглядит преувеличенной, это, как правило, означает,что бессознательное компенсирует соответствующий дисбаланс, преувеличенную установку эго.
Есть только один способ определить установку. Когда твое эго занимает крайнюю, разбалансированную позицию, не соответствующую твоему истинному характеру, Бессознательное тоже займет крайнюю позицию, компенсируя позицию эго. Бессознательная установка всегда смещена в той же самой степени, в какой смещена установка эго. Когда установка эго становится более умеренной, бессознательная установка"смягчается" в соответствующей степени.
В данном случае, сновидящий пребывал в идеалистических иллюзиях. Он мыслил абсолютно непрактично и не думал о том, как он будет зарабатывать себе на жизнь. Бессознательное отреагировало соответствующим образом, породив компенсирующую установку оголтелого материализма. Когда молодой человек умерил свой идеализм и стал более практичным, он обнаружил, что его тайная жажда власти ослабла.
Сны также повествуют о наших ценностях: наших представлениях о добре, приличиях, красоте, истине,нравственности или чести. Вне всякого сомнения, ценности - это те качества,которыми нам больше всего хотелось бы обладать, те стандарты, которые придают нашей жизни смысл. По тому, что мы считаем ценностями, можно понять, что для нас в жизни самое главное.
Внутри каждого человека сосуществуют многочисленные системы ценностей, и все они, до определенной степени, конфликтуют друг с другом. Мое эго может считать, что единственной ценностью является труд и что бесцельное времяпрепровождение - аморально. Но другая часть моего существа располагает иным набором ценностей. Она хочет шляться по кабакам в курортной местности. Мое эго может превыше всего ценить практичность и бережливость, но другая часть моего "я" говорит, что умрет, если я не смогу себе купить новый костюм или шикарную машину.
Кое-что узнать об этом мне помог короткий, с виду очень незначительный, сон, который мне приснился много лет тому назад, когда я только начинал работать психологом.
Сон
"Я ворую газету из торгового автомата. Я неожиданно осознаю, что я делаю, и мне становится стыдно".
Мое эго располагало определенным набором ценностей, но в этой ситуации я обнаружил, что где-то внутри меня царствует совершенно иная система. На уровне сознания я отвергал воровство, даже кражу газеты, которая в те времена стоила всего пять центов. И все же сон швырнул мне в лицо обвинение: "Ты - вор! Часть твоего "я"склонна к воровству!"
Что я мог с этим поделать? Из-за этого сна я чувствовал себя опустошенным и виноватым. Я старался припомнить,когда в своей жизни я мог совершить кражу, сам того не подозревая. В конце концов, мне пришло в голову задуматься над другими деталями этого сна. Что бы могла значить газета?
Я тщательно осмыслил этот образ.Что представляет собой газета? У меня она ассоциировалась с массовой пошлостью,мнением толпы, сплетнями, скандалами, преподносимыми как новости, пропагандой.Я понял, что я воровал что-то весьма низкокачественное (по крайней мере, сточки зрения моего бессознательного). Сон протестовал не только против самого акта воровства, но также и против предмета кражи.
В конце концов, я сумел установить связь. В это время я как раз начинал свою профессиональную деятельность. Я был очень не уверен в своих силах. Я с благоговением глядел на любую авторитетную персону, и пытался присоединиться к какой угодно группе,лишь бы только почувствовать себя членом коллектива или просто"кем-то". Я прислушивался к любому коллективному мнению, любой коллективной пошлости, любой сплетне об этих людях и сам повторял все услышанное. Иногда я повторял услышанное с таким видом, словно это я сам раздобыл эту информацию, сам пришел к этим выводам, словно это была именно моя точка зрения.
