Организационно-методический раздел. Кафедра «гуманитарных и социальных дисциплин»

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА

Кафедра «гуманитарных и социальных дисциплин»

ПРОГРАММА

По дисциплине

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Для специальностей

080105 «Финансы и кредит»

080507 «Менеджмент организации»

080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

080102 «Мировая экономика»

080504 «Государственное и муниципальное управления»

030501 «Юриспруденция»

Направление:

080500 «Менеджмент»

080100 «Экономика»

030500 «Юриспруденция»

Москва - 2006



Организационно-методический раздел

1.1. Цель курса

Учебный курс "Психология и педагогика" предназначен для сту­дентов 1-го курса, экономических и юридических специальностей. Це­лью данного курса является обучение студентов основам психологии и педагогики, а также расширение их общегуманитарного и мировоз­зренческого кругозора в условиях гуманизации высшего образования в современной России. Направленность данного курса имеет как теоре­тический характер, так и практический, что позволяет студентам овла­деть простейшими приемами психической саморегуляции, управления эмоциональными состояниями, понять основы воспитания и самовос­питания.

1.2.Задачи курса

Задачей данного курса является не только ознакомление студен­тов с достижениями психологической и педагогической мысли, но и помощь в их будущей работе, обучение правильной ориентации в мире человеческих отношений, пониманию мотивов своего поведения и по­ведения других людей, использованию психологических знаний в педа­гогической практике воспитания, образования и обучения, в том числе самовоспитания, самообразования и саморазвития. Задача осложняется наличием сферы бессознательного в человеческой психике, доступ к которому обычно для человека закрыт. Научить студентов понимать роль бессознательных психических явлений, выводить в сознание глу­бинные неосознаваемые установки и представления и хотя бы частично влиять на них в случае необходимости при неадекватном поведении также является одной из задач этого курса.

Задачей данного курса является не только ознакомление студен­тов с достижениями психологической и педагогической мысли, но и помощь в их будущей работе, обучение правильной ориентации в мире человеческих отношений, пониманию мотивов своего поведения и по­ведения других людей, использованию психологических знаний в педа­гогической практике воспитания, образования и обучения, в том числе самовоспитания, самообразования и саморазвития. Задача осложняется наличием сферы бессознательного в человеческой психике, доступ к которому обычно для человека закрыт. Научить студентов понимать роль бессознательных психических явлений, выводить в сознание глу­бинные неосознаваемые установки и представления и хотя бы частично влиять на них в случае необходимости при неадекватном поведении также является одной из задач этого курса.

Изучение методов исследований в психологии и педагогике явля­ется отдельным разделом. Однако, помимо этого, некоторые методики рассматриваются в связи с изучением самого вопроса, так как они на­столько тесно с ним связаны, что их практически невозможно и не­целесообразно отделять. Так, изучение темперамента будет неполным без теста Айзенка, тест на выявление ориентаций характера помогает глубже понять формирование и суть этого сложного психического об­разования и т.д.

При разработке программы автор опирался на теоретические по­ложения и данные экспериментальной психологии и педагогики, а так­же результаты психологических, психолого-педагогических и социаль­но-психологических исследований, проводимых как в нашей стране, так и за рубежом. В курсе использованы данные не только психологии и педагогики, но и социологии, культурологии, философии, этики, эс­тетики и других смежных дисциплин, поскольку невозможно овладеть

психолого-педагогическим знанием в отрыве от общих основ социаль­но-гуманитарных наук.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке

В системе подготовки юристов данный курс является основой для изучения юридической психологии, так как без базовых знаний по психологии и педагогике невозможно овладеть профессиональным по­ниманием психологии юридического труда. Для экономистов знание основ психологии является предпосылкой овладения профессиональ­ными знаниями по экономической и управленческой психологии.

