Тема 5. условия и факторы развития

ВОПРОС 1. ФАКТОРЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В возрастной психологии существует два течения, по-разному трактующие факторы психического развития детей. Эти направления отличаются друг от друга тем, какой из факторов берется за основу развития ребенка - биологический или социальный. Стоит отметить, что представители одного направления не отрицают полностью социальное влияние на ребенка, а представители другого - биологические предпосылки развития. Биогенетические и социогенетического направления нельзя рассматривать как абсолютные. Они лишь приблизительно выявляют преобладающие тенденции при построение концепции психического развития.

Для биогенетического направления характерна установка на врожденные особенности. Для этого направления биологические и социологические факторы развития стоят как будто бы рядом. Однако определяющим фактором является биологический и прежде всего наследственность. Качественные и количественные стороны развивающейся личности определяется наследственностью, а среда, по мнению представителей данного направления, являются лишь регулятором, некоторым неизменным фактором, с которым взаимодействует наследственность, заключающая в себе массу возможностей.

Представители этого направления взяли на вооружение: биогенетический закон в психологии. Суть этого закона состоит в том, что онтогенез рассматривается как краткое повторение филогенеза, то есть ребенок в своем развитие воспроизводит основные этапы человеческой истории, где стадии развития и формы поведения закономерно сменяют друг друга.

В основу биогенетического закона в психологии была положена идея спонтанности психического развития, независимости от воспитания, выступающего как внешнего фактора, способного либо затормозить, либо ускорить процесс выявления наследственно обусловленных психических качеств.

Сторонники социогенетического направления считают, что среда является основным фактором в развитие ребенка и поэтому, чтобы изучить человека достаточно проанализировать структуру его окружения. Внутри этого подхода основным считается мнение: “какова среда, окружающая ребенка, таковы и механизмы его поведения, пути развития и особенности личности”.

ВОПРОС 2. УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Условием развития человека помимо реальности самой Природы яв­ляется созданная им реальность культуры. Для понимания законо­мерностей психического развития человека следует определить про­странство человеческой культуры.

Под культурой обычно понимают совокупность достижений обще­ства в его материальном и духовном развитии, используемых общест­вом в качестве условия развития и бытия человека в конкретный исто­рический момент. Культура - явление коллективное, исторически обу­словленное, сконцентрированное прежде всего в знаково-символической форме.

Каждый отдельный человек входит в культуру, присваивая ее ма­териальное и духовное воплощение в окружающем его культурно-историческом пространстве.

Возрастная психология как наука, анализирующая условия разви­тия человека на разных этапах онтогенеза, требует выявления связи культурных условий и индивидуальных достижений в развитии.

Определяемые культурным развитием, исторически обусловленные реальности существования человека можно классифицировать следую­щим образом:

1) реальность предметного мира;

2) реальность образно-знаковых систем;

3) реальность социального пространства;

4) при­родная реальность.

Эти реальности в каждый исторический момент имеют свои константы и свои метаморфозы. Поэтому психологию лю­дей определенной эпохи следует рассматривать в контексте культуры этой эпохи, в контексте значений и смыслов, придаваемых культурным реальностям в конкретный исторический момент.

В то же время каждый исторический момент следует рассматривать в плане развития тех деятельностей, которые вводят человека в про­странство современной ему культуры. Эти деятельности, с одной сто­роны, являются компонентами и достоянием культуры, с другой - выступают условием развития человека на разных этапах онтогенеза, условием его обыденной жизни.

А. Н. Леонтьев определял деятельность в узком смысле, т.е. на пси­хологическом уровне, как единицу «жизни, опосредованной психиче­ским отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире»5. Деятельность рассматри­вается в психологии как система, имеющая строение, внутренние связи и осуществляющая себя в развитии.

Психология исследует деятельность конкретных людей, которая протекает в условиях существующей (заданной) культуры в двух ви­дах: 1) «в условиях открытой коллективности - среди окружающих людей, совместно с ними и во взаимодействии с ними»; 2) «с глазу на глаз с окружающим предметным миром».

Обратимся к более подробному обсуждению исторически обусловленных реальностей существования человека и деятельностей, определяю­щих характер вхождения человека в эти реальности, его развитие и бытие.

Наши рекомендации