Я не мыслил самостоятельно и потому "воровал" всю эту коллективную чушь; я получал ее от других,бесплатно, и пользовался ею так, словно она была моей собственностью. Я не платил ту цену, которую следует платить за право иметь собственные идеи, и я неосмеливался мыслить самостоятельно, потому что отчаянно хотел быть "членом коллектива". Вот в этом смысле я и занимался "воровством" всякого барахла, которое даже того и не стоило.
В таком воровстве нет ничего необычного: большинство людей, когда они хотят быть принятыми в какой-то коллектив, время от времени занимаются этим. Но мое бессознательное возмутилось и выплеснуло мне в лицо сон, словно стакан холодной воды. Оно меня"разбудило", в психологическом смысле.
Этот сон убедительно доказывает,что мы тщательно должны отрабатывать каждую фазу работы со снами. Мы должны работать с каждым образом и не пропускать ни одной детали. Мы не можем заранее знать, какая именно деталь окажется тем ключом, который откроет нам дверь в глубокий смысл сна. Я целую неделю бился над этим сном, пока мне не пришла вголову разумная мысль - поинтересоваться, что для меня значит символ "газета".
Паттерны поведения принадлежат к числу наиболее важных черт личности, которые проявляются в наших снах. Наше поведение, как и наши ценности, зарождается внутри нас. Большую часть времени мы не очень-то осознаем, что мы делаем, или почему мы это делаем. Наше поведение генерируется теми ценностями, которым мы служим, теми внутренними убеждениями и установками, о которых мы уже говорили. Если вы хотите узнать, во что на самом деле вы верите, каким ценностям вы на самом деле служите, то врядли вы найдете лучший способ для этого, чем анализ вашего собственного поведения.
Например, вам может казаться, что вы считаете положительным качеством бережливое отношение к деньгам. Большинство людей, когда им задают этот вопрос, отвечает положительно. Но если на практике вы тратите всю вашу зарплату и не откладываете ни копейки, то это значит, чтовы подчиняетесь набору убеждений или системе ценностей, совершенно отличных от тех, в приверженности к которым вы клянетесь.
Сны великолепно информируют человека о бессознательных паттернах его поведения. Если я склонен к упрямству и спорам, то, в конце концов, в моих снах возникает образ спорщика. Мои сны дадут мне представление о том, каким я выгляжу в глазах других людей. Если я постоянно говорю "да", когда я должен говорить "нет", то в моих снах может появиться образ, который поступает именно так. И проблемы этого образа будут очень неприятно напоминать те проблемы, с которыми я сам постоянно сталкиваюсь.
Поэтому, когда в вашем сне возникает определенный паттерн поведения, внимательно поищите такой же точно паттерн в вашей повседневной жизни. Где-нибудь вы его обязательно найдете, а,определив поведение, вы определите и установку.
Обнаружение внутренних личностей
Вам будет легче установить связь с внутренними частями вашего "я", если каждый образ из сна вы будете воспринимать как живущего внутри вас реального человека. Рассматривайте все персонажи ваших снов как самостоятельные личности, сосуществующие внутри вашей души и все вместе образующие ваше полное "я".
В таком случае встает вопрос:"Где в реальной жизни я недавно встречался с этим человеком? Где в реальной жизни я видел его (или ее), делающего то же самое, что он делал в моем сне? Какая именно часть меня чувствует подобным образом, мыслит подобным образом, ведет себя подобным образом?"
Если этот персонаж приносит в сон конфликт, то постарайтесь отыскать ту часть вашей личности, которая бунтует или находится в конфликте. Если персонаж из сна ищет знакомства и участия, то обратите внимание на ту часть вашего "я", которая жаждет дружбы,нежности и любви. Если же этот персонаж вытаскивает вас со "дна"жизни, подобно тому, как это делает Девушка с Лучистыми Глазами из сна, который мы опишем после прохождения третьей фазы, то вспомните, когда именно, благодаря напряжению сил, проницательности и интересу к жизни, вы смогли"выплыть" наверх. Тогда вы поймете, как именно эта часть воздействует на вашу жизнь.
