Приобщение к двигательной культуре

РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА 5-го ГОДА ЖИЗНИ

Особенности физического развития и воспитания физической культуры

Параметры:

- Мальчики: Рост 106 - 116 см; Вес 16,4 - 19,7 кг;

- Девочки:Рост 102 - 111 см; Вес 15,4 - 19,0 кг.

Рост, масса тела, окружность грудной клетки соответствуют норме. Ребенок редко болеет.
У него хороший сон (быстро засыпает, спит спокойно днем и ночью). В общении с взрослыми и сверстниками активен, доброжелателен. Хорошо владеет основными движениями: бег, ходьба, прыжки; умеет играть с мячом, кататься на велосипеде, не боится воды и умеет плавать.

Дети в этом возрасте очень активно растут вверх. Ребенок вытягивается, как молодое деревце, при этом почти не поправляясь: все уходит в развитие мышц. Для обеспечения такого интенсивного роста организму необходима энергия, поэтому важно следить за питанием: оно по-прежнему должно быть сбалансированным и качественным. Скорее всего, ребенок уже знаком с фастфудом, чипсами, леденцами и прочей «отравой», которую так любят дети. Нужно следить, чтобы в рационе ребенка этих продуктов было как можно меньше. А вот овощей - свежих и тушеных, - домашних супчиков, котлеток и компотов - как можно больше.

В 5 лет ребенок уже настолько развит физически, что с легкостью может освоить любой навык. Сейчас самое время научить его кататься на двухколесном велосипеде, плавать, кататься на лыжах - беговых и горных, можно даже ездить верхом - на пони. Нужно знакомить ребенка с разными видами спорта, показывать ему по телевизору выступления спортсменов, сводить его на каток и в бассейн - вполне возможно, что дитя сильно чем-то увлечется и захочет заниматься конкретным видом спорта.

Взрослым часто кажется, что ребенок вытянулся и похудел, однако, он становится более ловким, подвижным сильным и выносливым, увеличивается мышечная масса. У дошкольника происходит быстрый обмен веществ, поэтому ребенку по-прежнему необходимо правильное питание. Малыш должен много времени проводить на свежем воздухе, необходимо следить за его осанкой. Его неокрепшая нервная система нуждается в дружественной благоприятной атмосфере в семье. В будущем большие нагрузки в школе могут привести к проблемам со здоровьем.

Основные направления работы с детьми 5-ти лет

1. Оздоровительные задачи:

- Формировать правильную осанку и развивать все группы мышц.

- Повышать степень устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

- Побуждать детей к самостоятельному использованию хорошо знакомых видов и способов закаливания дома и в детском саду.

- Совершенствовать системы и функции организма.

2. Образовательные задачи:

- Формировать представления о своем теле, о необходимости сохранения своего здоровья.

- Увеличивать запасы двигательных навыков за счет разучивания спортивных упражнений и игр с элементами спорта.

- Овладевать элементами техники основных видов движений.

- Расширять знания детей о многообразии физических и спортивных упражнений.

3. Воспитательные задачи:

- Развивать у детей интерес к разным видам двигательной деятельности (учебной, игровой, трудовой и т. д.).

- Повышать уровень произвольности действий.

- Развивать у детей настойчивость и выдержку при достижении цели, стремление к качественному выполнению движения.

- Развивать доброжелательные отношения со сверстниками в процессе совместной двигательной деятельности.

Приобщение к двигательной культуре


- Упражнения в ходьбе: ходить легко, непринужденно выполняя различные движения руками, сохраняя правильную осанку. Пользоваться разными способами ходьбы: высоко поднимая колени, в полуприседе на согнутых ногах, на прямых ногах, не сгибая колен; ходить в разном темпе, с перекатом с пятки на носок. Ходить широким шагом с выполнением заданий (поднять мяч, развести руки в стороны и т.д.).

- Упражнения в беге. Бегать в медленном темпе; быстро; со средней скоростью; с выполнением заданий, преодолевая полосу препятствий. Бегать, выбрасывая прямые ноги вперед, забрасывая голени назад. Бегать в среднем темпе не менее 2 мин.
- Упражнения в прыжках. Подпрыгивать на месте разными способами: ноги скрестно - ноги врозь, попеременно на правой и левой ноге. Спрыгивать с бревна, со скамейки (мягкое и устойчивое приземление). Прыжки в длину с места, с разбега. Прыжки на батутах, через скакалку.

- Упражнения в бросании, ловле, отбивании, метании. Бросать мяч вверх, о землю и ловить его. Перебрасывать набивной мяч (весом 0,5—1 кг). Передавать мяч друг другу, вперед и назад над головой, сбоку с поворотом туловища вправо-влево. Бросать и ловить мяч в парах, по кругу. Подбрасывать и ловить мяч (не менее 10 раз подряд). Ловить мяч после его отскока от земли или пола. Отбивать мяч от земли на месте и с продвижением вперед. Метать вдаль и в цель теннисный мяч ведущей рукой (на расстояние 3—5 м).
- Упражнения в ползании и лазаньи. Подтягиваться на скамейке на коленях, передвигаться с помощью рук, ног, всего туловища, сидя на бревне. Лазать по гимнастической стенке до самого верха, переходить с пролета на пролет приставным шагом; переходить по диагонали стенки (спускаться вниз вертикально с одного пролета на другой). Лазать по канату, шесту.

