Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей студентов на стратегии поведения в конфликте
Организация и методики эмпирического исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе МОАВУО ВИЭиСУ города Воронеж. В исследовании приняли участие –14 человек, из них 7 мальчиков и 7 девочек.
Для достижения цели исследования применялись следующие психодиагностические методики:
1. Методика диагностики доминирующих стратегий конфликтного поведения (метафорический вариант).
2. Пятифакторный личностный опросник МакКрае – Коста («Большая пятерка»).
Методика диагностики доминирующих стратегий содержит 35 метафорических предложений. Респонденту необходимо оценить степнь использования предложенных поговорок в своей поведенческой практике. Испытуемому следует придерживаться правила: не существует плохих или хороших ответов, а существуют реальные, наиболее употребляемые в тех или иных жизненных ситуациях. Следуя этому правилу, в бланке ответов рядом с номером вопроса респондент должен поставить один из трех ответов: “да” или “+”; “нет” или “-”; “трудно сказать” или “+/-”. К последней форме ответа старайтесь прибегать в исключительных случаях. Порядок заполнения построчный, слева направо.
После завершения работы испытуемые сдают заполненные бланки. Экспериментатор быстро их просматривает, не вчитываясь в содержание, и если замечает незавершенные предложения, то бланк возвращается с просьбой завершить то или иное предложение.
Использование диагностического материала в форме метафор (поговорки, устоявшиеся истины) нацелено на снижение стереотипов, самоидеализации, квазиответов. Данная методика ориентирована на выявление наиболее распространенных стратегий в конфликтных ситуациях: стратегию достижения эгоцентричных (личных) целей и стратегию сохранения благоприятных межличностных отношений. По соотношению этих двух стратегий в данной методике выделено пять метафорических стратегий.
Тип 1. “Черепаха” – стратегия ухода под панцирь, то есть отказа как от достижения личных целей, так и от ориентации на благоприятные взаимоотношения с окружающими.
Тип 2. “Акула” – силовая стратегия. Для приверженцев этой стратегии цели очень важны, взаимоотношения – нет. Им неважно, любят ли их. Они считают, что конфликты решаются лишь выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.
Тип 3. “Медвежонок” – стратегия сглаживания острых углов. Взаимоотношения важны, цели – нет. Такие люди хотят, чтобы их принимали, любили, ради чего жертвуют целями.
Тип 4. “Лиса” – стратегия компромисса. Умеренно важны и цели, и взаимоотношения; такие люди готовы отказаться от части целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
Тип 5. “Сова” – стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выход в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.
Пятифакторный личностный опросник разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста. Тест - опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Все стимульные фразы разделены оценочной шкалой. Респонденту следует внимательно прочесть высказывания и определить, какая его часть больше соответствует особенностям его личности. Все оценки заносятся в левую ячейку бланка ответов. В результате оценивания ответов тестируемого психолог получает баллы по пяти основным факторам: экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность, самоконтроль – импульсивность, эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость, экспрессивность – практичность, на основе которых затем составляется характеристика особенностей темперамента и характера тестируемого.
Анализ полученных данных
Результаты диагностики доминирующих стратегий конфликтного поведения респондентов представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Результаты диагностики доминирующих стратегий конфликтного поведения респондентов
Респонденты | Пол | Стратегии / Показатели в баллах | ||||
Черепаха | Акула | Медвежонок | Лиса | Сова | ||
ж | ||||||
ж | ||||||
ж | ||||||
ж | ||||||
ж | ||||||
ж | ||||||
ж | ||||||
м | ||||||
м | ||||||
м | ||||||
м | ||||||
м | ||||||
м | ||||||
м |
Уровень выраженности доминирующих стратегий конфликтного поведения респондентов, в процентном соотношении, представлен в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты доминирующих стратегий конфликтного поведения респондентов
Уровень выраженности стратегий конфликтного поведения | Показатели в % |
Черепаха | |
Акула | |
Медвежонок | |
Лиса | |
Сова |
Полученные результаты наглядно отображены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Результаты диагностики доминирующих стратегий конфликтного поведения респондентов
Анализ полученных данных показал преобладание стратегии «Сова» у большинства респондентов, а именно у 45 %. Эти данные свидетельствуют о том, что у респондентов стратегия открытой и честной конфронтации. Они, как правило, открыто определяют позиции и ищут выход в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.
Стратегия «Акула» выявлена у 20% респондентов, это свидетельствует о том, что приверженцам этой стратегии цели очень важны, взаимоотношения – нет. Им неважно, любят ли их. Они считают, что конфликты решаются лишь выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.
Стратегия «Черепаха» выявлена у 15% респондентов, людям с такой стратегией свойственно отказываться как от достижения личных целей, так и от ориентации на благоприятные взаимоотношения с окружающими.
Стратегия «Лиса» выявлена у 10% респондентов, это стратегия компромисса. Для респондентов с такой стратегией характерна важность и целей, и взаимоотношений. Такие люди готовы отказаться от части целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
Стратегия «Медвежонок» выявлена у 10% респондентов. Таким людям важны взаимоотношения, а цели – нет. Они хотят, чтобы их принимали, любили, ради чего жертвуют целями.
Результаты диагностики пятифакторного личностного опросника представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты диагностики пятифакторного личностного опросника респондентов. Вторичные факторы.
