Взаимоотношения между пациентом и психотерапевтом
Пациент обращается к терапии, находясь в сложной жизненной ситуации, испытывая душевные страдания, ощущая неспособность разрешить существующие проблемы. Он приходит к терапевту с определенной мотивацией, ожиданиями и надеждами на помощь.
При этом пациент обладает целым рядом индивидуальных качеств, которые он привносит в терапию: его интеллект, социальный статус и профессиональная компетентность, убеждения и система ценностей, вербальные навыки.
Терапевт также привносит в психотерапевтическое взаимодействие свои реальные качества: эмпатию, искренность, эмоциональную зрелость, знания и опыт, амбиции и ценности, личностный стиль, внешность, голос и речь.
Кроме того, терапевт должен обладать достаточной степенью уверенности в том, что может оказать реальную помощь конкретному пациенту с конкретными проблемами.
Терапевт и пациент взаимодействуют друг с другом. Но пока между ними не будут установлены отношения сотрудничества, терапевтический процесс будет сводиться к нулю [24]. Отметим, что еще в 1912 г. S. Freud осознав, насколько важную роль играет межличностное понимание как предпосылка хорошего терапевтического климата и успеха терапии, сформулировал свою идею рабочего альянса и переноса.
Таким образом, в процессе общения психотерапевта и пациента должны сформироваться терапевтические отношения, которые являются фундаментом для успешной терапии. В их основе лежат уважение, доверие, рапорт, эмпатия, искренний интерес терапевта к обратившемуся за помощью и понимание его проблем.
Терапевтические отношения — это эмоционально заряженная встреча между ищущим помощи и дающим помощь, в которой доверие является наиболее важным [14].
Идеальные психотерапевтические взаимоотношения рассматриваются как частный случай удачных межличностных взаимоотношений в целом [7]. И действительно, позитивное терапевтическое влияние возможно только на фоне доверительных отношений.
Специальные приемы приносят пользу только в руках психотерапевта, способного наладить с пациентом личные отношения, которые побуждают пациента прислушаться к его словам и доверять им, а также помогают ему лучше понять то, что пытается донести до него психотерапевт [14].
По мнению А. Бергина и К. Ламберта (1978), наибольшую часть терапевтических результатов можно объяснить факторами, связанными с клиентами (их мотивацией и ожиданиями возможных изменений, а также тяжестью имеющегося расстройства). За вторую по объему часть итоговых изменений отвечают терапевтические отношения, и лишь за наименьшую, третью часть, — используемые психотерапевтические приемы [12].
И все-таки вопрос о стиле терапевтических отношений продолжает вызывать споры между различными школами.
На одном полюсе находятся представители поведенческих подходов и нейролингвистического программирования, убежденные в том, что отношения между клиентом и терапевтом не столь важны, и для эффективной работы вполне достаточно хорошей подстройки, а на другом полюсе — последователи К. Роджерса, который считал, что терапевтические отношения являются основополагающими для достижения позитивного результата психотерапии [8].
Следует признать, что независимо от используемого терапевтического метода создание поддерживающих (помогающих) отношений является характерным для психотерапии в целом [4, 18].
Помогающий альянс представляет собой такие взаимоотношения пациента и терапевта, которые способствуют продвижению пациента в направлении целей терапии [18]. Но все же, без анализа, описания и осознания всех влияющих факторов психотерапия не может быть успешной, и «помогающие отношения» не станут эффективными [19].