Организационно-коммуникативный блок. · вид занятия: практикум;
· вид занятия: практикум;
· форма: коллективная, групповая;
· форма взаимодействия с преподавателем: очная, дистанционная;
· задания: составление таблицы, ответы на вопросы, аннотирование литературных источников.
Задание 1:
Составление таблицы «Особенности развития познавательных процессов ребенка раннего возраста».
Познавательный процесс | 1 год | 2 года | 3 года |
Восприятие | |||
Память | |||
Внимание | |||
Мышление | |||
Предпосылки развития воображения |
Рекомендации:
Проследите количественные и качественные изменения памяти ребенка раннего возраста: объем и длительность сохранения информации. Дайте характеристику особенностей свойств внимания в раннем возрасте. Покажите специфику наглядно-действенного мышления. Проследите его взаимосвязи с предметной деятельностью ребенка раннего возраста. Проанализируйте его связь с речью взрослого, а позднее и самого ребенка. Выделите предпосылки воображения, возникающие в возрасте около 2 лет. Докажите, что отсроченное подражание говорит о появлении зачатков воображения. Проанализируйте взаимосвязь воображения с развитием знаково-символической функции сознания, в частности, с использованием предметов-заместителей.
Требования к выполнению задания:
1. Развернуто и обоснованно отражены необходимые компоненты таблицы.
2. Презентабельность и культура оформления работы.
3. Отсутствие грамматических ошибок.
Задание 2:
Участие в обсуждении вопросов:
1.Раскройте суть предметного восприятия.
2. Выделите связи, устанавливающиеся между восприятием и речью.
3. Проанализируйте роль в восприятии пространства двух ключевых приобретений раннего детства: самостоятельной ходьбы и выделения ведущей руки.
4. Проанализируйте связь наглядно-действенного мышления с речью взрослого, а позднее и самого ребенка.
5. Раскройте значение обобщения для других сторон психического развития ребенка раннего возраста.
6. Обоснуйте тот факт, что предметная деятельность в раннем детстве обеспечивает становление таких новообразований данного возрастного периода, как наглядно-действенного и элементов наглядно-образного мышления, активной речи.
Требования к выполнению задания:
1.Наличие доказательных и обоснованных суждений.
2. Логичность рассуждений.
3. Активное участие в обсуждении.
Самостоятельная работа:
Составьте список психолого-педагогической литературы с аннотацией к каждому источнику по теме «Особенности познавательного развития в раннем возрасте».
Рекомендации:
Необходимо подобрать психолого-педагогические работы, согласно обозначенной проблеме, составить их перечень и в краткой форме изложить содержание каждой из них. В библиографический список для последующего аннотирования должно быть включено не менее 6-8 различных по своему характеру источников, среди которых должны быть монографии, сборники статей, статьи из сборников и различных педагогических журналов, и др. Не менее 2/3 должны быть изданы за последние 5 лет.
Рекомендуемые информационные источники:
1. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. Ч. 1: От рождения до поступления в школу. - М., 2008.
2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология. Ч. 2: От рождения до поступления в школу. - М., 2008.
3. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М., 2010.
4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития. – М., 2008.
5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 2010.
6. Смирнова Е. О. Детская психология. – СПБ., 2009.
7. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. – М., 2008.
КОНТРОЛЬНЫЙ БЛОК
· вид аттестации: устный и письменный отчет
· форма выполнения контроля: индивидуальная, дистанционная
· критерии оценки выполнения задания
1. Работа на занятии:
Критерии оценки выполнения заданий | Баллы | Форма контроля |
Задание 1: Развернутый устный ответ, в котором высказана и обоснована собственная точка зрения; активное участие в дискуссии. Задание 2: В таблице заполнены все графы; представлено подробное описание необходимых аспектов психического развития ребенка младенческого возраста. | индивидуальная |
2.Самостоятельная работа:
Критерии оценки выполнения заданий | Баллы | Форма контроля |
Соответствие работы требованиям к выполнению задания. | индивидуальная |
I-7
Тема 7: «Роль взрослого и предпосылки развития личности ребенка в раннем детстве» (2 часа).
Компетенции:
- уметь определить особенности психического развития ребенка в раннем детстве, сущность кризиса трех лет;
- уметь выделять влияние кризиса на психическое развитие ребенка раннего возраста, сравнивать кризисы одного года и трех лет;
- иметь представление об основных психологических новообразованиях психического развития в раннем детстве.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Предпосылки возникновения сюжетно-ролевой игры. Становление самооценки. Возникновение стремления к самостоятельности и потребности в достижении успехов. Осознание себя во времени, социальном пространстве. Притязания на признание. Кризис трех лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму.