Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей студентов на стратегии поведения в конфликте

Организация и методики эмпирического исследования

Эмпирическое исследование проводилось на базе МОАВУО ВИЭиСУ города Воронеж. В исследовании приняли участие –14 человек, из них 7 мальчиков и 7 девочек.

Для достижения цели исследования применялись следующие психодиагностические методики:

1. Методика диагностики доминирующих стратегий конфликтного поведения (метафорический вариант).

2. Пятифакторный личностный опросник МакКрае – Коста («Большая пятерка»).

Методика диагностики доминирующих стратегий содержит 35 метафорических предложений. Респонденту необходимо оценить степнь использования предложенных поговорок в своей поведенческой практике. Испытуемому следует придерживаться правила: не существует плохих или хороших ответов, а существуют реальные, наиболее употребляемые в тех или иных жизненных ситуациях. Следуя этому правилу, в бланке ответов рядом с номером вопроса респондент должен поставить один из трех ответов: “да” или “+”; “нет” или “-”; “трудно сказать” или “+/-”. К последней форме ответа старайтесь прибегать в исключительных случаях. Порядок заполнения построчный, слева направо.

После завершения работы испытуемые сдают заполненные бланки. Экспериментатор быстро их просматривает, не вчитываясь в содержание, и если замечает незавершенные предложения, то бланк возвращается с просьбой завершить то или иное предложение.

Использование диагностического материала в форме метафор (поговорки, устоявшиеся истины) нацелено на снижение стереотипов, самоидеализации, квазиответов. Данная методика ориентирована на выявление наиболее распространенных стратегий в конфликтных ситуациях: стратегию достижения эгоцентричных (личных) целей и стратегию сохранения благоприятных межличностных отношений. По соотношению этих двух стратегий в данной методике выделено пять метафорических стратегий.

Тип 1. “Черепаха” – стратегия ухода под панцирь, то есть отказа как от достижения личных целей, так и от ориентации на благоприятные взаимоотношения с окружающими.

Тип 2. “Акула” – силовая стратегия. Для приверженцев этой стратегии цели очень важны, взаимоотношения – нет. Им неважно, любят ли их. Они считают, что конфликты решаются лишь выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.

Тип 3. “Медвежонок” – стратегия сглаживания острых углов. Взаимоотношения важны, цели – нет. Такие люди хотят, чтобы их принимали, любили, ради чего жертвуют целями.

Тип 4. “Лиса” – стратегия компромисса. Умеренно важны и цели, и взаимоотношения; такие люди готовы отказаться от части целей, чтобы сохранить взаимоотношения.

Тип 5. “Сова” – стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выход в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.

Пятифакторный личностный опросник разработан американскими психологами Р. МакКрае и П. Коста. Тест - опросник состоит из 75 парных, противоположных по своему значению, стимульных высказываний, характеризующих поведение человека. Все стимульные фразы разделены оценочной шкалой. Респонденту следует внимательно прочесть высказывания и определить, какая его часть больше соответствует особенностям его личности. Все оценки заносятся в левую ячейку бланка ответов. В результате оценивания ответов тестируемого психолог получает баллы по пяти основным факторам: экстраверсия – интроверсия; привязанность – обособленность, самоконтроль – импульсивность, эмоциональная неустойчивость – эмоциональная устойчивость, экспрессивность – практичность, на основе которых затем составляется характеристика особенностей темперамента и характера тестируемого.

Анализ полученных данных

Результаты диагностики доминирующих стратегий конфликтного поведения респондентов представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты диагностики доминирующих стратегий конфликтного поведения респондентов

Респонденты Пол Стратегии / Показатели в баллах
Черепаха Акула Медвежонок Лиса Сова
ж
ж
ж
ж
ж
ж
ж
м
м
м
м
м
м
м


Уровень выраженности доминирующих стратегий конфликтного поведения респондентов, в процентном соотношении, представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты доминирующих стратегий конфликтного поведения респондентов

Уровень выраженности стратегий конфликтного поведения Показатели в %
Черепаха
Акула
Медвежонок
Лиса
Сова

Полученные результаты наглядно отображены на рисунке 1.

Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей студентов на стратегии поведения в конфликте - student2.ru

Рисунок 1 - Результаты диагностики доминирующих стратегий конфликтного поведения респондентов

Анализ полученных данных показал преобладание стратегии «Сова» у большинства респондентов, а именно у 45 %. Эти данные свидетельствуют о том, что у респондентов стратегия открытой и честной конфронтации. Они, как правило, открыто определяют позиции и ищут выход в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.

Стратегия «Акула» выявлена у 20% респондентов, это свидетельствует о том, что приверженцам этой стратегии цели очень важны, взаимоотношения – нет. Им неважно, любят ли их. Они считают, что конфликты решаются лишь выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.

Стратегия «Черепаха» выявлена у 15% респондентов, людям с такой стратегией свойственно отказываться как от достижения личных целей, так и от ориентации на благоприятные взаимоотношения с окружающими.

Стратегия «Лиса» выявлена у 10% респондентов, это стратегия компромисса. Для респондентов с такой стратегией характерна важность и целей, и взаимоотношений. Такие люди готовы отказаться от части целей, чтобы сохранить взаимоотношения.

Стратегия «Медвежонок» выявлена у 10% респондентов. Таким людям важны взаимоотношения, а цели – нет. Они хотят, чтобы их принимали, любили, ради чего жертвуют целями.

