Преодоление стрессовых эмоций
У Дженни была давняя и устойчивая связь с Риком. Она знала, что Рик любит ее, но иногда ей казалось, что он пренебрегает ею, особенно когда он увлеченно беседовал по телефону, или сидел, уткнувшись в книгу, или был поглощен каким-нибудь новым проектом. Но он был очень нежен в интимных отношениях, внимателен, когда приглашал ее в ресторан, всегда замечал, когда она была чем-то озабочена и старался ей помочь.
Когда Дженни не хватало его внимания, ее мучила мысль: “Может, он меня не любит, или между нами что-то не так. Меня так гнетут эти сомнения”. В эти периоды она просто доходила до отчаяния и иногда беспричинно набрасывалась с упреками на Рика. После этого ей становилось еще хуже из-за того, что она позволила своим чувствам так открыто выплеснуться.
С помощью самогипноза Дженни научилась трезво оценивать подобные ситуации и контролировать свои мысли на сознательном и подсознательном уровне. Когда ее начинали одолевать сомнения относительно любви Рика к ней, она стала воспринимать эти мысли как сигнал к объективному целенаправленному размышлению: есть ли в действительности причины для ее сомнений или признаки того, что отношение к ней Рика изменилось.
По большей части Дженни убеждалась, что ее переживания не имеют под собой реальных оснований; ощущение нестабильности, скорее, порождалось эмоциями. Научившись объективно анализировать свои внутренние состояния, Дженни овладела способом отвлекать себя от негативных переживаний, переключаясь на обдумывание разумных планов на будущее. “Я купила новый цветок в гостинную, а он даже не заметил. Но разве это говорит о том, что он мной недоволен или сердит?” Иногда она прямо спрашивала у Рика: может, она что-нибудь сделала не так?
Время от времени Дженни повторяла про себя: “Я знаю, он любит и заботится обо мне. Ведь он не раз говорил мне об этом, он всегда помнит мой день рождения и другие значительные для нас обоих даты. Он любит, когда мы проводим тихие вечера вдвоем. У него ведь тоже есть свои дела, но это вовсе не значит, что мы охладели друг к другу. Так уж не раз бывало, но потом он всегда находил способ проявить свои чувства ко мне”. Так она настраивала себя на более оптимистичный лад. Со временем она заметила, что, чем меньше она “копается” в своих переживаниях, тем реже ее посещают сомнения.
Как справиться со стрессом вне транса?
Во время транса вы можете запрограммировать себя на расслабление, используя в качестве постгипнотических сигналов самые признаки приближающегося стресса. Вы переживаете, когда подходит время оплачивать счета, вы открываете кошелек, и это для вас сигнал, что надо расслабиться. Вы можете включить свою любимую мелодию, посидеть в удобном кресле, выпить стакан сока “все это будут постгипнотические сигналы, если вы представите их во время транса.
Филлис работала в управлении делами большой больницы. Ее начальник не упускал случая, чтобы сделать Филлис очередное замечание: то у нее на столе беспорядок, то она никак не может закончить отчет.
Девушка понимала, что она вполне справляется с работой. Начальник был груб и невнимателен с другими сотрудниками тоже. Но у нее все кипело внутри, когда он начинал к ней придираться. Дома она плакала, мучилась головными болями, и уже была готова бросить работу, которая, кстати, весьма неплохо оплачивалась.
Филлис решила прибегнуть к помощи самогипноза. Овладев методикой, она придумала для себя сигналы, которые ей помогли бы спокойно реагировать на выпады босса. Например, войдя дома в транс, она провела следующие параллели: “Я знаю, что мистер Г. (начальник) часто ведет себя как ребенок и так же по-детски не задумывается над своими критическими замечаниями. Я буду относиться к его словам снисходительно и не буду принимать их на свой счет. Я сделаю глубокий вдох, возьму точилку для карандашей и, стачивая лишнее дерево, я сниму охватившее меня возмущение”.
Другим ключом для Филлис было появление язвительного тона в голосе начальника. Она сразу овладевала собой и не давала ему отравить себя ядом сарказма.
Во время транса Филлис представляла различные ситуации, в которых начальник мог проявить свое обычное хамство, и училась держаться с достоинством. Она проводила по пять сеансов в неделю. Недели через две Филлис заметила, что после очередного выпада босса пульс у нее остался ровным. Правда, она извела кучу карандашей, но это не такая уж большая цена за сохраненное здоровье и душевный покой.
Все мы попадали в разные стрессовые ситуации, поэтому и постгипнотические сигналы могут быть самыми разнообразными. Выбирайте то, что больше подходит для вашего конкретного случая. В качестве сигнала можно даже придумать какое-нибудь дело, как это сделала Филлис, занявшись очиниванием карандашей.
Дон работает торговым представителем большой фирмы по выпуску типографского оборудования. В течение рабочего дня у него возникает немало причин для волнений. Дон как-то заметил: “Была бы возможность, я бы раз десять вошел в транс в отдельные, особо горячие денечки. Когда я в своем кабинете, от проблем отбою нет. Видите этот нижний левый ящик моего стола? Я сюда проблемы складываю”.
Во время гипноза Дон дал себе установку: как только его начинает мучить какой-либо вопрос, он прячет его в ящик.
“Записываю на листок бумаги суть проблемы, иногда одно лишь имя, номер счета, название фирмы-поставщика, или одно-единственное слово, делаю глубокий вдох, выдвигаю ящик и прячу туда и листок, и чувство напряжения. Иногда перед приступом головной боли у меня начинается сильная пульсация в висках, так я и ее в ящик запираю”.
Раз в неделю Дон вытряхивает все свои бумажки и готовит место для следующей порции. А когда он отправляется в командировки, то все тревожные ситуации складывает в особую папку, которую возит с собой.
Можете позаимствовать этот опыт. Найдите дома укромное местечко для ваших тревог. А закрыв ящик, постарайтесь о них забыть. Призовите на помощь ваше воображение и постарайтесь взглянуть на причину стресса по возможности отстраненно.