Необходимые условия приобретения навыков
Ваш малыш начнет соблюдать собственную чистоту лишь тогда, когда достигнет определенной физиологической и умственной зрелости. Ему нужно научиться сдерживать желание опорожнить свои кишечник и мочевой пузырь до тех пор, пока не окажется в подходящих для этого условиях, сидеть на горшке без устали от пяти до десяти минут и понимать, что он все уже сделал.
Механизм соблюдения опрятности
Вплоть до полутора лет малыши испражняются автоматически, подчиняясь безусловному рефлексу сокращения так называемых «гладких» мышц. Затем, мало помалу, дети становятся способными осуществлять контроль над «рельефными» мускулами и по своему усмотрению сдерживать испражнения.
• Мочеиспускание . Моча скапливается в мочевом пузыре в результате наработки ее почками. Там она удерживается с помощью округлой мышцы (сфинктера), которая мешает ей истекать в процессе выделения. Сфинктер состоит из гладких мускул, расслабляющихся по достижении в мочевом пузыре определенного давления, и из рельефных, управляемых сигналами мозга.
• Кал . Он накапливается в прямой кишке, опорожнение регулируется сфинктером ануса. Как и в случае с мочевым пузырем, этот сфинктер находится в сжатом состоянии, предотвращая постоянное испускание кала. Он подчиняется механическим местным сигналам, а также и волевым усилиям. В период обучения малыша опрятности следует следить за проходимостью его кишечника. Если кал очень жидкий, его труднее удерживать, и, наоборот, в случае твердых испражнений процесс испражнения бывает болезненным, бывает с задержкой, вызывая при этом фекалому, а затем и недержание кала ослабленным сфинктером. В обоих случаях требуется совет врача и последующее лечение. При нормализации консистенции кала малыш без труда обретает навыки опрятности.
Начало периода опрятности индивидуально для каждого малыша. Иногда это приходит к годовалому возрасту, порой же задерживается и до полутора, и до двух лет. Сначала сдерживается самопроизвольное испускание кала, затем мочи. Случается, что малыши остаются чистыми ночью лишь по достижении возраста трех лет.
Привыкание к горшку — сложный эмоциональный процесс
Для того чтобы ребенок сам следил за своей чистотой, недостаточно зрелости его анатомии, нервной системы и внутренних органов. Нужно, чтобы он еще и желал быть чистым, а значит, сам бы соглашался с этим. При этом важно, каков уровень его развития, и каковы его отношения с родителями, особенно с матерью. Свыкание с чистоплотностью должно происходить само по себе, сообразно с естественным ходом становления ребенка, но не в варианте принуждения и внутрисемейных конфликтов.
Малыш растет, он начал ходить, и вы не можете относиться к нему как к зависимому от вас. После тех особых отношений, которые установились между вами в моменты ухода за малышом при смене его испачканного белья, наступает новый непростой для обеих сторон этап. Поначалу он ходит на горшок лишь для того, чтобы доставить при этом удовольствие вам, но не себе. Однако, по сути его отношение к происходящему остается двояким: с одной стороны ему хочется быть большим и самостоятельным, с другой он сохраняет привычку к тесной чувственной с вами связи.
Приучайте его к горшку
Роль ваша сводится к помощи в преодолении малыша своего рода неприятия по отношению к горшку. Вам нужно сделать так, чтобы он сам просился на горшок, а еще лучше добиться того, чтобы он сам искал его в определенном месте, скажем в туалете, чтобы звал вас, когда все уже закончил. Всячески поощряйте малыша в такого рода начинаниях, не бойтесь преувеличивать его достижения, только не донимайте его. Не стесняйтесь аплодировать ему у наполненного горшка, но избегайте излишней эмоциональности.
Выберите подходящий к тому момент
Чтобы обучать, нужно уметь одновременно и сотрудничать и заинтересовывать. Как только ваш малыш пошел, научился самостоятельно вставать на ноги и приседать, покажите ему горшок и помогите познакомиться с этим новым для него предметом, на который он можно сесть, который моно перетащить с места на место в любой уголок.
После этого вам остается терпеливо подождать того момента, когда малыш сам решиться воспользоваться оставленным в его распоряжении горшком. Ни под каким предлогом не отказывайте при этом ему в помощи, которую он у вас просит. Постарайтесь запомнить жесты, мимику, движения, слова (он тянет штанишки, куксится, приседает на корточки, зовет вас), привлекая ваше внимание в своему желанию воспользоваться горшком, даже если он это делает не вполне доходчиво. Вы может быть заметите, что происходит это более менее в одно и то же время, в противном случае предложите сами утром или вечером, через несколько минут после приема пищи, советуя ему потужиться. Если ничего не произойдет, не настаивайте — всему свое время. Иногда это делается с удовольствием, иногда ему хочется вернуться в привычный «уют» подгузников. Поднимите его с горшка после того, как он все закончил, чтобы он понимал назначение предмета. Возьмите малыша с собой, чтобы он принял участие в процессе опорожнения горшка в туалет и сам спустил бы воду.
Ограничьте возможность конфликтов
Важно не допустить, чтобы это деликатное ученичество не превратилось в источник напряжения для всей семьи. Чем напористее будет принуждение с вашей стороны, тем неуступчивее будет сопротивление со стороны малыша, поскольку он воспримет это как посягательство на его личные нужды. Умейте сделать шаг назад, в чем-то уступить, если почувствуете надвигающийся конфликт.
Не ругайте его, если он продолжает ходить под себя или сделает это мимо горшка. Он не обучится этому в одночасье. Ободряйте его, чтобы он не ощущал себя неудачником и неумехой. Не будьте чрезмерной чистюлей, не уравнивайте его нечистоты с понятиями грязи, провинности, болезни. Когда у него все получится, похвалите его, но без экзальтации. Малыш может собой гордиться, постигнув эту нелегкую науку.