Когда вы будете изучать персонаж из вашего сна, вы можете заметить, что он или она является проявлением одной из базовых личностных структур, первичных энергетических систем, из которых исостоит душа. Если вы - женщина, то женский образ из вашего сна может точно соответствовать определению "тени", а если - мужчина, то таким образом может быть anima. Это открытие даст вам дополнительную информацию о том, в чем заключается воздействие этой внутренней личности на вашу жизнь.
Но если, скажем, мужчина обнаружил, что образ из сна представляет собой его anima, то его работа на этом не прекращается. Он должен понять, как именно эта личность влияет на его жизнь. Он должен припомнить, какие именно чувства он испытывал, какой поток фантазии овладел его мыслями, в какой форме проходило его общение с внутренним миром, в каком настроении он пребывал - все, что угодно, лишь бы оно точно свидетельствовало о том, какое именно воздействие оказывает на его жизнь женская сторона его души.
Ни в коем случае нельзя делать поспешных выводов и называть вашу внутреннюю личность anima, тень или как-то еще, если вы не вполне уверены в соответствии этих терминов данному случаю. Ибо на каждый персонаж из сна, который точно соответствует одному из архетипов, приходится большое количество других персонажей, о которых такого не скажешь: это всего-навсего персонажи из вашего сна. В таком случае, не пытайтесь втиснуть их в какие-то рамки. Пусть они будут теми, кем они являются.
Для того чтобы отыскать внутри себя проявившуюся во сне личность, следует начать с составления ее описания.Запишите ваши соображения насчет того, что это за личность, каковы ее основные характеристики и что она хочет и значит для вас. Затем вы можете поискать тучасть вашего "я", которая соответствует этому описанию.
Если эта личность склонна к нетерпимости и морализаторству, то ищите в себе нетерпимость и пуританство. Там вы и найдете личность, живущую внутри вас и посредством вас.
Зачастую ваш сон дает этой личности какое-нибудь имя. Если этого не происходит, то вы сами можете придумать имя, соответствующее характеру этой личности. Или вы можете использовать описательное название. Если это фигура мужского пола, то таким названием может быть: Отважный Воин, Мудрый Старейшина, Старый Скряга, Хитрый жулик, Несовершеннолетний Правонарушитель, Молодой Принц, Ловкач, Соплеменник.Если это фигура женского пола, то вы можете обнаружить, что к ней применимо одно из следующих названий: Мудрая Мать, Мать-Тиран, Мать-Земля, Верная Сестра,Душа-Владычица, Женщина с Лучистыми Глазами. Если эта особа подходит под описание мифологической героини, можете дать ей мифологическое имя: Елена,Изольда Белорукая, Гиневра.
Будет лучше всего, если мы, прежде чем начать посредством психологических схем и жаргона отделять себя от наших внутренних обитателей, познакомимся с ними как с самостоятельными личностями. Вы можете ощутить гораздо более тесную связь с вашей внутренней женской половиной, если вы будете знать ее как, например, "госпожу Ингрид" и думать о ней, как о живущем внутри вас интересном и своеобразном существе, вместо того, чтобы назвать ее anima и тем самым превратить в клиническую абстракцию.
Таким образом, если в снах мужчины начинает появляться женская фигура, то он не должен стараться подогнать ее описание под стандартное определение anima. Он должен позволить ей самой описать себя и быть неповторимым, индивидуальным существом, которое решило погостить в его сне. Он должен позволить ей быть личностью.
Точно так же, если женщина у себя во сне увидит мужскую фигуру, то она не должна поспешно убеждать себя, что это - ее animus, и начинать применять к этой фигуре все доктрины, уместные в случае с animus. Она должна приблизиться к этому внутреннему мужчине, выяснить его характер и функции, непосредственно от него узнать, какой информацией и качествами он располагает и какова его роль в ее внутреннем мире.
Re: Работа со сновидением (по Юнгу)