1.4. Требования к уровню освоения содержания курса
Программа курса рассчитана на 34 часа, из них 20 часов отводит­
ся на лекции, а 14 – на семинарские и практические занятия и тренинги.
В процессе изучения курса используются следующие лекционные фор­
мы: лекция-диалог, лекция-демонстрация, лекция-дискуссия. Из семи­
нарских занятий - семинар-собеседование, семинар-дискуссия, семи­
нар-"круглый стол", семинар-аукцион творческих идей. Практические
занятия проводятся в форме деловой игры, клуба альтернативных идей,
знакомства с методиками психологического тестирования. В практиче­
ские занятия включены специально подобранные упражнения для вы­
работки необходимых навыков или качеств, а также элементы тренин­
га, в котором разыгрываются определенные роли в учебных или жиз­
ненных ситуациях.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1.

Предмет, задачи и методы исследований в психологии и педагогике. Связь психологии с педагогикой.

Что изучает психология? Задачи психологии как науки в целом и задачи ее отдельных направлений. Связь психологии с другими науками. Использование психологических знаний в педагогике. Развитие психологии в рамках философского знания. Зарождение психологии как экспериментальной науки в Х1Х веке.

Природа психических явлений. Психическое и зеркальное отра­жение действительности. Понятие психики, сознания и бессознатель­ного. Характеристики сознания. Роль языка в становлении сознания. Развитие сознания в онтогенезе. Виды и уровни бессознательного. Связь между сознанием и бессознательным. Структура психики по З. Фрейду. Роль левого и правого полушария мозга.

Основные методы исследований в психологии и педагогике: на­блюдение и его виды, экспериментальный метод, интервью, целена­правленная беседа, анкетирование, корреляционный метод. Психодиаг­ностика и психологическое тестирование. Вербальные и проективные тесты. Возможности и ограничения психологических тестов.

Тема 2.

Психические познавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление

Понятие ощущения. Рецепторы как материальные носители ощущений. Классификация ощущений в связи с органами чувств. По­роги чувствительности. Свойства ощущений. Возможности сознатель­ного влияния на ощущения и развитие способностей органов чувств.

Природа восприятия. Свойства восприятия. Возможность иллю­зий восприятия. Роль сознания в корректировке иллюзий восприятия и его ограниченность. Восприятие пространства и времени. Восприятие движения.

Понятие внимания. Виды внимания: непроизвольное, произволь­ное и послепроизвольное. Основные свойства внимания. Роль внима­ния в процессе обучения. Возможности развития внимания.

Память как единство запечатления, узнавания и воспроизведения. Физиологические основы памяти. Произвольное и непроизвольное за­поминание. Память и речь. Виды памяти. Уровни памяти. Типы памя­ти. Роль установок в запоминании. Эмоции и память. Условия хорошей памяти. Принципы развития памяти.

Природа воображения. Зрительные, звуковые, осязательные обра­зы. Особенности воображения у разных людей. Воображение и творче­ство. Конструктивное и деструктивное воображение. Развитие вообра­жения у детей.

Психологическая природа мыслительного процесса. Подход к мышлению с позиции психологии и логики. Основные фазы мыслительного процесса. Понятие, представление, суждение, умозаключение. Виды мышления. Развитие мышления в онтогенезе. Связь мышления с речью. Внешняя и внутренняя речь.

Тема 3.

Психические свойства: темперамент и характер, роль воспитания в формировании характера

Предпосылки темперамента как сочетание врожденных свойств нервной системы. Теория Гиппократа. Теория И. Павлова. Основные характеристики типов темперамента как динамических особенностей поведения человека. Понятия экстраверсии и интроверсии. Критерии определения типа темперамента. Психодиагностика свойств темпера­мента.

Понятие характера в современной психологии. Возможность по­строения различных характеров на одном и том же типе темперамента. Роль воспитания в формировании характера. Характер и воля. Направ­ленность личности и ориентации характера. Понятие акцентуации ха­рактера, типы акцентуаций. Зависимость между характером и судьбой человека. Возможности изменения характера в зрелом возрасте.

Тема 4.

Наши рекомендации