Сензитивный период развития языка (0 – 6 лет).

Сензитивные периоды и «окна возможностей» у детей от 0 до 6 лет

(Материал для «Пси-шпаргалки» подготовлен Екатериной Камалягиной. Проконсультироваться с автором по развитию вашего ребенка: 8 911 376 98 66 , только в г.Пскове! )

Существуют два сходных понятия, одно из которых вывели современные нейрофизиологи в 21 веке – «окна возможностей», а второе – «сензитивные периоды» - их определила М.Монтессори еще в 19 веке.

Сензитивные периоды и окна возможностей – это определенные возрастные периоды, во время которых мозг ребенка максимально легко воспринимает определенную информацию. Ребёнок бессознательно выбирает из окружающей среды всё, что именно в этот момент необходимо для его роста и развития, и это позволяет ему приобрести определённые навыки и знания без видимых усилий и усталости. Важно доверять ребёнку, который ориентируется в своей деятельности на импульсы и призывы своеобразного «внутреннего учителя». Следует также отметить, что эти периоды универсальны для детей всех народов и культур.

Эти ограниченные «окна возможностей» появляются на время и проходят безвозвратно, причём независимо от того, удалось ли ребёнку полностью воспользоваться их условиями. Кроме того, они никогда не повторяются снова. В качестве примера могу привести освоение языка, который маленькие дети просто впитывают, дети постарше легко учат, но уже с акцентом, а взрослые прилагают немалые усилия, чтобы овладеть дополнительным языком и выучить его, с трудом осваивая языковые конструкции.

Нужно отметить, что временные рамки могут сдвигаться у каждого ребенка, поскольку возраст сензитивных периодов подразумевается в большей степени психологический, а не физиологический.

Основные сензитивные периоды:

Сензитивный период восприятия порядка (0 – 6 лет, пик приходится на возраст 1 – 3 года).

Ребёнок этого возраста имеет сильную потребность в создании шаблонов и связей между объектами среды, людьми. Для него порядок вообще и организованные последовательности в частности являются жизненно необходимыми. Многие родители не совсем правильно понимают понятие порядка. Ведь это вовсе не стремление ребёнка прибираться и наводить чистоту. Он впитывает в себя привычное окружение, которое и становится для него порядком. Сложившийся режим дня становится ритуалом, важны его чёткость и неизменная последовательность.

Ребёнок этого возраста, особенно на пике сензитива (чрезмерной чувствительности), весьма консервативен. Еда, сон, привычные люди вокруг и прочие важные для ребёнка моменты – всё это сказывается на аспектах его жизни. Дети не любят изменений и подчас нервно реагируют даже на малейшие отступления от привычного течения жизни. Это происходит оттого, что малыш не может предсказать, что же будет потом, за пределом очерченных им самим границ и ритуалов. Но постепенно он учится делать прогнозы, которые обеспечивают ему чувство безопасности и доверия к миру. Внешний порядок освобождает ребёнка от необходимости расходовать свою энергию на экстренное формирование собственного внутреннего порядка.

Пример: Дети любят повторение одной и той же сказки, это дает им чувство спокойствия и уверенности в «завтрашнем дне», - если в сказке все прошло по плану, значит и у меня все будет хорошо, как и всегда.

Сензитивный период развития языка (0 – 6 лет).

Ребёнок поглощает звуки, издаваемые человеком, исключая остальные шумы, повторяет их, развивая свой собственный голосовой аппарат. Но для ребёнка важны не только непосредственные звуки речи, ему необходимо видеть и анализировать взаимосвязь между речью и движениями. Он впитывает также и невербальные способы коммуникации.

Язык поглощается, независимо от сложности, в полном объёме, со всеми грамматическими конструкциями. Языковой опыт вызывает образование и языкового центра: орган слуха развивается по звукам, которые ребёнок слышит. Поэтому, если уши ребёнка не слышат богатую, красивую речь в сензитивный период развития языка, вокальные и языковые центры не развиваются полностью.

Взрывное развитие разговорного языка происходит на втором году жизни ребёнка, письмо и чтение начинают активно развиваться в период с 3 ½ до 4 ½ лет.

Пример. Дети-маугли. Если в этом возрасте ребёнок не слышит человеческую речь, то и полноценно разговаривать он уже не сможет.

Наши рекомендации