Результаты диагностики пятифакторного личностного опросника представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Результаты диагностики пятифакторного личностного опросника респондентов. Вторичные факторы.

Респонденты Пол Вторичные факторы / Показатели в баллах
1.0 2.0 3.0 4.0 5.0
ж
ж
ж
ж
ж
ж
ж
м
м
м

Продолжение таблицы 3

м
м
м
м

Первичные факторы

Первичные факторы / показатели в баллах 3.2
3.1
2.5
2.4
2.3
2.2
2.1
1.5
1.4
1.3
1.2
1.1
Пол ж ж ж ж ж ж ж м м м м м м м
Респонденты
Первичные факторы / показатели в баллах 5.5
5.4
5.3
5.2
5.1
4.5
4.4
4.3
4.2
4.1
3.5
3.4
3.3
Пол ж ж ж ж ж ж ж м м м м м м м
Респонденты

Полученные результаты в процентном соотношении представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Результаты диагностики респондентов пятифакторного личностного опросника

Шкалы методики / Вторичные факторы Уровень выраженности / Первичные факторы Показатели в %
Экстраверсия -Интроверсия активность - пассивность
доминирование-подчиненность
общительность - замкнутость
поиск впечатлений - избегание
привлечение внимания - избегание
Привязанность - Отделенность теплота - равнодушие
сотрудничество - соперничеств
доверчивость - подозрительность
понимание - непонимание
уважение других - самоуважение
Контролирование - Естественность аккуратность - неаккуратность
настойчивость - слабоволие
ответственность - безответственность
самоконтроль - импульсивность
предусмотрительность – беспечность
Эмоциональность - Сдержанность тревожность - беззаботность
напряженность - расслабленность
депрессивность - эмоциональная комфортность
самокритика - самодостаточность
эмоциональная лабильность - эмоциональная стабильность
Игривость - Практичность любопытство - консерватизм
мечтательность - реалистичность
артистичность - неартистичность
сензитивность - нечувствительность
пластичность - ригидность

Полученные результаты наглядно отображены на рисунке 2.

Эмпирическое исследование влияния личностных особенностей студентов на стратегии поведения в конфликте - student2.ru

Рисунок 2 - Результаты диагностики респондентов пятифакторного личностного опросника

Анализ полученных данных выявил следующие показатели:

По шкале экстраверсия – интроверсия было выявлено преобладание экстраверсии, это свидетельствует, о том, что эти люди отличаются общительностью, любят развлечения и коллективные мероприятия, имеют большой круг друзей и знакомых, ощущают потребность общения с людьми. Экстраверты беззаботны, оптимистичны и любят перемены. У них ослаблен контроль над чувствами и поступками, поэтому они бывают склонны к вспыльчивости и агрессивности.

По шкале привязанность – обособленность было выявлено преобладание обособленности, это говорит о стремлении человека быть независимым и самостоятельным. Такие люди предпочитают держать дистанцию, иметь обособленную позицию при взаимодействии с другими. Они избегают общественных поручений, небрежны в выполнении своих обязанностей и обещаний. Их больше волнуют собственные проблемы, чем проблемы окружающих их людей. Такие люди обычно стремятся к совершенству. Для достижения своих целей они используют все доступные им средства, не считаясь с интересами других людей.

По шкале самоконтроль – импульсивность выявлено преобладание самоконтроля, главным содержанием этого фактора является волевая регуляция поведения. Такие люди любят порядок и комфорт, они настойчивы в деятельности и обычно достигают в ней высоких результатов. Они придерживаются моральных принципов, не нарушают общепринятых норм поведения в обществе и соблюдают их даже тогда, когда нормы и правила кажутся пустой формальностью.

По шкале эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость выявлено преобладание эмоциональной устойчивости, это свидетельствует о наличии таких характеристик, как самодостаточность, уверенность в своих силах, спокойность. На жизнь такие люди смотрят серьезно и реалистично, хорошо осознают требования действительности, не скрывают от себя собственных недостатков, не расстраиваются из-за пустяков, чувствуют себя хорошо приспособленными к жизни. Эмоционально устойчивые люди сохраняют хладнокровие и спокойствие даже в самых неблагоприятных ситуациях.

По шкале экспрессивность – практичность было выявлено преобладание экспрессивности, что свидетельствует, о том, что людям с такой чертой характерно легкое отношение к жизни. Они производят впечатление беззаботного и безответственного человека, которому сложно понять тех, кто рассчитывает каждый свой шаг, отдает свои силы созданию материального благополучия. Человек, имеющий высокие оценки по этому фактору, удовлетворяет свое любопытство, проявляя интерес к различным сторонам жизни. Он легко обучается, но недостаточно серьезно относится к систематической научной деятельности, поэтому редко достигает больших успехов в науке. Это эмоциональный, экспрессивный, с хорошо развитым эстетическим и художественным вкусом человек.

Заключение

Таким образом, в результате проведенного исследования было выявлено, что личностные особенности - это не только способности, темперамент, психологический характер, но и мотивы людей, их стремления и воля, их личностная устойчивость и личностная идентичность.

Студенческий возраст (17-23 года) охватывает и подростковый, юношеский период, и часть взрослого этапа в развитии и становлении человека.

Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов, потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений или суждений.

Наши рекомендации