Игра №9 Заблудились в лесу (первоначальный навык выделения ударного звука).
Игра №1 Фонетическая гимнастика.
Правила игры. Начинаем с простых вопросов:
Как тикают часы?- тик-так
Как подзывают цыплят?- цып-цып
Как чикают ножницы? -чик-чик
А затем задают вопросы так , чтобы, отвечая, использовал только отдельный звук:
Как жужжит жук? –ж-ж-ж
Как воет волк? –у-у-у
Как поют комарики? –з-з-з
Как фыркает кот? –ф-ф-ф
Как шипит змея? –ш-ш-ш
И т. д
Вариант этой игры:Звуковые загадки.
Называем какой –то звук, а ребенок придумывает кто(что) может его издавать.
Н-р, кто(что)издает такой звук: З-З,Ш-Ш,Р-Р? И др.
Игра №2. Заводные игрушки.
Правила игры: Заводим ключиком игрушки(игрушки-это дети).Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.
Ж- полетел жучок
Р- затарахтел игрушечный мотоцикл
Ц- запрыгала белочка
Ф- фыркает ежик.
Игра №3. Скажи, как я (обучение интонированию звуков).
Игровой материал. Мяч.
Правила игры. Дети стоят в кругу, а взрослый –в середине круга с мячом. Кидаем мяч кому-то из детей, называем слово с интонационным выделением любого согласного звука. Например:
(С)лон
Забо(Р)
Ко(Ш)ка.
Ребенок перебрасывает мяч назад, повторяя слово точно также.
Игра №4 Подберем игрушки.
Игровой материал:игрушки, кукла , картинки с изображением животных и птиц.
Правила игры. В комнате не видных местах лежат предметы, в названиях которых есть звук Ж; флажок, кружок, ножницы, жираф, ежик и др.
Показываем детям новую куклу, говорим, что в имени куклы есть песенка жука(Ж).
Как зовут куклу?- Жанна.
Кукла любит предметы и игрушки, в названии которых есть песенка жука .Какие игрушки дадим кукле?
Игра №5. Дятел.
Правила игры. Ребенок рассказывает потешку:
“Дятел дерево долбит ,день-деньской кору дробит.”
После этого он изображает дятла, бьет кулаком о кулак, приговаривает: д-д-д.
В этой игре вводим незаметно для детей понятие твердости-мягкости согласного:
Папа-дятел долбит- Д-Д-д
Маленький птенец- Дь-Дь-дь
Игра №6. Комары и осы.
Игровой материал:картинки
Правила игры:Комары звенят з-з-з, осы поют свою песенку с-с-с.
Услышите песенку комара -помашите крылышками ,а когда услышите песенку осы, то пальчиками покажите, .как она ползет.
Затем называем слова, в которых есть звук С или З, а ребенок движением показывает, какой звук встречается в слове.
Словарный материал.зонт,слон.забор,сахар,сушки,соль,самолет,заноза,дозор,мазать и т.д
Вариант этой игры: Слушай внимательно.
У ребенка в руках 2 картинки :свисток и звонок.
Свисток свистит- С-с-с; звонок звенит- З-з-з.
Говорим слова ,а дети поднимают картинки с изображением свистка или звонка.
Различение звуков Ч-Щ.
Объясняем:
Ч-Ч-Ч- так звучит паровоз. Когда услышите этот звук, изобразите. Как двигается паровоз;
Щ-Щ-Щ- так пилят дрова.
Дети слушают слова и передают движениями звуки Ч или Щ.
Словарный материал:число, шкаф, щенок. Чибис, червяк, шапка, карандаш, щит, чашка, щель. И т.д
Игра № 7 Подскажи кукле звук (формирование навыка выделения последнего звука).
Игровой материал: кукла.
Правила игры:
Кукла очень торопиться. Поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки слышны.
Просим поправить куклу, где необходимо.
На солнышке греется котено…(К)
На него смотрел белолапый щено(К)
Он хотел его догна…(Ть)
А рядом по двору гулял важный пету…(Х)
За ним бегали куриц…(Ы) и цыплят…(А)
Игра №8 Зоопарк (различение мягкости- твердости согласных).
Игровой материал: картонный домик, игрушки, мебель, предметы, фишки.
Правила игры:
На столе картонный домик. Это зоопарк. В него привезли много животных. Но зоопарк небольшой, всем не уместиться. Поэтому в нем поселяться только те животные, в названии которых есть Ль.
Ослику можно войти в зоопарк?- почему?
Льву, леопарду, лисице, готовы удобные клетки. А вот слону, волку и ламе придется ехать в другой зоопарк.
За каждый правильный ответ детям дается фишка.
Игра №9 Заблудились в лесу (первоначальный навык выделения ударного звука).
Игровой материал:кукла, игрушки – зверята.
Правила игры:
В лесу заблудилась кукла и зверята. Ребенок их зовет, т.е. произносит имя с подчеркнутым интонированием ударного гласного:
М-и-и-ша- И
Р-ы-ы-бка- Ы
К-о-о-тик- О
Э-э-дик- Э