- Упражнения в равновесии. Ходить и бегать по узкой поверхности (доске, бревну). Стоять на бревне, удерживая равновесие. Сохранять устойчивое положение тела в заданной позе после поворотов, приседаний, наклонов.

- Общеразвивающие упражнения. Сгибать, разгибать, вращать отдельные части тела. Делать повороты, наклоны, достигая хорошей согласованности действий. Выполнять сложные движения, связанные с проявлением силовых усилий: сесть и встать без помощи рук; поднять обе ноги вверх, лежа на спине; лежа на полу, перевернуться со спины на живот. Во время общеразвивающих упражнений с предметами (палки, обручи, гантели, резиновые кольца, набивные мячи и др.) добиваться четкости заданных направлений перемещения предмета, точности исходных и конечных положений самого предмета, а также рук, ног и туловища.

- Строевые упражнения. Строиться в колонну по одному, в шеренгу, в круг. Перестраиваться в пары, в две колонны, в три; из нескольких колонн в один или несколько кругов. Повороты направо, налево, кругом, переступанием, прыжком. Смыкание и размыкание приставным шагом.

- Ритмические (танцевальные) движения. Двигаться точно в соответствии с характером музыки, отображать образы, имитационные движения. Передавать в выразительных движениях характер музыки. Выполнять разные варианты действий под музыкальное сопровождение. Предлагать детям использовать в произвольных движениях, танцах хорошо знакомые им действия, элементы несложных хороводов.

- Подвижные игры: с бегом, подлезанием и лазаньем, прыжками, метанием, игры с элементами соревнования, игры-эстафеты.

Примеры игр

- с бегом: «Мы — веселые ребята», «Парный бег», «Мышеловка», «Гуси-лебеди», «Караси и щука», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Пустое место», «Встречные перебежки», «Затейники», «Быстро возьми, быстро положи», «Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Чье звено быстрее соберется?», «Два Мороза», «Горелки», «День и ночь»;

- с прыжками: «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на кочку», «Лягушки и цапля», «Волк во рву», «Классики», «Кузнечики», «Не попадись!»;

- с ползанием и лазаньем: «Медведь и пчелы», «Перелет птиц», «Ловля обезьян», «Пожарные на учении»;

- с метанием, бросанием и ловлей: «Охотники и зайцы», «Мяч водящему», «Кто самый меткий?», «Охотник и звери», «Серсо», «Летающие тарелки»;

- игры-эстафеты: «Веселые соревнования», «Эстафета парами», «Перевозка урожая», «Огородники», «Кто быстрее построит пирамиду?»;

- игры-забавы:«Веревочка», «Бег со связанными ногами», «Ходьба на ходулях», «Петушиный бой», «Перетяни канат».

Игры с элементами спорта


- Городки. Знать 3—4 фигуры, пользоваться для выбивания городков с линии кона и полукона метанием биты сбоку и от плеча.

- Баскетбол. Перебрасывать мяч друг другу от груди, передавать мяч в движении с отскоком от пола; вести мяч правой и левой рукой по прямой и между предметами. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди и из-за головы.

- Бадминтон. Отбивать волан ракеткой, направляя его в определенную сторону. Играть в паре с воспитателем.

- Футбол. Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении, обводить мяч вокруг предметов. Закатывать мяч в лунки, ворота, передавать мяч ногой друг другу в парах, отбивать от стенки несколько раз подряд.

- Хоккей. Прокатывать шайбу клюшкой в заданном направлении, закатывать шайбу в ворота. Прокатывать ее друг другу в парах, задерживать клюшкой.


Спортивные упражнения


- Катание на санках. Катать друг друга, кататься с горки по двое, выполнять повороты при спуске. Спускаться с горы, выполняя задания (поднять предмет, проехать в воротики), уметь делать торможение.

- Скольжение. Скользить по ледяным дорожкам с разбега, приседая и вставая во время скольжения.
- Ходьба на лыжах. Ходить по лыжне скользящим шагом. Выполнять повороты на месте и в движении. Подниматься на горку лесенкой, полуелочкой. Спускаться с горки, мягко пружиня ноги в основной и низкой стойке. Проходить дистанцию в спокойном темпе 1—2 км.

- Езда на велосипеде. Самостоятельно ездить на двухколесном велосипеде по прямой, выполнять повороты налево и направо, проезжать в ворота, делать ускорения и тормозить.
- Катание на самокате. Отталкиваться одной ногой, выполняя повороты вправо-влево. Ездить по кругу, объезжая разные препятствия.

- Плавание. Двигать ногами вверх-вниз, сидя в воде на мелком месте и лежа, опираясь руками. Выполнять разнообразные движения руками в воде. Скользить на груди и на спине, делать глубокий вдох и последующий выдох в воду. Плавать произвольным способом.

Наши рекомендации