Закрепление всего набора психотерапевтических навыков
Цель:Дать возможность учащимся на практике закрепить навыки, которые необходимы для проведения всех трех стадий психотерапии.
Инструкция:Это задание предназначено для работы дома. Лимит времени:Примерно два часа.
План работы:
1.Представьте, что вы психотерапевт в собственной семье. Попробуйте с этой позиции оценить вашу семью, напишите, каковы ее сильные стороны, которые необходимо поддерживать, а также области нарушений, на которые психотерапевту нужно обратить внимание в первую очередь. Затем преподаватель проверяет вашу работу и сообщает свое мнение о ней. Ниже в качестве примера приведена работа, выполненная Луисом, речь в которой идет о его собственной семьи, включающей, кроме него самого, еще его отца Хосе и мать Марию.
А. Сильные стороны моей семьи.
Мои родители приехали из Мексики, в жизни они испытали немало невзгод. В тяжелые моменты жизни мы в семье всегда помогаем друг другу. Беда сплачивает нас. Мои мать и отец — трудолюбивые люди.
Б. Моменты, на которые психотерапевту следует обратить внимание.
У обоих моих родителей низкая самооценка. Мой отец придерживается позиции обвинения в качестве стиля общения, на что мать отвечает ему заискиванием. С детских лет в семье мне навязывалась роль родителя—воспитателя моих младших братьев и сестер. В нашей семье царит правило, которое запрещает говорить о своих чувствах.
2. На основе такой оценки учащийся пишет план проведения психотерапии для своей семьи, где перечислены все необходимые для вмешательства навыки, включенные в определенную фазу; план лучше снабдить примерами того, каким образом следует применять для данного случая вышеописанные навыки. Далее дан сокращенный вариант.
А. Начальная стадия (пример Луиса). Сначала я налаживаю контакт, наблюдаю, успокаиваю всех членов семьи, попутно проводя методику «карта се-
мьи», чтобы выяснить историю трех последних поколений. Все это обеспечивает меня большим объемом информации, грамотно используя которую, я нахожу у родителей способности преодолеть боль и трудности. В качестве способов психотерапевтического вмешательства я бы использовал в этом случае актуализация внутреннего потенциала, возрождение надежды и переплетение. Ниже приведено несколько примеров.
Актуализация внутреннего потенциала: «Хосе, вы понимаете, что у вас есть достаточно мужества, чтобы справиться с этим?»
Пробуждение надежды: «Пока мы беседовали с вами, я видел, что у вас достаточно хорошо развита эта способность».
Переплетение: «Мы только что разобрались с тем, как ваши бабушки и дедушки справлялись с трудностями, давайте же теперь выясним, как это делаете вы, Хосе и Мария».
Б. Промежуточная стадия (пример Луиса).
Здесь я бы помог установить моим родителям между собой конгруэнтное общение, снял бы запрет на выражение чувств и научил их без опаски говорить о том, что каждый из них испытывает. Затем я бы в корне изменил ожидания родителей относительно моих обязанностей. В качестве вмешательства я бы выбрал психотерапевтические диалоги и разрушение правил.
Психотерапевтические диалоги: «Хосе и Мария, я бы хотел, чтобы вы сейчас повернулись лицом друг к другу. Мария, почему бы вам не рассказать Хосе, как вы переживаете из-за того, что он проводит так много времени на работе, и как вы хотите изменить эту ситуацию?»
Разрушение правил: «Луис, почему бы тебе не рассказать родителям, что ты чувствуешь, взвалив на себя часть родительских обязанностей?»
В. Заключительная стадия (пример Луиса). На этой стадии я бы постарался как можно прочнее закрепить все положительные изменения; для этого я бы
хвалил родителей за то, что они искренне рассказывают друг другу о своих чувствах. В качестве навыков психотерапевтического вмешательства я бы использовал в данном случае ободрение и «установку якоря».
Ободрение: «Мария, это чудесно, что вы открыто говорите о своих желаниях!»
«Установка якоря»: «Что ты испытываешь, когда свободно делишься своими чувствами с родителями?»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