Определение, этиология, основные формы
\ Церебральный паралич входит в более широкую категорию на-| рушений развития, которая включает в себя нарушения опорно-I двигательного аппарата. Дети с такими нарушениями характери-\f зуются наличием недостатков мышечной, скелетной систем и определенным состоянием центральной нервной системы.
В зарубежной психолого-педагогической литературе применяется термин «ограниченные физические возможности» (physical disability), которым объединяют детей с указанными ортопедическими недостатками и детей с хроническими соматическими заболеваниями, нуждающихся в длительном пребывании в лечебных учреждениях.
Среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата психологическим изучением прежде всего и в наибольшей мере были охвачены дети с церебральным параличом.
Термин «детский церебральный паралич» (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля центральной нервной системы за произвольными движениями. Таким образом, термином «детский церебральный паралич» объединяются синдромы двигательных расстройств, возникающие в результате повреждения мозга на ранних этапах онтогенеза.
Детский церебральный паралич является резидуальным состоянием, т.е. не имеет прогрессирующего течения. Однако по мере развития ребенка различные проявления недостаточности двигательных, речевых и других психических функций могут видоизменяться, что связано с возрастной динамикой морфо-функцио-нальных взаимоотношений патологически развивающегося мозга. Кроме того, более выраженные проявления декомпенсации могут определяться нарастающим несоответствием между возможностями поврежденной центральной нервной системы и требованиями, предъявляемыми окружающей средой по мере роста ребенка.
Явления декомпенсации также могут усиливаться при осложнении двигательных расстройств различными патологическими неврологическими и психопатологическими синдромами. Среди них
наибольшее значение имеют: гипертензионно-гидроцефальный синдром, судорожный синдром, синдром вегетативно-висцеральных дисфункций, стойкий церебрастенический синдром.
В основе детского церебрального паралича лежит внутриутробное или перинатальное повреждение головного мозга ребенка под влиянием различных неблагоприятных факторов, действовавших во время внутриутробного периода развития и (или) в момент родов. К таким факторам риска относятся в первую очередь асфиксия в родах и родовая травма. В более редких случаях (около 2 —3 %) в возникновении ДЦП может играть роль генетический фактор.
Тяжесть и распространенность поражения при ДЦП могут быть
различными. В одних случаях наблюдается тяжелое поражение всех
четырех конечностей, причем руки поражаются в такой же степе-
\ йи, как и ноги, а иногда и сильнее. Эта форма церебрального
| паралича носит название двойной гемиплегии. Развитие двигатель-
/ ных и психических функций у этих детей крайне затруднено.
При более легкой степени заболевания — спастической дипле-, \ гии — поражаются преимущественно ноги. Руки поражаются в мень-I шей степени. Большинство детей с этой формой заболевания при i своевременном комплексном лечении и психолого-педагогической работе осваивают ходьбу, у них развиваются речь, познавательные функции, многие из них способны к обучению по программе , общеобразовательной школы.
У некоторых детей наблюдаются односторонние двигательные нарушения — гемипарезы. При этом отмечается более тяжелое поражение руки. * У части детей с гиперкинетической формой ДЦП осуществле-*Хгние произвольных движений затруднено в первую очередь за счет ^Ь насильственных движений. Наличие насильственных движений и И тонических спазмов в мышцах верхних конечностей резко затрудняет развитие у них манипулятивной деятельности и навыков самообслуживания. Кроме того, у этих детей обычно имеют место наиболее тяжелые недостатки звукопроизносительной стороны речи, которые нередко сочетаются с нарушениями слуха.
При атонически-астатической форме ДЦП двигательные нарушения определяются в первую очередь недостаточностью координации движений, несформированностью реакций равновесия, наличием низкого мышечного тонуса во всех группах мышц, недоразвитием выпрямительных рефлексов. У этих детей также имеют место стойкие дефекты звукопроизносительной стороны речи, а также различные по структуре нарушения психического развития.
У многих детей наблюдается смешанный характер заболевания с сочетанием различных двигательных и речедвигательных расстройств.