Респонденты | Пол | Вторичные факторы / Показатели в баллах | ||||
1.0 | 2.0 | 3.0 | 4.0 | 5.0 | ||
ж | ||||||
ж | ||||||
ж | ||||||
ж | ||||||
ж | ||||||
ж | ||||||
ж | ||||||
м | ||||||
м | ||||||
м |
Продолжение таблицы 3
м | ||||||
м | ||||||
м | ||||||
м |
Первичные факторы
Первичные факторы / показатели в баллах | 3.2 | ||||||||||||||
3.1 | |||||||||||||||
2.5 | |||||||||||||||
2.4 | |||||||||||||||
2.3 | |||||||||||||||
2.2 | |||||||||||||||
2.1 | |||||||||||||||
1.5 | |||||||||||||||
1.4 | |||||||||||||||
1.3 | |||||||||||||||
1.2 | |||||||||||||||
1.1 | |||||||||||||||
Пол | ж | ж | ж | ж | ж | ж | ж | м | м | м | м | м | м | м | |
Респонденты |
Первичные факторы / показатели в баллах | 5.5 | ||||||||||||||
5.4 | |||||||||||||||
5.3 | |||||||||||||||
5.2 | |||||||||||||||
5.1 | |||||||||||||||
4.5 | |||||||||||||||
4.4 | |||||||||||||||
4.3 | |||||||||||||||
4.2 | |||||||||||||||
4.1 | |||||||||||||||
3.5 | |||||||||||||||
3.4 | |||||||||||||||
3.3 | |||||||||||||||
Пол | ж | ж | ж | ж | ж | ж | ж | м | м | м | м | м | м | м | |
Респонденты |
Полученные результаты в процентном соотношении представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Результаты диагностики респондентов пятифакторного личностного опросника
Шкалы методики / Вторичные факторы | Уровень выраженности / Первичные факторы | Показатели в % |
Экстраверсия -Интроверсия | активность - пассивность | |
доминирование-подчиненность | ||
общительность - замкнутость | ||
поиск впечатлений - избегание | ||
привлечение внимания - избегание | ||
Привязанность - Отделенность | теплота - равнодушие | |
сотрудничество - соперничеств | ||
доверчивость - подозрительность | ||
понимание - непонимание | ||
уважение других - самоуважение | ||
Контролирование - Естественность | аккуратность - неаккуратность | |
настойчивость - слабоволие | ||
ответственность - безответственность | ||
самоконтроль - импульсивность | ||
предусмотрительность – беспечность | ||
Эмоциональность - Сдержанность | тревожность - беззаботность | |
напряженность - расслабленность | ||
депрессивность - эмоциональная комфортность | ||
самокритика - самодостаточность | ||
эмоциональная лабильность - эмоциональная стабильность | ||
Игривость - Практичность | любопытство - консерватизм | |
мечтательность - реалистичность | ||
артистичность - неартистичность | ||
сензитивность - нечувствительность | ||
пластичность - ригидность |
Полученные результаты наглядно отображены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Результаты диагностики респондентов пятифакторного личностного опросника
Анализ полученных данных выявил следующие показатели:
По шкале экстраверсия – интроверсия было выявлено преобладание экстраверсии, это свидетельствует, о том, что эти люди отличаются общительностью, любят развлечения и коллективные мероприятия, имеют большой круг друзей и знакомых, ощущают потребность общения с людьми. Экстраверты беззаботны, оптимистичны и любят перемены. У них ослаблен контроль над чувствами и поступками, поэтому они бывают склонны к вспыльчивости и агрессивности.
По шкале привязанность – обособленность было выявлено преобладание обособленности, это говорит о стремлении человека быть независимым и самостоятельным. Такие люди предпочитают держать дистанцию, иметь обособленную позицию при взаимодействии с другими. Они избегают общественных поручений, небрежны в выполнении своих обязанностей и обещаний. Их больше волнуют собственные проблемы, чем проблемы окружающих их людей. Такие люди обычно стремятся к совершенству. Для достижения своих целей они используют все доступные им средства, не считаясь с интересами других людей.
По шкале самоконтроль – импульсивность выявлено преобладание самоконтроля, главным содержанием этого фактора является волевая регуляция поведения. Такие люди любят порядок и комфорт, они настойчивы в деятельности и обычно достигают в ней высоких результатов. Они придерживаются моральных принципов, не нарушают общепринятых норм поведения в обществе и соблюдают их даже тогда, когда нормы и правила кажутся пустой формальностью.
По шкале эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость выявлено преобладание эмоциональной устойчивости, это свидетельствует о наличии таких характеристик, как самодостаточность, уверенность в своих силах, спокойность. На жизнь такие люди смотрят серьезно и реалистично, хорошо осознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков, не расстраиваются из-за пустяков, чувствуют себя хорошо приспособленными к жизни. Эмоционально устойчивые люди сохраняют хладнокровие и спокойствие даже в самых неблагоприятных ситуациях.
По шкале экспрессивность – практичность было выявлено преобладание экспрессивности, что свидетельствует, о том, что людям с такой чертой характерно легкое отношение к жизни. Они производят впечатление беззаботного и безответственного человека, которому сложно понять тех, кто рассчитывает каждый свой шаг, отдает свои силы созданию материального благополучия. Человек, имеющий высокие оценки по этому фактору, удовлетворяет свое любопытство, проявляя интерес к различным сторонам жизни. Он легко обучается, но недостаточно серьезно относится к систематической научной деятельности, поэтому редко достигает больших успехов в науке. Это эмоциональный, экспрессивный, с хорошо развитым эстетическим и художественным вкусом человек.
Заключение
Таким образом, в результате проведенного исследования было выявлено, что личностные особенности - это не только способности, темперамент, психологический характер, но и мотивы людей, их стремления и воля, их личностная устойчивость и личностная идентичность.
Студенческий возраст (17-23 года) охватывает и подростковый, юношеский период, и часть взрослого этапа в развитии и становлении человека.
Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов, потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений или суждений.