Ранний возраст-сензитивный период развития речи

Ребенок раннего возраста гораздо более самостоятельная за младенца Рост ее активности приводит к появлению сложных видов деятельности - прежде всего, предметной игры, имеет общий со взрослым характер; возник кает ситуативно-деловая форма общения со взрослым; самосознание ребенка достигает качественно нового уровня Все эти обстоятельства создают необходимые внешние и внутренние условия для особо интенсивного развития в речиня.

В раннем возрасте возникают ситуативная и описательная формы речи Особенно заметного развития достигают такие функции речи, как коммуникативная, познавательная, обобщающая, регулирующая

В общении ребенка преобладает ситуативное речи, приходит на смену жестикуляторному Хотя в нем сохраняется значительное содержание жестов и мимики, однако растет доля вербальных компонентов, крепко по овьязаних с окружающей ситуациию.

Ситуативное речи одновременно является диалогическим, образуется из взаимосвязанных реплик малыша и взрослого Характерная структура речевого взаимодействия - вопрос-ответ; предложение-исполнение; просьба-реал ция тощо.

Укрепляется связь речи с другими познавательными процессами В 2-3 года ребенок комментирует свои действия с предметами в игре и вне ее (машинка едет, чашка упала), называет воспринимаемое, повторяет и запоминает есть стихи, скороговорки; речи помогает различать признаки предметов и предметы между собой: эта кукла большая, а эта маленькая, здесь много игрушек, а тут - мало Все это дает основания для вывода, что заработная джуеться описательное речиня.

Ведущей функцией речи ребенка выступает коммуникативная, изменяется по следующим этапам

1 Обращение к взрослойради овладения предметом; если попытки повлиять на взрослого неудачные, то они могут перерастать в крик, плач

2 Стремление привлечьвнимание взрослого к своим действиям с предметами

3 Центр ситуации переносится на владение словом как средством обращения к взрослому Ребенок присматривается к артикуляции взрослого произносит требуемое слово - название предмета, одновременно познает и отв соответствующих действие взрослого с этим предметом подразумевается [15353].

Обобщающая функция речь развивается в такой последовательности:

1 ребенок обозначает словом группы предметов на основе внешних, выразительных, но не существенных признаков Так, словом"ляля"она называет девочку, куклу, свое платьице

2 После 2,5 лет ребенок относит слово к группе сходных предметов, независимо от некоторых внешних отличий (ботинки резиновые и кожаные, красные и зеленые, большие и маленькие)

3 К концу раннего возраста появляются слова, обозначающие групп предметов, которые совершенно не соотносятся с одним единичным объектом: кубики, конфеты, одежда время к этим группам ребенок относит только те и предметы, с которыми она знакома в личном опыте Так, если не видела леденец на палочке, то для нее это будет совершенно отдельный от конфет предметоммет.

Регулирующая функция зарождается еще в немовлячому возрасте, а у ребенка раннего возраста играет важную роль в усвоении социального опыта, особенно правил поведения Ребенок способна выполнять сложные инструкции взрослого в с 2-3 действий, предусматривающие ее запоминание: положи куклу и принеси чашку Ребенок понимает объяснения взрослого:"как мыть руки\","как одевать ботинки\","как причесываться"наблюдается так называемый е автономное вещание, которое является переходным между внешним и внутренним (ЛСВиготський) Оно заключается в том что ребенок, называя себя в 3-м лице, сама себе дает наставления:"Костик вымоет руки"Ребенок реагирует на"можно"и"нельзя"взрослого У многих малышей"нельзя"вызывает бурные протесты, которые при правильном воспитании со зникаютuot; викликає бурхливі протести, які при правильному вихованні згодом зникають.

Переход от усвоения лексики к усвоению грамматики

В раннем возрасте происходит переход от усвоения лексики к овладению правилами грамматики

Стремительно и скачкообразно обогащается лексический запас, в нем возникают глаголы, впоследствии - прилагательные Стимулирует этот процесс предметная деятельность ребенка в сотрудничестве со взрослым Действуя с различными предмет тами, расширяя круг предметов, которые становятся объектами действий ребенка в 2 года, она задает многочисленные вопросы о названиях предметов, запоминает их и включает в свой активного словарька.

Сразу после года активизируется процесс подражания, в котором образцом выступает речи взрослого Ребенок, гораздо лучше различает фонемы языка и умеет их воспроизводить, активно подражает цели выскажу ления взрослого При этом выявляются комбинаторные качества ребенка: она переставляет слова в фразах, которые следует, добавляет в них слова тощщо.

Взрыв в подражании речи взрослого происходит на основе совершенствования способности ребенка понимать его Этому способствует развитие фонематического слуха у ребенка Малыш стремится воспринимать не просто отрывки м речь взрослого, а связные тексты, которые уже может понять На основе чтения взрослым произведений детской литературы совершенствуется процесс слушания, который в свою очередь выступает средством формирования эмоционально о-волевой и познавательной сфер малыша Малыш внимательно слушает, сосредотачиваясь на содержании, переживает вместе с героями Наиболее доступны для понимания ребенка небольшие по объему произведения на темы хорошо знакомых ей ситуаций, людей (о бабушке, мама, отца, сестренкуичку).

Слушания связных текстов способствует не просто расширению лексического запаса ребенка, но и качественному переходу к усвоению грамматического строя речи на 2 году жизни Процесс этот начинается с попыток водить ини самой построить в общении словесные конструкции - предложения Сначала ребенок не умеет объединять слова между собой в предложении, функцию последнего играет отдельное слово, сопровождаемое жестами и мими кой Ребенок со словом «дай» тянется к кукле, и окружающие понимают малыш просит дать игрушку До 2-х лет появляются первые предложения из двух (иногда больше) слов, соединенных между собой только содержанием, а не грамматическими:"Коля, бах!\", Что означает"Коля упал"При этом ребенок называет себя в 3-й лицому дитина називає себе у 3-й особі.

Наконец появляются предложения, где слова сочетании грамматически (у ребенка 2-3 лет) Первый способ грамматической связи - согласование слов с помощью окончаний Впоследствии ребенок использует служебные слова - ч доли, союзы, предлогки.

Заключение об особенностях развития речи в раннем возрасте:

- развитие речи обусловлен ситуативно-деловой формой общения со взрослым, в которой общение опосредованное предметными действиями;

- формируются такие формы активной речи как ситуативное и описательная;

- состоит коммуникативная, обобщающая, регулятивная функции речи;

- стремительно растет лексический запас (названия предметов и лиц, слова, обозначающие действия, переживания, требований, предложений, желаний);

- формируется слушания и понимания литературных произведений, рассказов взрослого, обогащает кругозор ребенка и помогает усвоить социальный опыт;

- начинается усвоение грамматического строя речи

Наши рекомендации